Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка комплекта маркетинговых коммуникаций в эффективном функционировании фирмы (промышленного предприятия).
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты комплекта маркетинговых коммуникаций;
– дать оценку эффективности маркетинговых коммуникаций в РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКТА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ………………….
6
1.1
Сущность и составляющие маркетинговых коммуникаций…....
6
1.2
1.3
Этапы маркетингового исследования рынка …………………….
Подходы к оценке эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций…………………………………………….………..
15
19
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РУПП «БРЕСТХЛЕБПРОМ» БАРАНОВИЧСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД ………………………………………………………………….
27
2.1
Социально-экономическая характеристика деятельности «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод……………………
27
2.2
2.3
2.4
Определение бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций, проводимых в РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод…………………………….
Анализ коммуникативной эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций……………………………………
Оценка экономической эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций……………………………………
31
34
36
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГОВЫЙ КОММУНИКАЦИЙ В РУПП «БРЕСТХЛЕБПРОМ» БАРАНОВИЧСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД………………
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Примечание – Источник: собственная разработка
Анализ показателей финансовой устойчивости РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод за период 2009-2011 года показывает их улучшение по всем коэффициентам. Это связано, главным образом, с правильной маркетинговой деятельностью предприятия.
Приведенные в таблицах 2.1, 2.2 данные показывают, что за период 2009-2011 гг. производственная и финансовая ситуации в РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод заметно улучшились. Значительно повысились темпы роста объема производства и реализации продукции, а также темпы роста балансовой и чистой прибыли. Выросла доходность совокупного и собственного капитала, а также рентабельность издержек и продаж. В итоге повысился уровень дивидендной отдачи капитала, курс акций, что способствует повышению имиджа и инвестиционной привлекательности предприятия.
2.2 Определение бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций, проводимых в РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод
Отдел маркетинга и сбыта в РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод был реорганизован в 2007 г., заменив отдел снабжения и сбыта и был подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам (рисунок 2.1).
Начальник отдела маркетинга, сбыта и снабжения
Экономист Специалист Товаровед Зав. экспедицией
по сбыту по маркетингу
Рисунок 2.1– Организационная структура отдела маркетинга, сбыта и снабжения
РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичского хлебозавода
Примечание – Источник: собственная разработка
Продвижение является важным инструментом маркетолога. Особенно оно играет большую роль, когда на рынке сильная конкуренция. Данная ситуация сложилась на рынке хлебобулочных изделий.
Целями и задачами комплекса маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод являются:
- распространение информации о товаре;
- увеличение объемов продаж хлебобулочной продукции;
- расширение рынков сбыта.
Учитывая особенности целевой аудитории, принято решение о проведении в 2011 г. в РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод следующих маркетинговых коммуникаций:
- размещение рекламы на радио и телевидении;
- публикация рекламных объявлений в газетах и журналах;
- оформление наружной вывески (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);
- ежегодное проведение выставок в г. Барановичи, г. Ляховичи, г. Слоним, г. Ганцевичи.
План маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод на 2011 г. представлен в ПРИЛОЖЕНИИ В.
На основании ПРИЛОЖЕНИЯ В рассчитаем бюджет комплекта маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод методом «процента от выручки».
При использовании этого метода бюджет рекламы определяется в процентах от выручки. Нормы определены Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 г. № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров».
В соответствии с этим Указом бюджет рекламы РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод будет составлять 250 млн. руб. + 3,75% от суммы выручки, превышающей 3 330 млн. руб.:
БР = 250 + (20 400 – 3 330) * 0,0375 = 890 млн. руб.
Метод целей и задач.
В таблице 2.3 отразим охват аудитории РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод.
Таблица 2.3 – Охват аудитории РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод маркетинговыми коммуникациями
Рекламные мероприятия |
Охват аудитории, чел. |
Выходов в месяц, раз |
1 |
2 |
3 |
Окончание таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
Радио: - радио Минск - Альфа-радио |
21 000 13 000 |
20 10 |
Газеты: - Наш край - Интеск-пресс |
9 000 11 000 |
1 1 |
Телевидение: - ОНТ |
52 000 |
4 |
Щитовая реклама |
8 000 |
1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложения В
Бюджет рекламной кампании определяется по следующим формулам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4:
П к = (Д рк *
∑(К рс i * А i)) / К мин * 0,2
П осв = П к * 0,5
П общ = П г * (1 + П) * 0,5
где П к – количество потребителей, которые будут контактировать с рекламным сообщением;
Д рк – длительность рекламной кампании в месяцах;
К рс i – количество сообщений в этом рекламном средстве за месяц;
А i – охват аудитории i-м рекламными мероприятиями, чел.;
К мин – минимальное количество сообщений, которые должен увидеть потребитель (не менее 4-х);
П осв – количество осведомленных покупателей;
П г – количество покупателей готовых купить товар;
П общ – общее количество покупок;
П – повторное количество покупок [9, с. 24].
П к = (12 * (20 * 21 000 + 10 * 13 000 + 9 000 * 1 + 11 000 * 1
+ 8 000 *
* 1 + 52 000 * 4)) / 5 * 0,2 = 377 280 чел.
П осв = 377 280 * 0,5 = 188 640 чел.
П г = 188 640 * 0,2 = 37 728 чел.
П общ = 37 728 * (1 + 5) * 0,5 = 113 184 ед. товара в год.
Определяем бюджет рекламной кампании исходя из фактических тарифов:
где 150 – изготовление радио-ролика;
100 – дизайн рекламы для журналов;
850 – изготовление рекламного ролика для TV;
350 – дизайн и изготовление щитовой рекламы;
300 – непредвиденные расходы.
БР у.е. = 12 * (20 * 120 + 10 * 110 + 1 * 86 + 1 * 94 + 2
* 500 + 2 * 950 +
+ 0,5 * 1000) + 150 + 100 + 850 + 350 + 300 = 84 960 + 1 750 = 86 710
тыс. руб.
Коммуникативная эффективность всегда
предшествует экономической эффективности
программы продвижения. Поэтому, необходимо
рассмотреть экономические
2.3 Анализ коммуникативной эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций
Коммуникативная эффективность маркетинговых коммуникаций характеризуется степенью привлечения внимания потенциальных клиентов, яркостью и глубиной их впечатлений, запоминаемостью рекламных обращений.
Основными методами изучения коммуникативной (информационной) эффективности маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод являются наблюдение и опрос.
Специалистами отдела маркетинга и сбыта РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод 15 сентября 2011 г. было проведено наблюдение за воздействием на покупателей оформления витрин магазинов РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод.
Наблюдение проводилось
Наблюдение проводилось в
Опросы более трудоемки - они требуют больших затрат времени на получение данных и их обработку. Существует множество способов проведения опросов. Наиболее простой из них - опрос определенного числа людей по заранее подготовленной анкете. Опрос такого рода проводился в магазине «Пекарня» по адресу: г. Барановичи, ул. Советская, 101 01 октября 2011 г. среди посетителей магазина. Им задавался один вопрос: «Откуда Вы узнали про продукцию РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод?» Было опрошено 300 человек.
Результаты опроса приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Результаты опроса посетителей магазина «Пекарня» РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод
Наименование источника информации |
Количество сославшихся на источник информации |
% к общему числу опрошенных |
1 |
2 |
3 |
Окончание таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
1. Газеты |
54 |
18 |
2. Радио |
48 |
16 |
3. Наружная реклама |
36 |
12 |
4. Рассказали знакомые |
153 |
51 |
5. Затруднились ответить |
9 |
3 |
Итого |
300 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из данного опроса (таблица 2.4) выяснилось, что в основном источником информации являются знакомые (51 %), газеты и радио (соответственно 18 % и 16%), достаточно большое влияние на посетителей имеет наружная реклама (12 %).
На основе полученных данных сотрудниками отдела маркетинга и сбыта РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод было рекомендовано руководству фирмы увеличить затраты на наружную рекламу. Также было рекомендовано увеличить затраты на радиорекламу и сократить - на рекламу в газетах.
2.4 Оценка экономической эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций
Для определения эффективности комплекта маркетинговых коммуникаций используются следующие показатели:
- прирост объема продаж;
- прирост прибыли;
- рентабельность рекламы (
Таблица 2.5 – Прирост объема продаж в результате проведения комплекта маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод
Наименование показателя |
До проведения комплекта маркетинговых коммуникаций |
После проведения комплекта маркетинговых коммуникаций |
Объем продаж в натуральном выражении, ед. |
480 000 |
593 184 |
Объем продаж в стоимостном выражении, млн. руб. |
20 400 |
25 210,32 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Таблица 2.6 – Прирост прибыли в результате проведения комплекта маркетинговых коммуникаций РУПП «Брестхлебпром» филиала Барановичский хлебозавод
Наименование показателя |
До проведения комплекта маркетинговых коммуникаций |
После проведения комплекта маркетинговых коммуникаций |
Объем продаж в стоимост-ном выражении, млн. руб. |
20 400 |
25 210,32 |
Рентабельность производи-мой продукции,% |
22,8 |
22,8 |
Себестоимость производи-мой продукции, млн. руб. |
16 613 |
20 529,58 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
1 136 |
1 404,22 |