Оценка возможностей развития конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Поэтому, целью данной работы является изучение основных принципов и направлений проведения маркетинговых исследований на предприятии. Это определяет необходимость выполнения таких основных задач:
1) рассмотрение сущности и роли маркетинговых исследований;
2) изучение принципов организации маркетинговых исследований;
3) проанализировать основные направления проведения маркетинговых исследований;
4) проанализировать организацию маркетинговых исследований на конкретном предприятии;
5) выявить пути совершенствования организации маркетинговых исследований на предприятии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации маркетинговых исследований по определению экономической эффективности рекламной кампании……….5
1.1. Понятие маркетинговых исследований, методы и инструменты…….5
1.2. Методы для оценки экономической эффективности рекламной кампании…………………………………………………………………………..14
Глава 2.Оценка возможностей развития конъюнктуры…………………..29
2.1.Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия……………………………………………………………………….29
2.2.Определение экономической эффективности рекламной кампании…33
Заключение…………………………………………………………………...42
Список используемой литературы………………………………………….44

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Marketingovye_issledovania.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Основные принципы проведения маркетингового исследования

Одним из основных принципов проведения маркетинговых  исследований, является их системность. Действительно, при изучении рынка используется целая система источников информации, приемов ее сбора, обработки и прогнозирования на этой основе возможных вариантов поведения на рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Все элементы данной системы увязаны между собой, и только их четкое соответствие друг другу гарантирует результативность исследовательских работ.

К желательным  условиям проведения маркетинговых  исследований относится регулярность их проведения, гарантирующее возможность  своевременного выявления тенденций развития товарного рынка.

Принцип комплексности  — изучение  явлений   и  процессов   в  их  полноте,  взаимосвязи и развитии.

Принцип объективности  означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации. Объективность процесса исследования обеспечивается с одной стороны правильностью подбора актуальной и «свежей!» информации, а с другой — наличием методики получения и обработки информации, обеспечивающей минимальные искажения получаемых результатов

Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.

Достоверность,  т.е.  получение  адекватных  данных  за  счет  обеспечения  научных  принципов  их  сбора  и  обработки,   исключение  тенденциозности  в оценках,  тщательный контроль,   использование  ЭВМ  и  созданных  наукой  инструментов исследования.

Научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных  явлений  и  процессов  на  основе  научных  положений  и  объективно  полученных данных, а также выявление  закономерностей развития  этих явлений и процессов.

Принцип инициативности — осуществление  творческого  подхода,  проявление  инициативы,  поиск  новых,  нетрадиционных  путей  исследования:  маркетинговому  исследованию  противопоказан  консерватизм.

Принцип эффективности  — достижение  выдвинутых  целей,   соизмерение результатов с затратами. 

Каждый из этих принципов  важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия хорошо обоснованных, продуманных управленческих решений.

Направления маркетинговых  исследований определяются возможным набором объектов для изучения. Существует несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект (рис.2).

Исследование рынка — систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах. Изучаются тенденции деловой активности и распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями. Исследуются рынки товаров и услуг в целом, а также локальные и региональные рынки конкретных товаров и услуг. Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш. [16,с.281].

 

Рис.2. Основные направления маркетинговых исследований

Исследование конкурентов — это исследование, предполагающее получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождения возможности сотрудничества и кооперации с ними. Оно заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

Исследование потребителей позволяет выявить побудительные факторы, которыми руководствуется покупатель при выборе товара. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Здесь разрабатывается классификация потребителей на рынке и прогнозируется ожидаемый спрос. Целью исследования является сегментация потребителя и выбор целевых сегментов рынка.

Исследование фирменной  структуры рынка — это исследование, проводимое с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Объект исследования — коммерческие, торговые и иные посредники, транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

Исследование товара — это определение соответствия технико-экономических показателей и качества товара (тестирование товара и упаковки), обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит. Объекты исследования — потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследований дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара. Исследование товара включает исследование макросреды и исследование внутренней среды предприятия.

Исследование цены — исследование эластичности спроса по цене, состава затрат на производство товара, текущего уровня цен на товар, возможностей увеличения прибыли. В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров, влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов, поведение и реакция потребителей относительно цены товара.

Исследование товародвижения и продаж — это исследование, преследующее цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства доведения товара до потребителей и его реализации. Главными объектами изучения выступают торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли). Исследование включает анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Результатом исследования будет определение возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизация товарных запасов, разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.

Исследование системы  стимулирования сбыта и рекламы — преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.

 

 

1.3. Общая характеристика  процесса маркетингового исследования 

 

Маркетинговое исследование - сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени. Существуют различные взгляды на структуру процесса маркетингового исследования. Так, например, в работах Ф. Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процесса маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. В моем исследовании представлена точка зрения Е.П. Голубкова (рис. 3), согласно которой процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:

1. Определение потребностей  в проведении маркетинговых исследований .

Для определения потребности  в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законом на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии [15,с.78].

В ряде случаев может  не возникнуть потребность в проведении маркетинговых исследований. Возможны четыре такие ситуации:

- Информация уже имеется  в распоряжении;

- Недостаток времени  для проведения маркетингового исследования;

- Отсутствуют необходимые  ресурсы;

- Затраты превышают  ценность результатов маркетинговых  исследований [8,с.60].

 
Рис. 3. Структура и последовательность процесса маркетинговых исследований

Руководство организацией осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников - от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам и т.д. Однако, эта информация скорее всего касается проблем - симптомов, а не базовых проблем. Задачи исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем симптомов [9,с.265].

2. Определение проблемы

Ясное, четкое изложение  проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых  фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме.

Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все  возможные причины появившихся  симптомов. Часто в этих целях проводятся разведочные исследования [7,с.81].

Необходимо знать, что  включает определение проблемы:

-выявление симптомов;

-четкое изложение возможных причин или базовых проблем, лежащих в основе симптомов;

-выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем [17,с.336].

При проведении маркетинговых  исследований сталкиваются с двумя  типами проблем: проблемы управления маркетингом  и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Проблемы маркетинговых  исследований определяются требованиями предоставления руководителям и  специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем  управления маркетинговой деятельностью.

Формулирование проблем  управления маркетингом осуществляется в очень сжатой форме (не более  нескольких предложений) с учетом следующего:

-указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании;

-излагаются симптомы проблем;

-излагаются возможные причины этих симптомов;

-формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации.

Формулирование проблем  маркетинговых исследований проводится в три этапа:

-выбор и четкое определение содержание параметров, подлежащих исследованиям;

-определение взаимосвязей;

-выбор моделей.

В качестве примера параметров исследования и их определений можно  назвать следующие: «осведомленность», «отношение к продукту» и т.д. Примером взаимосвязи между различными партнерами является цена и объем продаж. Определение параметров и их взаимосвязей приводит к созданию модели [9,с.278].

Информация о работе Оценка возможностей развития конъюнктуры