Органиация маркетинговых исследований при разработке новых экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Беларуси.
Последние десятилетия характеризуются быстрым возрастанием спроса населения развитых стран на экскурсионно-туристические услуги. Увеличение свободного времени людей, рост их денежных доходов, повышение уровня образования и культуры, способствуют рост их потребности в экскурсионных услугах и туризме.
Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил и в Беларуси. Беларусь является одной из наиболее привлекательных туристских центров мира. Культурное достояние Беларуси неизменно привлекает значительное число туристов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Специфика маркетинговых исследований в экскурсионной деятельности…………………………………………………................................5
1.1.Сущность, виды и принципы маркетинговых исследований ……………5
1.2.Маркетинговые исследование рынка экскурсионных услуг….………..…10
1.3.Маркетинговые исследования потребителей экскурсионных услуг……16
1.4.Тенденция развития рынка услуг…………………………………………20

ГЛАВА 2. Проектирование экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»………………………………………………………….…23
2.1.Процесс маркетинговых исследований при разработке новой экскурсии………………………………………………………………………...23
2.2.Технология разработки экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»…………………………………………………………....27
2.3. Контрольный текст экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно» …………………………………………………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 94.61 Кб (Скачать файл)

 Для статистической  обработки полученной информации  используется стандартизированное  программное обеспечение, наиболее  распространёнными пакетами которого являются Excel,  Statistika, Marketing Expert  и др.

 Важным условием, позволяющим  должным образом использовать полученную маркетинговую информацию, является её интерпретация – всестороннее и научно обоснованное объяснение. Это позволяет разработать выводы и рекомендации. Они должны вытекать из полученных результатов, быть аргументированными, достоверными и направленными на решение исследуемых проблем.

 Представление результатов  исследования осуществляется в  виде краткого общедоступного  изложения его  сущности либо  полного научного отчёта. В нём  в систематизированной и максимально  наглядной форме ( таблицы, графики, диаграммы и др.) излагается содержание исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации относительно того, какие следует предпринять действие для разрешения проблемы и принятия соответствующего маркетингового решения.

 

 

 

 

 

 

2.2.Технология  разработки экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»

 

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии. В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. При создании экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно» выделились этапы [8;с.97]:

1 этап: Определение цели  и задач экскурсии 

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. В качестве целей данной экскурсии можно выделить следующие: знакомство экскурсантов с архитектурными ценностями города, пробуждение интереса к истории города, расширение кругозора

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели.  Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Задачами экскурсии могут являться: ознакомление экскурсантов с архитектурными памятниками в стиле барокко и их значением для города, формирование любви и уважения к достопримечательностям и к городу в целом, развитие интереса к архитектуре и эстетическое воспитание экскурсантов и т.д.

2 этап: Выбор темы экскурсии 

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. Темой данной экскурсии является Архитектурные и исторические памятники Гродно.  Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет  раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных  ассоциаций, содержательный смысл. В соответствии с требованиями экскурсия была названа «Архитектурные и исторические памятники Гродно».

3 этап: Отбор литературы  и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии был составлен список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

4 этап: Отбор и изучение  экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов данной экскурсии являются:

1) старые города или  сохранившиеся части старых городов, жилые дома в городе и на  селе;

2)общественные здания (административные, учебные, театральные, музейные, библиотечные, торговые, лечебные);

3) памятники культового  назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни, выполненные  в стиле барокко);

4) инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.);

5) монументы (арки, колонны, обелиски, стелы, выполненные в стиле  барокко)

6)Памятники искусства  – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое  искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

1)По содержанию – одно  плановые (произведения живописи, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, улица, площадь города)

2)По функциональному назначению  – основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе

3)По степени сохранности  – полностью сохранившиеся, дошедшие  до наших дней со значительными  изменениями, частично сохранившиеся, утраченные

Отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут- главная задача при разработке экскурсии. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. При создании данной экскурсии были учтены следующие критерии:

1)Познавательная ценность  – связь объекта с конкретным  историческим событием, с определенной  эпохой, художественные достоинства  памятника, возможность их использования  в эстетическом воспитании участников  экскурсии.

2)Известность объекта, его  популярность среди населения

3)Необычность объекта. Имеется  в виду особенность, неповторимость  памятника истории и культуры, здания, сооружения.

4)Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность  объекта, его взаимодействие с  фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

5)Сохранность объекта. Производится  оценка состояния объекта в  данный момент, его подготовленности  к показу.

6)Местонахождение объекта (расстояние до памятника, удобство  подъезда к нему, пригодность  дороги для автотранспорта, возможность  подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая  данный объект, наличие места, пригодного  для расположения группы с  целью наблюдения)

7)Временное ограничение  показа объекта - это когда посещение  и осмотр объекта невозможны  из-за плохой видимости или  сезонности.

На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся древние города, архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т.д. При осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого.

5 этап: Составление маршрута  экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые учтены в маршруте - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Маршрут был построен по тематическому принципу так как экскурсия связана с раскрытием определенной эпохи в жизни города.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута. Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

6 этап: Объезд (обход) маршрута

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставились задачи:

1) ознакомиться с планировкой  трассы, улицами, площадями, по которым  проложен маршрут

2) уточнить место, где  расположен объект, а также место  предполагаемой остановки экскурсионного  автобуса или пешеходной группы

3) освоить подъезд на  автобусе к объектам или местам  стоянок

4) провести хронометраж  времени, необходимого для показа  объектов, их словесной характеристики  и передвижения автобуса, а также  уточнить продолжительность экскурсии  в целом

5) проверить целесообразность  использования намеченных объектов  показа

6)выбрать лучшие точки  для показа объектов и варианты  расположения экскурсионной группы

7)выбрать методику ознакомления  с объектом

7 этап: Подготовка контрольного  текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ  с учетом требований данного текста. Контрольный текст данной экскурсии содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом.  Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии.

8 этап: Комплектование «Портфеля  экскурсовода» [Приложение 3]

 

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта. В «портфель экскурсовода» данной экскурсии были включены: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин и фотографии памятников архитектуры в период их постройки. Важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Фотографии, карто-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

Информация о работе Органиация маркетинговых исследований при разработке новых экскурсий