Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:08, курсовая работа
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Строма». Предмет анализа - финансовые и маркетинговые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается сущность и значимость проведения анализа конкурентного положения фирмы на рынке; дается характеристика различных типов рынков, описывается система показателей, характеризующих положение предприятия на рынке.
Во второй главе анализируется особенности определения конкурентоспособности на рынке строительно-монтажных работ.
Третья глава посвящена анализу финансовой деятельности и конкурентного положения ООО «Строма».
Введение…..………………………………………………………………………3
1. Исследование фирменной структуры рынка……………………………….6
1.1. Конкурентная среда………………………………………………………….6
1.2. Возможности поставщиков фирм………………………………………….14
1.3. Изучение посредников……………………………………………………..19
1.4. Доминирующие факторы внешней среды предприятия………………….24
2. Теоретические и практические аспекты формирования маркетинговой концепции деятельности строительной организации. ………………………27
3. Анализ конкурентного положения ООО «Строма»………………………..43
3.1. Краткая экономическая характеристика предприятия…………………..43
3.2. Анализ финансовых показателей ООО «Строма»………………………44
3.3. Характеристика рынка строительно-монтажных работ N-ской области..50
3.4. Анализ положения в организации строительно-монтажных работ в ООО «Строма» и у конкурентов………………………………………………………52
3.5. Анализ конкурентной среды фирмы………………………………………57
3.6. Характеристика продукта и ценовая политика………..………………….59
3.7. Продвижение продукта на рынке…………………………………………60
3.8. Общая характеристика конкурентного положения ООО «Строма»……61
Заключение……….………………………………………………………………66
Список использованной литературы……
Оказывая услуги по эксплуатации машин, оборудования, зданий и сооружений, строительная организация формирует качественно иной продукт, который не просто предназначен для удовлетворения потребностей в продукции, но обеспечивает весь процесс удовлетворения этой потребности. Дополнительные качества этой продукции будут оцениваться потребителем в ходе ее продвижения на рынок и могут сформировать устойчивые потребительские предпочтения.
Строительная организация может оказывать услуги по техническому обслуживанию, эксплуатации, текущему и выборочному капитальному ремонту в качестве самостоятельных компонентов ассортиментного ряда. При этом создаются условия для реализации преимуществ стратегии дифференциации и диверсификации продукции с помощью более глубокого проникновения на рынок.
В конкретных условиях рыночной конъюнктуры могут сложиться предпосылки для узкопрофильной ориентации строительной организации (например, ремонтные и эксплуатационные услуги). Такая ориентация оправдана при наличии сегмента, нуждающегося в этих услугах. При освоении узкого сегмента строительная организация может столкнуться с резким обострением конкуренции, риском, связанным с быстрым насыщением потребностей или ухудшением финансового состояния потребителей. Однако маневренность организации позволяет компенсировать негативное влияние этих факторов за счет сокращения сроков перепрофилирования и концентрации на других сервисных услугах.
Выбор концепции маркетинга зависит от профиля строительства и масштабов строительных организаций. Зависимость между этими факторами можно представить в матричной форме (табл. 2).
Отдельно следует остановиться на маркетинге, связанном с жилищным строительством. Учет потребностей заказчика, ceгментация рынка жилья по демографическим признакам являются определяющими условиями при принятии решений по маркетингу.
Специфика маркетинга в жилищном строительстве связана с особенностями самого производственного процесса в данной отрасли. Во-первых, объекты жилищного строительства производятся непосредственно там, где они будут использоваться. Во-вторых, с развитием конкуренции домостроительное производство все больше будет сориентировано на удовлетворение индивидуальных запросов населения, направленных на то, чтобы жилье обладало особыми потребительскими свойствами, которые отвечают определенному периоду времени.
Более высокой конкурентоспособностью обладают те домостроительные организации, которые могут создать эффективную систему маркетинга. Причем крупные домостроительные организации, строящие многоэтажное жилье, смогут сохранить в перспективе свои позиции на рынке, лишь предоставляя заказчику широкий комплекс услуг, включающих проектно-строительные работы, возведение, эксплуатацию, сохранность жилого фонда[3].
Таблица 2 Матрица "виды строительства – концепция маркетинга"
Чтобы реализовать основной принцип маркетинга ¾ производить продукцию, соответствующую требованиям потребителей, важно обеспечить взаимоувязку качества продукции и необходимого объема продаж и прибыли, т.е. согласованно решать производственные и реализационные задачи.
В соответствии с международными стандартами “жизненный цикл” продукции состоит из 11 этапов (так называемая «петля качества»). Применительно к объекту данного исследования можно выделить девять укрупненных структурных элементов “жизненного цикла” строительной продукции (рис. 1). Представленная на рис. 1 схема позволяет сделать ряд выводов.
Во-првых, существует единство процесса производства, реализации и эксплуатации строительной продукции, что требует отражения при формировании системы управления организации и является дополнительным основанием использования сервисной концепции предпринимательства.
Во-вторых, маркетинговые воздействия, используемые на стадии реализации не завершают производства и, а являются началом процесса, когда характер и масштабы производства задаются условиями рынка, спроса, конкуренции и уже существующего товарного предложения[4].
Ориентация предпринимательской деятельности на долгосрочную перспективу предполагает наличие устойчивых маркетинговых коммуникаций в первую очередь взаимосвязей между производителями и потребителями строительной продукции. Долгосрочные связи способствуют увеличению прибыльности предпринимательской деятельности организаций, могут с большей вероятностью гарантировать продолжение процесса купли-продажи и уменьшение затрат на маркетинг. Маркетинговая деятельность, при этом, характеризуется как маркетинг отношений[5], вытесняющий так называемый маркетинг операций, основанный на принципе “одна сделка за раз” и не имеющий долговременных стратегических основ.
Концепция отношений (или коммуникативности) строится на упорядоченном обмене информацией, создании и поддержании необходимых связей и контактов с различными субъектами рыночной среды. При этом сама коммерческая коммуникация рассматривается как совокупность формальных и неформальных процедур общения деловых партнеров. Коммуникация считается эффективной, если цели партнеров совпадают.
Рис. 1. "Петля качества" строительной продукции
Инструментарием в определении оптимального взаимодействия субъектов рыночной сети и различной комбинации этих субъектов служит, как известно, комплексный маркетинг (маркетинг-микс) [6].
В наиболее часто употребляемой форме комплексный маркетинг включает четыре вида маркетинга: товарный, договорный, коммуникативный и распределительный (рис. 2). Каждый вид маркетинга включает самостоятельный комплекс мероприятий, проведение которых формирует политику строительной организации в сфере комплексного маркетинга.
Например, товарный маркетинг формирует товарную политику, которая включает все действия, связанные со строительной продукцией, работами и услугами, способствующие наиболее полному их признанию у потребителя: повышение качества строительной продукции, работ, услуг; именная политика; обслуживание потребителей; политика сервисного обслуживания; вариация строительной продукции, работ, услуг; ассортиментная политика и т.д.
Договорная политика предполагает проведение мероприятий по согласованию условий договоров подряда. К таким мероприятиям, как правило, относят ценовую политику, систему скидок и надбавок, условия предоставления строительной продукции или выполнения работ и услуг и их оплаты, а также кредитную политику.
Цель распределительной политики – своевременная поставка строительной продукции или выполнение строительных работ и услуг для потребителя. Она включает анализ и обоснование каналов сбыта, маркетинг-логистику, политику торговли, средств сбыта, размещения производительных сил, местонахождения потребителей и рынков, поставок, складирования готовой продукции и т.д.
Задача коммуникативной политики – организация взаимодействия строительной фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы для обеспечения стабильной и эффективной деятельности по формированию спроса и продвижению строительной продукции, работ и услуг на рынке с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Эффективная коммуникативная политика базируется на планировании и организации бизнес-коммуникаций, т.е. взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями; рекламе, стимулировании сбыта, организации связи с общественностью и личной продаже[7].
a)
б)
Рис. 2. Схема структуры (а) и взаимодействия (б) комплексного маркетинга
С теоретической точки зрения составляющие комплексного маркетинга: товарный, договорной, коммуникативный и распределительный виды маркетинга равнозначны и равновесомы.
Однако на практике в маркетинговой стратегии организаций строительной индустрии преимущественное развитие получают элементы товарной политики, так как успех предпринимательской деятельности этих организаций зависит от условий спроса, особенно от платежеспособности и финансовой обеспеченности носителей этого спроса. Смещение центра тяжести в сторону товарной политики не означает отказа от других элементов комплексного маркетинга. Важно подчеркнуть, что коммуникативная политика строительной организации не только формирует способы рекламы и стимулирования процесса реализации строительной продукции, но и выстраивает систему коммуникаций между деловыми партнерами, позволяющую создать долговременные хозяйственные связи и эффективно решать вопросы инвестиционного обеспечения проектов.
Бенчмаркинг, или метод сравнительного анализа используется для повышения эффективности строительных организаций.
Согласно классическому определению бенчмаркинг (benchmarking) – это способ оценки стратегий и целей работы организации в сравнении с первоклассными предпринимательскими организациями для определения своего места на конкретном рынке. Бенчмаркинг, называемый в некоторых научных школах (например, во французской) бенчмаркетинг, представляется как использование методов управления успешно работающих предпринимательских организаций после того, как в результате сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей организации. При использовании бенчмаркинга производственные и маркетинговые функции становятся более управляемыми, ибо после исследований внедряются лучшие методы и технологии других предпринимательских организаций.
Бенчмаркинг создает своеобразную аналоговую базу, которая может быть использована как эталонный объект углубленного предметного исследования. Причем цели, которые преследуют предприниматели, используя инструментарий бенчмаркинга, могут быть различными: улучшить позицию по отношению к конкурентам; снизить затраты; укрепить конкурентную позицию; повысить степень удовлетворенности покупателей; увеличить эффективность; определить слабые места процесса; разработать новые идеи; улучшить организацию и др.
Бенчмаркинг используется для анализа неочевидных, т.е. скрытых от глаз наблюдателя рыночных процессов и явлений.
Особенность его состоит в сборе возможно полной, в том числе конфиденциальной и полуконфиденциальной, информации о деятельности различных субъектов рыночной среды. Собранная информация позволяет получить более широкое представление о характере предпринимательской деятельности лидеров конкурентной среды и причинах их успеха, обобщении и использовании в процессе построения модели эффективного предпринимательства.
3. Анализ конкурентного положения ООО «Строма»
Общество с ограниченной ответственностью «Строма», является строительно-монтажной компанией и действует на основании устава и законодательства РФ.
Обще ство создано путем преобразования товарищества с ограниченной ответственностью «Строма», (зарегистрированно Постановлением №433 от 25.07.1994 г. Главы Администрации Октябрьского района г.N-а рег.№ 1333)и является его правопреемником.
Учредителем общества является: Губарев Сергей Владимирович.
Полное фирменное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Строма».
Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «Строма».
Место нахождение общества: г.N-, ул. Б.Федорова, д. 3, к. 2.
Почтовый адрес: Российская Федерация, г.N-, ул. Б.Федорова, д. 3, к. 2.
ООО «Строма» осуществляет следующие виды деятельности:
- строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
- производство и реализация строительных материалов;
- организация розничной и оптовой торговли;
- торговую, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую;
- производство товаров народного потребления и хозяйственного назначения;
- производство продукции производственно-технического назначения;
- информационное обслуживание;
- транспортирование
грузов на всех видах
- оказание услуг складского хозяйства;
- решение экологических задач;
- производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
Баланс и отчет о прибылях и убытках ООО «Строма» приведены соответственно в приложении 1 и 2.
Финансово-устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяется основное внимание.
Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:
· состава и размещения активов хозяйствующего субъекта;
· динамики и структуры источников финансовых ресурсов;
· наличия собственных оборотных средств;
· кредиторской задолженности;
· наличия и структуры оборотных средств;
· дебиторской задолженности;
· платежеспособности.
Информация о работе Оценка конкурентного положения компании на рынке