Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:08, курсовая работа
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Строма». Предмет анализа - финансовые и маркетинговые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается сущность и значимость проведения анализа конкурентного положения фирмы на рынке; дается характеристика различных типов рынков, описывается система показателей, характеризующих положение предприятия на рынке.
Во второй главе анализируется особенности определения конкурентоспособности на рынке строительно-монтажных работ.
Третья глава посвящена анализу финансовой деятельности и конкурентного положения ООО «Строма».
Введение…..………………………………………………………………………3
1. Исследование фирменной структуры рынка……………………………….6
1.1. Конкурентная среда………………………………………………………….6
1.2. Возможности поставщиков фирм………………………………………….14
1.3. Изучение посредников……………………………………………………..19
1.4. Доминирующие факторы внешней среды предприятия………………….24
2. Теоретические и практические аспекты формирования маркетинговой концепции деятельности строительной организации. ………………………27
3. Анализ конкурентного положения ООО «Строма»………………………..43
3.1. Краткая экономическая характеристика предприятия…………………..43
3.2. Анализ финансовых показателей ООО «Строма»………………………44
3.3. Характеристика рынка строительно-монтажных работ N-ской области..50
3.4. Анализ положения в организации строительно-монтажных работ в ООО «Строма» и у конкурентов………………………………………………………52
3.5. Анализ конкурентной среды фирмы………………………………………57
3.6. Характеристика продукта и ценовая политика………..………………….59
3.7. Продвижение продукта на рынке…………………………………………60
3.8. Общая характеристика конкурентного положения ООО «Строма»……61
Заключение……….………………………………………………………………66
Список использованной литературы……
Убедимся в этом на примере диаграммы на рис.3:
Рис.3. Динамика объема СМР и продажи строительных материалов
Таким образом, из рис.4 видно, что производство и продажа материалов собственного изготовления увеличилась за 2002 год в 64 раза
В настоящее время, из-за роста конкуренции в строительном секторе, главным при определении маркетинговой стратегии предприятия имеют предпочтения покупателей. Так как в настоящее время заказчики предпочитают использование во внешней и внутренней отделке строительных материалов европейского качества, то ООО «Строма» вынуждено вовремя реагировать на эти изменения вкусов и предлагать соответствующее качество. Практически все фирмы строительно-монтажного профиля придерживаются аналогичной политики.
Однако следует заметить, что при заполнении «ниши» потребительского спроса используются скорее качества менеджеров и их связи, нежели реклама продукта.
Анализ доступных рекламных материалов[8] показывает, что набор предлагаемых услуг у всех фирм строительного профиля аналогичен, причем при характеристике вида предлагаемых работ применяется термин «любые», что характеризует гибкость в ассортиментной политике.
Ценовая политика ООО «Строма» и фирм аналогичного профиля характеризуется термином «по ценам ниже рыночных». Чаще всего в этот термин вкладывается то понятие, что с клиента возьмут согласно его возможностям заплатить и выполнят работы с удовлетворительным качеством. Этот подход удовлетворяет прежде всего клиентов, поэтому фирма может расширять объем производимых работ за счет скидок менее обеспеченным заказчикам.
Анализ рекламных изданий города N-а показывает, что строительно-монтажные фирмы небольшого размера неохотно занимаются рекламной деятельностью. Например, в №22 газеты «Из рук в руки» всего три объявления подобного плана среди предприятий, причем одно из них принадлежит крупной корпорации. Среди индивидуальных предпринимателей таких объявлений больше. Это объясняется достаточно просто, так как реклама подобного рода более всего направлена на граждан (физических лиц), которые предпочитают пользоваться услугами более дешевых бригад. Поэтому строительные компании не используют этот вид рекламы.
Более всего в этой среде практикуется прямой маркетинг, когда заказчик, удовлетворенный качеством работ, рекомендует строительную фирму своим знакомым. Второй вариант заключается в том, что потенциальные заказчики сами находят подрядчика, видя качество и интересуясь ценой производимых им работ. И в том, и в другом случае необходимым условием успеха является удовлетворительное качество работ и приемлемая цена.
Как правило, все строительные фирмы хорошо осведомлены о предлагаемых конкурентами ценах, и в свою очередь стараются предложить свои более низкие цены. Однако ситуация в строительном бизнесе в настоящее время имеет тенденции к росту объемов выполняемых работ, поэтому в ближайшей перспективе резкого снижения цен не предвидится. Более того, из-за роста цен на энергоносители, занимающие в себестоимости строительных работ весомую долю, часто приходится делать скидку заказчику в ущерб собственной рентабельности.
В заключение, используя все вышесказанное, рекламную информацию, результаты опросов специалистов строительных фирм на стройплощадках составим сводный показатель конкурентоспособности фирмы «Строма».
Результаты даются в баллах по десятибалльной системе, причем в графе нижнего и высшего балла приведен комментарий.
Таблица 7. Бланк оценки конкурентоспособности фирмы «Строма» относительно ведущих конкурентов
Факторы конкурентоспособности |
Фирма «Строма» |
Конкуренты | ||
«Алан» |
«Стинек» |
«Стройсервис» | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПРОДУКТ Качество |
8 |
8 |
9 |
7 |
Стиль |
9 (фирма использует в отделке со |
9 |
9 |
9 |
Престиж торговой марки |
8 (предприятие использует косвен |
9 |
5 (предприятие использует активн |
9 (активная реклама предприятия создаем имидж торговой марке) |
Уникальность |
0 (предприятие не имеет |
2 |
2 |
5 (фирма производит сухие смеси, черепицу, полимерный профиль) |
Универсализм |
9 (занимается строительством и
ремонтом практически любых |
10 |
6 (ориентировано на евроотделку) |
9 |
Технические параметры |
8 |
7 (снижает оценку использование
материалов кустарного |
10 |
9 |
Удобство в употреблении |
- |
- |
- |
- |
Многовариантность в использовании |
10 (предусматривается |
10 |
10 |
10 |
Упаковка |
- |
- |
- |
- |
Габариты |
- |
- |
- |
- |
Право устранения брака |
10 (безоговорочное устранение |
10 |
10 |
10 |
ЦЕНА Прейскурантная |
||||
Процент скидки с цены |
||||
Льготная скидка |
||||
Формы и сроки платежа |
||||
Условия кредита |
9 (бартер, отсрочка платежа) |
8 |
5 |
5 (только предоплата) |
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА НА РЫНКЕ Реклама: |
||||
для потребителей |
0 Нет активной рекламы |
8 |
10 (активнвя рекламная компания в СМИ) |
10 |
для посредников |
0 (посредники при заключении |
8 |
10 (использование менеджеров по продажам) |
10 |
Индивидуальная продажа: |
||||
стимулы для потребителей |
||||
демонстрационная торговля |
0 (нет) |
10 (есть торговые и |
10 |
8 |
показ образцов изделий |
5 (только для изделий |
10 (Для всех изделий) |
10 |
8 |
обучение и подготовка персонала |
8 |
10 |
10 |
10 |
Телевизионный маркетинг |
0 |
10 |
8 |
4 |
Напоминание об изделиях в средствах массовой информации |
0 (нет) |
10 (активная реклама) |
8 |
4 |
Общий итог |
84 |
137 |
124 |
132 |
Таким образом, по результатам сравнительного исследования, конкурентное положение фирмы «Строма» является наихудшим: 84 балла против 124-137 у конкурентов. Основное различие происходит из-за отсутствия у фирмы «Строма» активной рекламы. Причем, если фирма «Алан» уже давно присутствует на рынке и занимается при этом активной рекламой, то «Стинек» и «Стройсервис» недавно появились на рынке города. Причем основное отличие всех трех фирм, взятых для сравнения в том, что они активнее развивают свою торговую составляющую (в том числе и строительными материалами собственного производства), чем фирма «Строма».
Результатом такого положения может оказаться в будущем падение объема выполняемых работ.
Оценим конкурентное положение ООО «Строма» на уровне компании по сравнению с ООО «Стинек» на следующих диаграммах (рис4-5).
Рис4. Динамика доли ООО «Строма» и ООО «Стинек» на рынке стрительно-монтажных работ г.N-а
Рис. 5. Динамика основных показателей ООО «Строма» и ООО «Стинек»
Анализ диаграмм позволяет сделать вывод о том, что занимая аналогичную нишу и являясь более молодой компанией ООО «Стинек» имеет более предпочтительные показатели по сравнению с ООО «Строма».
Заключение
Развитие экономики России в значительной степени ускорило распространение конкурентных отношений на российском рынке. Государство, компании, потребители услуг стали активнее влиять на конкурентную ситуацию.
Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителя услуг ужесточают отношения в этой сфере и приводят к необходимости формировать новые рыночные факторы. К объективным предпосылкам усиления конкуренции можно отнести следующие:
Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции, которые связаны с факторами структурного характера и которые радикально влияют на приоритеты ведения бизнеса.
1.Увеличение
количества и разнообразия
2. Либерализация
цен и сокращение
3. Финансовая
стабилизация и инфляционные
процессы, приватизация и формирование
негосударственного сектора
Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с изменением в рыночном поведении потребителей услуг и самих строительных компаний.
В ходе реализации экономических реформ было получено большое количество уроков, как нельзя вести бизнес в условиях меняющегося рынка, в результате чего участники рынка строительно-монтажных работ медленно, но верно начали обращаться к приемам и методам работы в условиях конкуренции, тем самым, создавая конкурентные преимущества своих компаний.
Роль государства в регулировании конкурентных отношений имеет многосторонний характер и реализуется путем разработки и осуществления национальной промышленной политики, а также разработки требований к участникам рынка.
Проблемы развития конкуренции на отраслевых рынках обусловлены действием ряда факторов, зачастую весьма осложняющих работу компаний:
экономические;
административные;
организационные;
структурные;
факторы неправового порядка.
Конкурентные преимущества компании являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности компании. Конкурентные преимущества можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, доля рынка, объем продаж).
Необходимо особо подчеркнуть, что конкурентное преимущество нельзя отождествлять с потенциальными возможностями компании. В отличие от возможностей, это факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей услуг. Именно поэтому в практике бизнеса конкурентные преимущества являются главной целью и результатом деятельности компании.
Конкурентное преимущество носит сопоставительный, а следовательно, относительный, а не абсолютный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж. Другой характеристикой конкурентного преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Для того, чтобы добиться конкурентного преимущества, необходимы усилия, направленные на комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентное преимущество компании.
Проведенное маркетинговое исследование конкурентных преимуществ компаний, работающих на рынке строительно-монтажных работ направлено на формирование у потребителей услуг такого уровня информированности, который позволяет принимать решение о выборе услуг компании на основании достаточного количества критериев, характеризующих конкурентные преимущества компании.
Конкурентные преимущества оценочных компаний подразделяются:
· на уровне компании;
· на уровне услуги.
НА УРОВНЕ КОМПАНИИ
1. Основанные на экономических факторах:
1) экономический потенциал фирмы: численность штатных сотрудников валовая выручка от реализации услуг по оценке фондовооруженность на одного сотрудника (отношение остаточной балансовой стоимости и МБП к численности оценщиков)
2) эффект опыта: год создания компании кол-во отчетов за год кол-во тендеров, выигранных за отчетный период
3) эффект масштаба (более низкие удельные затраты при более высоких объемах производства);
4) возможность
изыскания и эффективного
2. Основанные
на нормативно-правовых актах (законы,
постановления, особые привилегии
в отрасли) или вызванные
3. Технические/технологические
конкурентные преимущества (определяются
более высоким развитием науки
и техники): кол-во сотрудников, прошедших
обучение в образовательных
4. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью: наличие банка данных о клиентах наличие информации об инфраструктуре рынка оснащенность средствами связи, электронной почты, Интернетом, наличие сайта.
НА УРОВНЕ УСЛУГИ
1. Интегральный показатель уровня качества услуги или оценка качества услуги по атрибутам: доступность (услугу легко получить в удобном месте, в удобное время); коммуникабельность (описание услуги выполнено на языке клиента и является точным); компетентность; безопасность (предоставляемые услуги не несут риска и не дают повода для сомнений); осязаемость (осязаемые компоненты услуги отражают ее качество); понимание/знание клиента.
Информация о работе Оценка конкурентного положения компании на рынке