Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:17, курсовая работа
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков - экономистов и менеджеров.
Введение
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков - экономистов и менеджеров.
В самом
общем виде понятие маркетинга означает
изучение рынка с определенной целью.
В маркетинге, который призван
удовлетворять потребности
Маркетинг должен начинаться с разработки стратегии, которая характеризует не виды деятельности, а их цель, что, если на предприятии приняли эту стратегию, предприятие может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних условий, в которых действует предприятие.
В условиях ориентации экономики России на развитие рыночных отношений следует учитывать, что рыночная конкуренция требует большого внимания к таким сферам, как реализация и сбыт продукции. При этом главным является способность предприятия дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-то новыми свойствами за ту же цену, при тех же издержках производства.
Глава 1.Оценка конкурентоспособности товара и разработка стратегии маркетинга
1.1. Понятие конкурентоспособности товара
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную
стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим
уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями
эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными
характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и
противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный
индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность
факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе
конкурентного
соперничества товаров в
позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по
степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам
на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной
конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических
и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество
(конкуренцию)
с другими аналогичными
товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных,
коммерческих,
организационных и
выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-
конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат
на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе
производительного и (или) личного потребления.
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его
технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые
выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их
общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом)
уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как
у нас в стране, так и за рубежом.
Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение
в национальных и международных стандартах.
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических
показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки,
упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется
(нормируется)
стандартизируемый предмет,
не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в
себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его
изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки,
транспортировки и хранения. При оценке качества товара прежде всего
определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам -
регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит
конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров,
соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и
технологии.
Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать
в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность
оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с
условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.
При оценке
конкурентоспособности
необходимо
учитывать наличие таких
и экономической информации, так как изготовителями в основном используются
проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при
исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к
иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки
уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно
быть по
возможности сведено к
На рынке товаров конкурентоспособность рассматривается с точки зрения
потребителя. При этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего
интересует эффективность потребления (Эп), определяемая как
отношение
суммарного полезного эффекта, т.е.
суммарных потребительских
товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С).
Следовательно, условия конкурентоспособности товара со стороны потребителя
принимают вид:
Эп=P/С ® max;
В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных
интересах. Рентабельность его собственной деятельности - основное условие
коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по
уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден,
как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли.
Поэтому для
производителя условия
практическом
плане оцениваются как
совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное
обслуживание.
Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает прежде
всего стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом
продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их
товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей
работе в условиях рыночной конкуренции.
1.2. Оценка конкурентоспособности товара
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством
получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее
материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение
качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства,
важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара,
К основным факторам этой оценки следует отнести:
-
Экономический потенциал и
-
Уровень развития науки и
-
Участие в международном
-
Динамичность и емкость
-
Социально-экономическую и
- Гибкость финансовой системы;
- Государственное регулирование экономики;
-
Обеспеченность трудовыми и
квалификации трудовых ресурсов.
Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в
США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными
условиями
повышения
оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая
степень адаптации экономики к эволюции спроса; точный выбор национальной
специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям
международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной
конкуренции; мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление
новых товаров и освоение новых рынков.
Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом
уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую
конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать
жестокой и бессмысленной конкуренции.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия
или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются:
завоевание
устойчивого финансового
технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать
маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения
качественных
и ценовых характеристик
комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического
обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и др.; наличие
собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами;
реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ
слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.
Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя
прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров