Оценка конкурентного положения компании на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Строма». Предмет анализа - финансовые и маркетинговые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается сущность и значимость проведения анализа конкурентного положения фирмы на рынке; дается характеристика различных типов рынков, описывается система показателей, характеризующих положение предприятия на рынке.
Во второй главе анализируется особенности определения конкурентоспособности на рынке строительно-монтажных работ.
Третья глава посвящена анализу финансовой деятельности и конкурентного положения ООО «Строма».

Содержание работы

Введение…..………………………………………………………………………3
1. Исследование фирменной структуры рынка……………………………….6
1.1. Конкурентная среда………………………………………………………….6
1.2. Возможности поставщиков фирм………………………………………….14
1.3. Изучение посредников……………………………………………………..19
1.4. Доминирующие факторы внешней среды предприятия………………….24
2. Теоретические и практические аспекты формирования маркетинговой концепции деятельности строительной организации. ………………………27
3. Анализ конкурентного положения ООО «Строма»………………………..43
3.1. Краткая экономическая характеристика предприятия…………………..43
3.2. Анализ финансовых показателей ООО «Строма»………………………44
3.3. Характеристика рынка строительно-монтажных работ N-ской области..50
3.4. Анализ положения в организации строительно-монтажных работ в ООО «Строма» и у конкурентов………………………………………………………52
3.5. Анализ конкурентной среды фирмы………………………………………57
3.6. Характеристика продукта и ценовая политика………..………………….59
3.7. Продвижение продукта на рынке…………………………………………60
3.8. Общая характеристика конкурентного положения ООО «Строма»……61
Заключение……….………………………………………………………………66
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

оценка конкуретного положения - копия.docx

— 160.26 Кб (Скачать файл)

Каждый рубль бюджетных затрат капитального характера в 2002 году привлек в экономику и социальную сферу области почти 13 рублей инвестиций. Средства, в основном, вкладывались в активную часть фондов: машины, оборудование. Заметно возросла доля вложения средств в жилищное   строительство. Кроме того, за счет участия в 33 федеральных целевых программах область дополнительно получила 545 млн. рублей.

Опираясь на проведенные данные, определяем долю рынка строительно-монтажных работ ООО «Строма» в 2001-2002 гг. (рис.3).

Таблица 6 Динамика объема СМР в г.N-е и ООО «Строма»

Параметры

2001

2002

млн.руб.

млн.руб.

% к 2001

СМР г.N-а

1389

1598

115

СМР ООО «Строма»

1,067

2,893

271


 

 

Таким образом, анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод о том, что темп прироста СМР фирмы  за отчетный период превышал аналогичный показатель прироста по городу N-у, что позволило увеличить предприятию свою долю в общем объеме строительно-монтажных работ с 0,08% до 0,2%.

 

3.4. Анализ положения  в организации строительно-монтажных  работ в ООО «Строма» и у  конкурентов

 

 В результате стратегического анализа организаций были изучены:

·        изменения внешней среды организаций;

·        структурные изменения юридической формы организаций, отношений собственности и руководства (внутренняя среда);

·        организационная структура организаций;

·        развитие коммерческой деятельности;

·        задачи и стратегия организаций, способы внедрения передовых стратегий, используемых в аналоговых фирмах;

·        людские, экономические, маркетинговые, производственные и системные ресурсы, а также ресурсы по развитию продукции;

·        негативные стороны деятельности организации причины отставания от конкурентов;

·        возможные направления совершенствования деятельности организации для полного или хотя бы частичного устранения негативных факторов.

Условия работы обследованных организаций соответствовали изменениям, происходящим в отрасли.

При анализе в офисах организаций главное внимание уделялось планированию менеджмента, а также его контролю. Исследования на стройплощадке были сконцентрированы на выполнении планов строительного производства, анализе правильности принимаемых мер при строительных работах, а также оценке организации производственного процесса. В результате, можно утверждать, что N-ские стройплощадки на сегодняшний день являются местами для "опытного пользования" строительных конструкций и оборудования, а не проектами с собственными руководителями, бюджетом и снабжением.

Исследование показало, что наиболее существенные претензии  к стройплощадкам состоят в отсутствии  безопасности труда на  каждой проанализированной  стройплощадке.  Самый положительный  момент – высокая  квалификация  и образование персонала, работающего на стройплощадках.

Анализ обследованных организаций показал, что наиболее сложной проблемой является коммерческая деятельность, ибо нормальная конкуренция не всегда имеет место. На приватизированных крупных предприятиях коммерческая деятельность в основном базируется на старых связях и монопольных структурах. Правда, такая ситуация типична для строительной отрасли во всем мире. Однако экономика, основанная на связях, не дает возможности определить реальные потребности развития предпринимательских организаций.

Доля бартерной торговли, по материалам обследования составляет около 85%. Очень трудно развивать предпринимательскую организацию и продвигать продукцию, а также выполнять свои обязанности по отношению к персоналу и налоговым органам в условиях, когда денежная экономика не работает.

В наиболее сложных условиях находятся строительные организации, работающие на бюджетные организации государственного сектора. Предпринимательские организации, которые за выполненные работы, услуги или поставленную продукцию получают "живые" деньги, работают эффективнее и находятся на более высоком уровне.

Структура коммерческой деятельности почти во всех обследованных организациях очень динамична, что связано с изменениями внешней среды и порождаемыми ею требованиями.

Организационная структура, как правило, децентрализована за счет деления крупных организаций на юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты. Холдинговая структура более предпочтительна в связи с льготным налогообложением и простатой распределения прибыли, а также из соображения наибольшей эффективности предпринимательской деятельности (т.е. синергетического эффекта).

В последнее время имеет место вертикальная и горизонтальная интеграция строительных предпринимательских организаций.

В качестве главных недостатков были выделены:

·        отсутствие менеджмента проектирования, что мешает им быть надежными подрядчиками в проектах «под ключ»;

·        нерегулярность и недостаточность финансирование проектов;

·        неразвитость сети поставщиков.

Необходимо отметить и положительные моменты, в частности, высокую квалификация и образование персонала. Однако, несмотря на квалификацию, персонал в большинстве своем, не подготовлен для работы в рыночных условиях и нуждается в экономической подготовке и обучении использованию новых технологий. Очень явный риск при потере опытного и высококвалифицированного лица в организации.

В N-ских строительных организациях отсутствуют менеджеры проекта западного типа. Руководители организаций постоянно участвуют в рутинных делах или решают вопросы материально-технического снабжения. Типично, что в строительной организации ее директор принимает все решения по поводу закупок, а отдел материально-технического снабжения находится только в роли исполнителя. Это усложняет руководство крупной организацией, которая не поддается управлению одним  человеком.

Руководители не доверяют решение менее важных вопросов своим подчиненным, из-за чего возникают проблемы в растущих предпринимательских организациях, которые становятся слишком крупными для руководства одним человеком.

В строительных организациях недостаточно персональных компьютеров для процесса управления проектированием, другой необходимой оргтехники, отсутствует опыт координации работы большого числа участников проекта в рыночных условиях.

В области сметной калькуляции требуются более совершенные методы составления смет, использование метода разделения затрат по категориям.

В проанализированных строительных организациях не было совершенных систем контроля качества. Все еще использовалась система советского времени, опирающаяся на контроль самим клиентом и контроль качества конечной продукции.

Новые строительные компании, организационная структура которых развивалась исходя из реальных потребностей, зачастую специализируются на выполнении узкого сектора специальных работ. Они больше преуспевают за счет высокого уровня специализации персонала, чем за счет системы планирования.

Разница между уровнем организации производства и менеджмента у N-ских строительных организаций и лучших московских фирм составляет примерно 30%, что соответствует уровню развития европейских стран в 60-х гг.

В настоящее время в состав строительно-монтажного комплекса города и области входит около 400 предприятий, из них 80 крупных и средних.  Удельный вес государственных предприятий составляет около 2% от общей численности. Частные предприятия и предприятия, находящиеся в смешанной собственности, производят 89% продукции. Значительное развитие получило малое предпринимательство. 320 предприятий отрасли относятся к сфере малого бизнеса.

Огромное значение для развития предприятий строительно-монтажного комплекса имеет наличие близко расположенных предприятий по выпуску продукции строительного назначения, так как это значительно удешевляет строительство из-за снижения затрат на транспортировку. Минерально-сырьевая база промышленности строительных материалов сосредоточена, в основном, в N-ской области и насчитывает около 100 зарегистрированных месторождений полезных ископаемых. На многих из них расположены не только карьеры по добыче природного сырья, но и  предприятия по его переработке. Всего в области действует более 40 компаний, занимающихся добычей и переработкой нерудных ископаемых, песка, гравия и щебня.

Расширяется производство современных стеновых материалов: трехслойных блоков с внутренним теплоизоляционным слоем (например, из полиуретана), ячеистобетонных, поризованных стеновых изделий и др. За 90–ые годы количество предприятий, выпускающих ячеистые бетоны увеличилось примерно в полтора раза.

Введены в эксплуатацию  мощности по выпуску высококачественных оконных и дверных блоков из древесины, алюминия и полимерных материалов. В этой области произошли заметные изменения. Сейчас в регионе примерно половина предприятий производит оконные конструкции из ПВХ профиля. Зачастую это малые предприятия, пришедшие на смену крупным деревообрабатывающим заводам. Производство конструкций из ПВХ профиля сосредоточено, главным образом, в N-е. Производство изделий из дерева распределено примерно поровну между городом  и областью.

Расширяется производство перспективных  кровельных и гидроизоляционных материалов, таких как битумно-полимерные материалы, материалы на основе стекловолокна, а также битумно-полимерные наплавляемые материалы.

Проблема конкуренции с строительными компаниями из других регионов, безусловно, является одной из основных в развитии строительной индустрии города и области.

90-е годы  характеризовались интенсивным  проникновением московских фирм  на строительный рынок N-а. Сегодня  они занимают лидирующее положение  в секторе жилищного капитального  строительства. На долю малых  предприятий типа ООО «Строма» приходится такой сегмент рынка, как производство субподрядных работ, ремонтно-строительные и отделочные работы. Сейчас многие предприятия, особенно торговые стремятся выполнить ремонт и отделку помещений, так как внешний вид торгового зала и удобство обслуживания клиентов играют все большую роль в конкурентной борьбе. Примером этого является реконструкция силами ООО «Строма» помещения магазина «Нива» по улице Рылеева, 60 (приложение 3).

Таким образом, ООО «Строма» занимает место среди небольших предприятий, занимающихся выполнением строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, которое на протяжении двух лет показывает хорошую динамику прироста объема выполненных работ.

 

3.5. Анализ конкурентной  среды фирмы

Конкуренция на рынке выполнения строительно-монтажных работ очень высока, но гораздо ниже чем у предприятий по выпуску строительных материалов. Это объясняется достаточно низкой рентабельностью строительного производства. Из-за продолжительности строительства растягивается оборачиваемость оборотных средств на фоне несвоевременной оплаты заказчиками объема выполненных работ. Это приводит к необходимости использования заемных средств на пополнение оборотных средств, что фактически означает финансирование потребителей продукции строительных организаций.

Из фирм, занимающих аналогичное ООО «Строма» положение на рынке можно привести пример ООО «Стинек» и ООО «Стройсервис».

В целом, конкурентную среду строительно-монтажных работ можно разделить на следующие большие категории:

·        Малые предприятия, выполняющие субподрядные и подрядные строительно-монтажные работы.

·        Индивидуальные предприниматели.

·        Строительно-монтажные бригады (так называемые «теневые»), которые работают без оформления документов и уплаты налогов.

Последняя категория, занимает практически целиком сектор строительства  и ремонта индивидуального жилого и нежилого фонда, так как избегая уплаты налогов и оформления проектной документации в соответствии с требованиями Госстройнадзора они могут предложить на рынке цены, значительно ниже, чем у официально зарегистрированных строительных организаций. В настоящее время «теневые» бригады занимают огромный сегмент рынка, по некоторым оценкам – более половины оплаченного объема СМР.

Индивидуальные предприниматели в строительной сфере занимают очень скромное положение и занимаются в основном отделочными работами, так как проведение строительно-монтажных работ требует наличия дорогостоящей строительной техники.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные конкуренты ООО «Строма» находятся среди малых предприятий строительного профиля, которые занимаются производством строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ с применением строительной техники.

Большое значение для выживания предприятия на строительном рынке имеет производство строительных материалов, которые используются для производства работ по подряду. Это значительно удешевляет процесс строительства и повышает прибыльность производства.

Информация о работе Оценка конкурентного положения компании на рынке