Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Беларуси.
Последние десятилетия характеризуются быстрым возрастанием спроса населения развитых стран на экскурсионно-туристические услуги. Увеличение свободного времени людей, рост их денежных доходов, повышение уровня образования и культуры, способствуют рост их потребности в экскурсионных услугах и туризме.
Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил и в Беларуси. Беларусь является одной из наиболее привлекательных туристских центров мира. Культурное достояние Беларуси неизменно привлекает значительное число туристов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Специфика маркетинговых исследований в экскурсионной деятельности…………………………………………………................................5
1.1.Сущность, виды и принципы маркетинговых исследований ……………5
1.2.Маркетинговые исследование рынка экскурсионных услуг….………..…10
1.3.Маркетинговые исследования потребителей экскурсионных услуг……16
1.4.Тенденция развития рынка услуг…………………………………………20
ГЛАВА 2. Проектирование экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»………………………………………………………….…23
2.1.Процесс маркетинговых исследований при разработке новой экскурсии………………………………………………………………………...23
2.2.Технология разработки экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»…………………………………………………………....27
2.3. Контрольный текст экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно» …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизованной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг
Под экскурсионной услугой понимается услуга по удовлетворению познавательных интересов экскурсантов (туристов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
Экскурсантом является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных, в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране.
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, представляющих собой культурную, историческую или информационно-познавательную ценность.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики.
Организации, занимающиеся созданием и предоставлением экскурсионных услуг, называются экскурсионными фирмами. В крупных экскурсионных организациях данные функции выполняют разные отделы, в том числе экскурсионные и методические.
Процесс предоставления экскурсионных услуг в настоящее время в РБ.
Методическая работа представляет собой комплекс постоянно проводимых мероприятий, направленных на выполнение конкретных задач (на разработку экскурсий, обеспечение их глубокого содержания, совершенствование методики и техники их проведения, подготовку экскурсионных кадров
Направленность деятельности туристско-экскурсионного учреждения определяется характером туризма, который бывает:
-внутренним активным (прием и обслуживание белорусских туристов и экскурсантов, а также местного населения);
-въездным активным (прием и обслуживание иностранных туристов и экскурсантов);
-внутренним пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание в другие тур фирмы);
-выездным пассивным (отправка экскурсантов на обслуживание за пределы Беларуси).
Туристические фирмы Беларуси комбинируют услуги непосредственных производителей (музеев, дворцов, зрелищных и других организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско-экскурсионные услуги (например, экскурсии). В настоящее время туристические учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:
-в основе любой экскурсии
лежит один экскурсионный
-показ и рассказ - составные части экскурсии и основные элементы;
-движение (моторность) - один из признаков экскурсии;
-экскурсионная методика
является частной методикой и
состоит из двух частей - методики
подготовки и методики
-методика проведения
экскурсий представляет собой
совокупность методических
Туристические фирмы Беларуси предлагают следующие услуги:
- Обзорные и тематические экскурсии по Беларуси.
Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте.
Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента. Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько под тем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности.
- Большой популярностью
также пользуются обзорные
Тематические экскурсии посвящены
раскрытию какой-либо одной темы в области
истории, культуры, природопользования
того или иного содержательного аспекта
в тематической экскурсии, ее традиционно
относят к одному из типов: исторические,
архитектурно-
- Тематические экскурсии
по Беларуси. Существуют различные
экскурсии для более детальной,
узкой направленности. Такие экскурсии
будут интересны и
- Экскурсии по рекам и каналам - особый вид обзорных экскурсий в Беларуси. Обычно такие экскурсии включают путешествие по рекам Припять, Пина, Днепровско – Бугскому каналу.
Таким образом экскурсионные услуги пользуются большим спросом среди иногородних и иностранных гостей страны, а также среди местных жителей.
В Беларуси широкий выбор туристических
По данным Национального агентства по туризму Беларуси, страна является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год.
Ежегодно Беларусь посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Беларуси и уровня трат в стране.
Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов , Беларусь посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть памятники истории и культуры Беларуси ( дворцы, замки, крепости и т.д.), средний срок пребывания - 2,5 суток.
Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Беларусь чаще одного раза, срок их пребывания в Беларуси больше (в среднем 4,5 суток).
Экскурсионный туризм является стратегическим сектором экономики для Беларуси:
-Экскурсионный туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта
-Обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Беларуси;
-Экскурсионный туризм создает в Беларуси порядка 63 тыс. рабочих мест;
-Европейский рынок туризма неуклонно растет;
В 2008 году число частных посещений Белорусской столицы зарубежными туристами выросло за 9 месяцев уходящего года примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а число круизных туристов - на 30%. На вопрос о желании посетить Беларусь повторно, 95% зарубежных гостей ответили положительно.
Самыми популярными обзорными экскурсиями по городу Гродно, являются экскурсии с посещением Старого и Нового замка.
Среди экскурсий в музеи, большим спросом пользуются экскурсии в Музей ВОВ в Минске, Беловежской Пущи, Брестской крепости и т. д.
Большим спросом пользуются экскурсии по историческим городам Беларуси, где находится много памятников истории и культуры Беларуси. Сохранившихся в себе историю Беларуси.(Мирский замок, Лидский замок, Полоцкий Софийский собор и т. д.)
Основная проблема въездного экскурсионного туризма в Беларуси - это короткий туристический сезон (всего несколько месяцев в году). Но Беларусь - это крупный европейский центр всесезонного экскурсионного туризма. Культурная жизнь: выставки, интересные мероприятия - проходят, в основном, осенью, зимой и в весеннее время.
Политика в Беларуси в сфере туризма опирается на устойчивый интерес к стране и за рубежом. Белорусское правительство проводит курс на улучшение качества обслуживания наших гостей, на совершенствование законодательства в сфере туризма.
-принятия нормативных правовых актов Беларуси, регулирующих вопросы туризма в стране.
-разработки, принятия целевых
программ Беларуси в сфере
туризма в стране и реализации
их за счет средств бюджета
Беларуси и иных источников, не
запрещенных действующим
-информационного обеспечения
сферы туризма в Беларуси, в
том числе организации
-привлечения инвестиций в сферу туристской индустрии в Беларуси;
-налогового регулирования деятельности в сфере туризма в Беларуси.
Главная цель «Национальной Программы развития туризма Республики Беларусь как туристского центра на 2011-2012 гг.», утвержденной Президентом Беларуси в марте 2011 года, - вывести Беларусь к 2012 году в пятерку наиболее посещаемых городов Европы, а количество иностранных туристов в стране увеличить до 5 миллионов.
1.3.Маркетинговые
исследования потребителей
Среди туристических фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент.
По составу участников различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних или иностранных), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.
В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых,
Большое место в организации
экскурсионного обслуживания местного
населения и туристов занимает проведение
и подготовка экскурсий с учетом запросов,
интересов, уровня подготовки и других
особенностей различных групп населения.
Существует несколько видов группировок
экскурсантов.
Первый вид группировки. Участники
всех экскурсий, проводимых
экскурсионной организацией, подразделяются
на определенные группы в
зависимости от отношения этих людей к
экскурсии. В этом случае группы отличаются
большим или меньшим интересом людей к
самой экскурсии. Профессиональные интересы,
образование, уровень культурного развития
и возраст в этом случае экскурсионным
учреждением не учитывается. Этот вид
группировки охватывает три основных
категории экскурсантов.
В первую категорию входят наиболее
любознательные люди, которые хотят знать
буквально все о науке, производстве, строительстве,
истории,
искусстве, архитектуре.
Это самая массовая группа экскурсантов.
В
настоящее время значительная часть экскурсионной
работы построена на
обслуживании именно таких экскурсантов.
В эту группу входят рабочие,
служащие, студенты, дети, т.е. люди, самые
различные по своему роду занятий, культурному
уровню, возрасту. Все они сходны в одном
- в стремлении получить знания, поэтому
их привлекают любые темы экскурсий;
Во вторую категорию участников экскурсий, входят люди, которые имеют широкий круг знаний, проявляют устойчивый интерес к определенной области знаний, например к истории и к искусству. Они ставят перед собой задачу дополнить знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их теме или проблеме. Этим объясняется тщательный выбор ими темы предстоящей экскурсии. Работа с такими экскурсантами требует постоянного расширения экскурсионной тематики;
К третьей категории экскурсантов
относятся люди, которые стремятся
заполнить свой досуг интересными
мероприятиями без четко определенной
цели. Однако в ходе экскурсии
в группе, состоящей из таких экскурсантов,
происходит расслоение. Часть
участников, заинтересованная объектами
показа и увлеченная рассказом
экскурсовода, становится более активной.
Другая часть группы проявляет
вежливую заинтересованность, а иногда
вообще не скрывает своего безразличия
к содержанию экскурсии. В будущем
значительное число экскурсантов,
отнесенных к третьей категории,
пополняют группы первой и второй
категорий.
Второй вид группировки. Здесь
подразделение экскурсантов на группы
происходит по более сложным признакам:
Первый признак - разделение
экскурсантов по возрасту. Создаются
однородные экскурсионные группы
с учетом возраста. Экскурсии для разных
возрастных групп отличны друг
от друга по способу передвижения,
продолжительности, содержанию,
методике преподавания материала;
Второй признак - разделение по роду занятий экскурсантов. Положенный в основу дифференцированного подхода к организации проведения экскурсий, он вдет к созданию отдельных групп из рабочих разных профессий. При проведении экскурсий для таких групп учитывают профессиональные интересы каждой из них;
Третий признак - экскурсионные
группы формируются по характеру
общественной деятельности.
Уже сейчас многие экскурсионные учреждения
проводят экскурсии для профсоюзных
работников;
Четвертый признак - разделение на группы происходит в зависимости от формы учебы экскурсантов, расширения их кругозора. Имеются в виду кружки и семинары;
Информация о работе Органиация маркетинговых исследований при разработке новых экскурсий