Оценка конкурентоспособности организации и товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 06:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение конкурентоспособности организации и товара. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- выявить актуальность изучения конкурентоспособности товара и предприятия;
- охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности товара;
- сделать анализ тенденций на рынке упаковочных товаров;
- представить экономическую характеристику ООО «ОХТА»;
- выявить конкурентоспособность продукции ООО «ОХТА»;
- описать мероприятия, направленные на формирование бренда ООО «ОХТА»;
- выявить мероприятия, направленные на расширение продаж.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Конкурентоспособность товара: теоретический аспект
1.1. Актуальность изучения конкурентоспособности товара
1.2. Методы оценки конкурентоспособности товара
Глава II. Место ООО «ОХТА» на рынке упаковочных товаров
1.2. Анализ тенденций на рынке упаковочных товаров
2.2. Экономическая характеристика ООО «ОХТА»
2.3. Конкурентноспособность продукции ООО «ОХТА»
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «ОХТА»
3.1. Мероприятия, направленные на формирование бренда
3.2. Мероприятия, направленные на расширение продаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Оценка конкурентоспособности товара. 82%.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечивающее конкурентное поведение заключается в сохранении и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке в условиях невозможности для предприятия эффективно менять свою производственно-коммерческую программу развития при слабом инновационном потенциале. Инструментами при такой конкуренции выступают повышение качества продукции, дополнительное гарантийное и послегарантийное обслуживание, видоизменение ассортимента и номенклатуры продукции.

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды  российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание изучение конкурентоспособности товара.

Анализ конкурентоспособности  предприятия позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. При этом применение методов анализа ситуации, сложившейся на отдельном секторе рынка стратегического менеджмента помогает наметить перспективы преодоления возникших трудностей и наметить пути дальнейшего развития.

В связи  с этим изучение данной темы является актуальным.

Целью работы является изучение конкурентоспособности организации и товара. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:

- выявить актуальность  изучения конкурентоспособности  товара и предприятия;

- охарактеризовать  методы оценки конкурентоспособности  товара;

- сделать анализ  тенденций на рынке упаковочных  товаров;

- представить  экономическую характеристику ООО  «ОХТА»;

- выявить конкурентоспособность  продукции ООО «ОХТА»;

- описать мероприятия, направленные на формирование бренда ООО «ОХТА»;

- выявить мероприятия, направленные на расширение продаж.

Объект исследования – конкурентоспособность в современных  условиях.

Предмет конкурентоспособность  продукции ООО «ОХТА».

В литературных источниках представлены отдельные направления анализа стратегического менеджмента.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность данной темы, названы цели и задачи работы, определены ее объект и предмет, а также степень проработанности данной темы.

В первой главе «Конкурентоспособность товара» дано понятие конкуренции, выявлены функции конкуренции, а также охарактеризованы ее виды по разным основаниям деления. Кроме этого были выявлены особенности конкурентоспособности товаров, а также изучены методы ее оценки.

Во второй главе проведен анализ современных тенденций на рынке упаковочных товаров; даны экономические характеристики ООО «ОХТА», которая занимается изготовлением и продажей упаковочных товаров. Кроме этого, проведен многосторонний анализ конкурентоспособности упаковочной продукции ООО «ОХТА».

Третья глава  посвящена изучению путей повышения  конкурентоспособности ООО «ОХТА»: мероприятий, направленных на формирование и укрепления имиджа ООО «ОХТА», а также на анализ мероприятий, направленных на расширение продаж.

Значимый вклад в исследование конкурентоспособности организации  и товара внесли такие исследователи-теоретики, как И.В. Алешина, изучившая потребности  покупатели и их требования к  товарам;  М.М. Баранников,  Л.Е. Басовский, давшие понятие и классификационные основы конкурентоспособности; В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, Р.А. Фатхутдинов, В.А. Щегорцов, В.А. Таранов, описавшие методы анализа конкурентоспособности организации и товара и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конкурентоспособность товара: теоретический  аспект

1.1. Актуальность изучения конкурентоспособности  товара

 

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, в условиях которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Различают пять функций конкуренции: 1) регулирующую — конкуренция воздействует на спрос, что позволяет удовлетворять запросы потребителей; 2) аллокационная — конкуренция приводит к концентрации ресурсов в том месте на рынке, где они дадут наиболее эффективную отдачу;

  1. инновационная — конкуренция дает возможность реализовать перспективные направления развития предприятия и его товаров;
  2. распределительная — благодаря конкуренции распределяется социальный продукт, прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора;
  3. контролирующая — конкуренция не позволяет отдельно взятому поставщику (продуценту) занять господствующее положение на рынке1.

Различают три типа конкурентного поведения: креативное; приспособленческое; обеспечивающее.

При креативном конкурентном поведении действия конкурентов направлены на создание новых компонентов рынка, которые обеспечили бы превосходство над соперниками (новая продукция, новые формы технологии и организации производства, новые методы распределения и сбыта, включая рекламу). Креативная конкуренция ярко проявляется в стремлении предприятий к изменению существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческое конкурентное поведение по сути своей представляет собой быстрое копирование ярких достижений конкурентов, а также попытки упреждения действии соперников, связанных с модернизацией производства.

Отмеченные типы конкурентного поведения применяются в зависимости от используемых методов конкурентного соперничества. Существуют две группы таких методов: ценовая конкуренция; неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция — соперничество за извлечение дополнительной прибыли на основе: уменьшения издержек производства и реализации продукции; изменения цен на ту же продукцию с сохранением ее ассортимента и качества в соответствии с допустимыми нормами.

Неценовая конкуренция — блок методов конкурентного соперничества, основанных на изменении свойств товара, придании товару качественно новых свойств, создании новой продукции для удовлетворения уже существующих новых потребностей покупателей, совершенствовании сопутствующих товаров и услуг.

Разработка стратегии конкуренции предприятия осуществляется в зависимости от его ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия.

В соответствии с ролевой функцией могут выделяться следующие типы конкурентов: лидеры — 40% доли рынка; претенденты — 30% доли рынка; ведомые — 20% доли рынка; новички (окопавшиеся) в рыночных нишах — 10% доли рынка. Такой разброс процентов является индивидуальным для каждого типа рынка2.

В соответствии с содержательной функцией выделяются четыре группы предприятий: 1) крупные высокоустойчивые предприятия, осуществляющие массовое производство (виоленты); 2) специализированные предприятия, закрепляющиеся в определенных нишах (патиенты); 3) мелкие и средние предприятия, занимающиеся экспериментальным производством и опережающие соперников в нововведениях (эксплеренты); 4) мелкие универсальные предприятия, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими предприятиями (коммутанты)3.

1.2. Методы оценки конкурентоспособности  товара

 

При разработке товара определяют основные характеристики по качеству и конкурентоспособности товара, реализуемого в процессе производства и эксплуатации. 

Под качеством товара понимают совокупность свойств и характеристик, которые придают товару способность удовлетворять потребности покупателя. Важными свойствами для оценки качества товара являются:

- технический уровень, который отражает материализацию в товаре научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который определяется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- техническое качество — гармоничная увязка предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации товара (функциональная точность, надежность, длительность срока эксплуатации);

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования товара (уход за изделием, ремонт).

Следует отметить, что на достижение качества товара должны быть направлены усилия всех служб предприятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки покупателей.

Основными группами факторов, влияющих на качество товаров, являются:

- факторы, формирующие качество товаров, которые включают в себя качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкцию изделия, качество технологического процесса;

- факторы, обеспечивающие сохранность товаров, которые включают в себя соответствующую маркировку, упаковку, рациональные условия доставки и хранения, профилактику и уход в процессе эксплуатации;

- факторы, стимулирующие производство продукции, которые включают в себя улучшение социально-экономических условий труда, отдыха и быта, медицинского обслуживания, предоставление льгот, привилегий персоналу;

- функциональные факторы, которые включают в себя факторы, учитываемые при решении задач службы управления качеством;

- системные факторы, которые включают в себя ряд функций управления качеством, увязанных в единую систему;

- объективные факторы, которые включают в себя внедрение научно-технического прогресса, качество проектной документации, безотказность и бесперебойность оборудования и инструмента, уровень стандартизации, унификации и типизации, дизайн;

- субъективные факторы, которые включают в себя квалификацию, мастерство и опыт персонала, культуру производства, санитарно-гигиенические и психофизические условия труда, материальное и моральное стимулирование и мотивацию труда, соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- внутренние факторы, которые включают в себя следующие группы факторов: технические, организационные, экономические, социально-психологические;

- внешние факторы, которые включают себя требования рынка, нормативную документацию, конкуренцию, имидж предприятия среди потребителей товаров.

Основным условием совершенствования товара является постоянное улучшение его качества. Под улучшением качества понимается постоянная деятельность маркетинговой службы, направленная на повышение технического уровня товара, качества его изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Большую роль в обеспечении качества товара играют статистические методы контроля качества, которые подразделяются следующим образом:

- статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

- выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества; 

- стандарты статистического приемочного контроля;

- система экономических планов;

- планы непрерывного выборочного контроля;

- методы статистического регулирования технологических процессов.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность потребительных свойств данного товара (продукции), характеризующая его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение и установленных цен потребления.

Важнейшими факторами конкурентоспособности товара являются его технический уровень, качество, ориентированность на определенного потребителя.

Обязательные компоненты конкурентоспособности товара включают в себя: группу экономических показателей, цену, затраты на эксплуатацию и утилизацию, условия платежа и сервиса, уровень снабженческо-сбытовой сети, рекламу, имидж4.

Следует отметить, что конкурентоспособность товара во взаимосвязи с ценой создает благоприятные условия для реализации товара. Таким образом, конкурентоспособность товара означает возможность его продажи на конкретном рынке аналогичных и соответствующих по удовлетворяемой потребности товаров-конкурентов.

Действие механизма товарной конкурентоспособности приводит к формированию пропорций распределения объемов продажи товаров и предприятий-изготовителей, а также поставщиков на этом рынке.

Для предварительной оценки уровня конкурентоспособности товара применяется система показателей, включающая в себя:

- единичные показатели — процентное соотношение какого-либо технического или экономического параметра данного товара и соответствующего параметра товара-конкурента;

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации и товара