Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:06, курсовая работа
Исследование системы управления на предприятии в области маркетинга на современном этапе является очень актуальным аспектом, поскольку позволяет руководителю направлять внимание на наиболее перспективные проблемы, действовать рациональнее в вопросах маркетинговой деятельности, тем самым, повышая общую эффективность организации.
При исследовании систем управления в качестве объекта исследования выступает социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная особенность ее заключается в том, что основополагающим элементом является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА
1.1 Содержание и основные направления маркетинговых исследований………………………………………………………………………5
1.2 Сущность процедуры маркетингового исследования……..……….10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его производственно хозяйственной деятельности……………………………………………………16
2.2 Оценка системы управления маркетинговыми исследованиями на ОАО «Ливгидромаш»……………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА
1.1 Содержание и основные
направления маркетинговых
1.2 Сущность процедуры маркетингов
2.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА ОАО «
2.1
Общая характеристика
2.2
Оценка системы управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Исследование системы управления на предприятии в области маркетинга на современном этапе является очень актуальным аспектом, поскольку позволяет руководителю направлять внимание на наиболее перспективные проблемы, действовать рациональнее в вопросах маркетинговой деятельности, тем самым, повышая общую эффективность организации.
При исследовании систем управления в качестве объекта исследования выступает социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная особенность ее заключается в том, что основополагающим элементом является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.
Маркетинговая система является подсистемой системы управления предприятием. Маркетинговой подсистемой системы управления называют совокупность структурных элементов, связей между элементами, позволяющую на заданном множестве условий реализовать конкретный набор задач маркетинга предприятия. Маркетинговая подсистема системы управления предприятием должна обеспечить обнаружение потребности, выдачу исходных данных на проектирование товара или услуги, обеспечить разработку и реализацию маркетинговой стратегии, маркетинговых коммуникаций, продвижение товаров к покупателям, а денежных ресурсов – в обратном направлении – к производителям и их дилерам и др.
В любой деятельности для глубокого понимания ее основ, причинно-следственных связей необходимо проведение исследований. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворять. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования – это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Таким образом, цель данной курсовой работы заключается в применении методики исследования систем управления в области маркетинга в рамках действующего промышленного предприятия.
Разработка представленной темы проводилась на материалах Ливенского ОАО «Ливгидромаш». В настоящее время данное предприятие достаточно эффективно функционирует в своей отрасли и это нам позволит сделать объективную оценку системы управления деятельностью предприятия в области маркетинговых исследований.
Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- изучить сущность и основные направления маркетинговых исследований, методику проведения процедуры маркетингового исследования;
- дать объективную
- провести оценку системы управления маркетинговыми исследованиями ОАО «Ливгидромаш».
При написании курсовой работы была изучена как чисто специальная учебная литература по исследованию систем управления таких авторов как Коротков Э.М., Глущенко И.И., так и теория маркетинговых исследований в работах отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА
1.1
Содержание и основные
Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений [12]. Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.
Основные принципы, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований, - системность, комплексность, объективность, экономичность, регулярность, оперативность, точность, тщательность. Каждый из этих принципов важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия хорошо обоснованных, продуманных управленческих решений. [3]
Исследования маркетинга в системе управления должно сосредотачиваться на исследовании [7]:
1)
полноты множества
2) допустимости применений тех или иных способов и методов исследования;
3)
правильности выбора методов
и средств достижения
Существует несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект (Приложение 1).
Исследование рынка — самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Объектами в данном случае являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также его структура, география и емкость, динамика продаж, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также организации. Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие его факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Кроме того, анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования — сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка.
Исследование конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируются их сильные и слабые стороны, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на их маркетинговые средства (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных компаний, развитие сервиса). Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатами таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке (лидерство, следование за лидером, избегание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
Изучение фирменной структуры рынка проводится, чтобы получить сведения о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Помимо коммерческих, торговых и иных посредников, предприятие должно иметь правильное представление о других «помощниках» в своей деятельности на рынках. Это транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфрастуктуру рынка.
Исследование товаров нацелено на определение соответствия их технико-экономических показателей и качества запросам и требованиям покупателей, а также анализ конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие параметры изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность) он более всего ценит. Наряду с этим можно получить данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной компании, выбора подходящих торговых посредников.
Объектами здесь являются потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, и их перспективные требования, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент в соответствии с требованиями покупателей, повысить его конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, найти идею и разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.
Исследование цены направлено на определение уровня и соотношение цен, чтобы иметь возможность получать наибольшую прибыль при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров), поведение и реакция потребителей относительно цены (эластичность спроса). В результате выбираются наиболее эффективные соотношения затрат и цен (внутренние условия, издержки производства), а также цены и прибыли (внешние условия).
Исследование продвижения товара и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами здесь становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов продвижения товаров, разработать приемы продажи их конечным потребителям.
Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы — также одно из важных направлений маркетинговых исследований. Его цель состоит в том, чтобы выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов в данном случае выступают поведение поставщиков, посредников и покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями. Результаты исследований позволяют выработать политику «паблик рилейшнз», создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам (сформировать имидж), определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников, подвысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы.
Исследование предполагает предварительные испытания средств рекламы, сопоставление фактических и ожидаемых результатов, а также оценку продолжительности ее воздействия на потребителей. Все это позволяет принимать решения по активизации рекламных компаний, вести поиск новых средств воздействия на потребителя, повысить его интерес к продукции предприятия.
Информация о работе Оценка системы управления маркетинговыми исследованиями на ОАО «Ливгидромаш»