Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Беларуси.
Последние десятилетия характеризуются быстрым возрастанием спроса населения развитых стран на экскурсионно-туристические услуги. Увеличение свободного времени людей, рост их денежных доходов, повышение уровня образования и культуры, способствуют рост их потребности в экскурсионных услугах и туризме.
Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил и в Беларуси. Беларусь является одной из наиболее привлекательных туристских центров мира. Культурное достояние Беларуси неизменно привлекает значительное число туристов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Специфика маркетинговых исследований в экскурсионной деятельности…………………………………………………................................5
1.1.Сущность, виды и принципы маркетинговых исследований ……………5
1.2.Маркетинговые исследование рынка экскурсионных услуг….………..…10
1.3.Маркетинговые исследования потребителей экскурсионных услуг……16
1.4.Тенденция развития рынка услуг…………………………………………20
ГЛАВА 2. Проектирование экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»………………………………………………………….…23
2.1.Процесс маркетинговых исследований при разработке новой экскурсии………………………………………………………………………...23
2.2.Технология разработки экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»…………………………………………………………....27
2.3. Контрольный текст экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно» …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии [Приложение 2]
Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:
1) Отбора наиболее эффективных
методических приемов для
2) Определения приемов
сохранения внимания
3) Выработка рекомендаций
по использованию
4) Отбора правил техники ведения экскурсии
10 этап: Составление методической разработки [Приложение 2]
Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы, вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять рассказ и показ в единое целое.
Оформление методической разработки происходит следующим образом:
1) на титульном листе
располагаются данные: наименование
учреждения, название темы экскурсии,
вид экскурсии, протяженность маршрута,
продолжительность в
2) на следующей странице
излагается цель и задачи
Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения [8;с.97].
2.3. Контрольный текст экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»
ВСТУПЛЕНИЕ
Дорогие друзья!
Экскурсия «Архитектурные и исторические памятники Гродно», которая предлагается вашему вниманию, посвящена знакомству с одним из красивейших городов Беларуси – Гродно – один из древнейших городов нашей страны. Он является одним из самых красивых и колоритных городов Республики Беларусь. В Гродно насчитывается около 400-сот значительных архитектурных объектов, которые привлекают туристов из других стран посетить нашу страну. В первую очередь для туристов привлекательны старый и новый замок. Первый был построен на берегу Немана в конце XIV - начале XV веков, новый - рядом со старым в XVIII веке.
Это будет своеобразное путешествие во времени и пространстве. Мы посетим памятные места и памятники, что поведают нам о ключевых событиях в судьбе Гродно, который за свою долгую историю побывал в составе разных государственных образований и государств, испытал влияние разных этнокультур, страдал от войн и пожаров и при этом сберёг свою самобытность, свой неповторимый архитектурный облик, свою удивительную ауру.
Маршрут нашей автобусно-пешеходной экскурсии соединит между собой исторический облик Гродно – исторический центр с его архитектурными ансамблями и святынями: Фарный костёл Св.Франциска Ксаверия; Свято-Покровский кафедральный собор; Каложская церковь; Старый замок; Новый замок; Зоопарк в Гродно; Старя аптека; пожарная башня; Музей в старом замке; старый мост 16 века.
Любуясь Гродном, знакомясь с его достопримечательностями, мы коснёмся не только его истории, но и других аспектов, характеризующих город: экономики, образования, культуры, спорта, вспомним о знаменитых уроженцах Гродно, о тех, для кого город служил предметом вдохновения.
Наблюдая и сравнивая, вы составите своё представление о Гродно и, надеюсь, что, попав под его волшебные чары, увезёте с собой на память о Гродно самые лучшие впечатления и воспоминания.
Борисо-Глебская Коложская цековь
Борисо-Глебская Коложская церковь - единственный сохранившийся в Гродно храм XII века. Храм одноименен городенским удельным князьям Борису и Глебу. По всей видимости, инициаторами его строительства могли быть или они сами, или их отец - Всеволод (Всеволодко) Давидович, правнук киевского князя Ярослава Мудрого.
Эта церковь известна многим белорусам под названием Коложская. Она строилась на как монастырская, что и объясняет ее отдаленное расположение oт города на незаселенной площадке урочища Коложань (название «коложань, коложень» обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое свято почиталось окрестными язычниками.
Точное время возникновения
В 1839 г. Коложский
монастырь был вновь преобразован в православный,
а в 1842 году возведен в степень 2-го класса.
Но настоящим бедствием для Коложи стал
Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную
гору, на которой стояла церковь. С 1738 года
сохранилась подробная опись базилианского
монастыря на Коложе, составленная Игнатием
Кульчинским, в котором имеются данные
о том, что берег Немана подошел вплотную
к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые
меры не давали результатов. Когда у противоположного
берега лесопромышленник для нужд своего
предприятия устроил плотину, русло Немана
изменилось, и его воды устремились в сторону
Коложи. В 1853 году в ночь с 1 на 2 апреля
вся южная стена и часть западной стены
здания древней церкви вместе с потолком
обрушились, только крыша каким-то чудом
удержалась на стропилах.
После стихийного бедствия 1853 г. неоднократно выдвигались проекты по реставрации Борисо-Глебской церкви. Реставрационные работы начались только 1894 г. За это время храм пережил еще два оползня - 1864 и 1889 годов. С 1896 по 1906 годы были проведены работы работы по укреплению берега, возведению видовой площадки и возведению деревянных стен и крыши храма. В 1906 году состоялось освящение восстановленного храма.
В 1904 году возник вопрос о полном восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде. Были проведены исследовательские работы, составлен проект реставрации. В 1910 году были проведены подготовительные работы. Но реставрационные работы прервала Первая мировая война.
В советское время Коложская
церковь была закрыта для богослужений,
а в 1948 г. передана историко-археологическому
музею. Рядом местные власти открыли парк
для народных гуляний.
В 1967 г. Замковая
гора и Коложский храм были объявлены
Историко-археологическим заповедником.
В 1977 г. храм стал филиалом Республиканского
музея атеизма и религии.
В начале
80-х гг. после проведения некоторых реставрационных
работ храм стал «музейным экспонатом».
И только в начале 90-х гг. Свято-Борисо-Глебская
церковь была возвращена Православной
Церкви.
Борисо-Глебвский
храм прославился чудотворной иконой «Коложской Богоматери». В летописи Борисо-Глебского
мужского монастыря имеются сообщения
о чудесных исцелениях. А накануне революции
1917 г. образ был перевезен в Россию, после
чего следы его безнадежно потерялись.
Уже много лет Гродненская епархия православной
церкви и городские власти занимаются
поисками древней иконы, но найти ее пока
не удалось.
Старый замок
Старый замок действительно старый – его возвели еще во времена Древнерусского княжества. С тех пор замок много раз разрушался и отстраивался вновь. От первой постройки остались только фрагменты крепостных стен, которые проходят по самому краю обрыва. Их толщина составляет около трех метров, а общая протяженность стены более трехсот метров. Во времена Великого Княжества Литовского, при правлении князя Витовта замок имел пять деревянных башен. Эта постройка утрачена почти полностью: теперешний Старый замок был возведен гораздо позже, в конце 16 века. Польский король Стефан Баторий, сделавший Гродно своей резиденцией, выписал из Италии архитектора Скотто, уроженца города Пармы, под руководством которого и было возведено новой двухэтажное здание замка. Несмотря на небольшие размеры и довольно уютный вид, замок был прекрасно приспособлен к обороне. Толстые стены, отсутствие парадного зала и небольшие окна подчеркивали его полувоенное назначение.
Впоследствии замок реконструировался почти каждые сто лет. Окончательно изменил его облик третий этаж, надстроенный в 19 веке по приказу гродненского губернатора.
Сегодня в здании Старого замка расположился историко-археологический музей, а стены идущие по обрыву Неманского берега являются обязательным объектом для посещения и фотографирования во время свадеб.
Новый замок
Открытые ворота, гостеприимно приглашающие нас посетить Новый замок.
Новый замок был построен в середине 18 века по проекту немецких архитекторов Матеуша Даниеля Пепельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля и был резиденцией последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Архитекторам удалось объединить оба замка в один дворцово-парковый комплекс и гармонично увязать архитектуру разных эпох.
Здание замка имеет форму буквы П, одна из длинных сторон которой обращена на Неман. Снаружи фасад был очень просто отделан: небольшие пилястры, картуши между окнами и все. Однако внутренняя отделка в соответствии со вкусами польского короля была сделана исключительно роскошной: Станислав Понятовский был приверженцем рококо. К сожалению, внутреннее убранство залов, включая лепные декорации не сохранилось, поскольку во время Великой Отечественной войны замок неоднократно горел.
Сегодня в здании Нового Замка расположилась Гродненская областная библиотека и Музей естественной истории.
Пожарная башня
Первое упоминание о пожарной охране города относится к 1897 году. Дело в том, что в конце XIX века в результате огромного пожара Гродно утратил более 600 домов, после чего на деньги горожан было построено пожарное депо и каланча..
Башня представляет собой четырехгранное со срезанными гранями шести ярусное сооружение (примерно восемь этажей по современным меркам), которое возвышается на углу Г-образного в плане одноэтажного здания депо (служебное помещение и боксы пожарных машин).
Верхний ярус является по совместительству смотровой площадкой с шатровым навесом на металлическом каркасе и ажурной кованной оградой.
Внутри находится многомаршевая винтовая лестница высотой в 120 (данные тоже расходятся, но не сильно) деревянных ступенек. Для строительства башни в свое время специально "выписывали" архитектора из Петербурга. Когда-то она была самым высоким сооружением в Гродно. Со смотровой площадки дневальный/дозорный мог заметить любой даже самый маленький пожар. После чего звонил "набат" и из конюшен, расположенных у подножья башни, выкатывали упряжки с бочками, наполненными водой.
В 1939 году пожарная охрана города располагала
двумя пожарными автомобилями и обозом
"на конной тяге".
Сегодня,
с развитием телефонии необходимость
в постоянном визуальном наблюдении отпала,
в связи с чем башню давно не используют,
по крайней мере по прямому назначению
(лазят всякие телевизионщики, фотографы
да историки. Даже вход с улицы наглухо
забит. Хотя башня (по крайней мере кирпичная
кладка) отлично сохранилась - не тронула
ее ни Первая мировая, ни Вторая, ни советский
строй.
Единственная
цель, с которой используется башня - сигнальная:
наверху в пол вмонтирован "ревун",
который "истошно взвоет в случае учебной
или настоящей тревоги". Не так давно
началась реставрация пожарного депо
№1.
Гродненские
археологи на месте бывшей пожарной части
обнаружили горы настоящих раритетов
(в том числе культурный слой XII века). Теперь
же на месте старого здания депо построено
новое (реставрация, однако), в котором
планируют "разместить музей пожарной
аварийно-спасательной службы Гродненщины":
на первом этаже коллекция пожарных машин,
а на втором "откроются различные экспозиции,
в том числе об «огненных» периодах в истории
Замковой улицы". Часть экспонатов сюда
перекочует из Гродненского археологического
музея, где около 180 000 экспонатов лежит
в загашниках из-за нехватки выставочных
мест. А сама столетняя каланча превратиться
в смотровую площадку для туристов.
Фарный костёл
Гродно без Фарного костёла представить практически невозможно.
Фарный костёл или костёл Франтишка Ксавелия – визитная карточка Гродно и один из самых известных памятников архитектуры города. Находится в центре города на Советской площади (когда-то Ратушной). Сама площадь, долгие годы служившая предметом гордости жителей города, была полностью обезображена при проведении реконструкции летом 2006 года. Сложно сказать, сколько повидал на своем веку этот храм.
Фарный костел долгое время считался самым богатым костелом в Восточной Европе. Его внутренне убранство и сейчас поражает воображение: изумительная резьба по дереву, фрески, великолепные скульптуры – иезуиты не пожалели ни сил, ни золота для украшения главного храма гродненщины. Костел занимал и занимает целый квартал – в комплекс входили жилые помещения, склады, воскресная школа, аптека, мастерские. К слову, аптека работает и сейчас, причем в том же помещении, что и три с небольшим века назад.
Работы по строительству Фарного костела были начаты в 1678 году, а в 1705 году костел был освящен. На церемонии освящения присутствовали польский король Август Первый и российский император Петр.
Гродненские часы на Фарном костёле – одни из самых старых действующих европейских башенных часов. Официально известно, что основа часового механизма Фарного костёла сохранилась с 16 века. Об этом свидетельствуют многочисленные старинные детали, полностью сохранившиеся в часах. Те же выводы подтвердили и специалисты из Эрмитажа, которые занимались реставрацией башенных часов
Фарный костел является действующим костелом и ежедневно посещается тысячами прихожан.
Покровский кафедральный собор.
Это единственный в Гродно православный собор. Здание находится на пересечении улиц Элизы Ожешко и Ленина, напротив главного корпуса Гродненского университета. Собор был построен в 1904-1905 годах в стиле гродненской эклектики, он постоянно ремонтируется и потому как историческая ценность неинтересен. Однако внутреннее убранство собора на редкость богато и гармонично выглядит. Особый интерес вызывают памятные доски, на которых выбиты имена гродненцев, погибших на русско-японской войне. Невольно чувствуешь уважение к погибшим, а также к тем, кто сохранял и отстаивал этот собор и эти доски в течение последних восьмидесяти лет. Cобор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905 – 1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904 – 1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. С 1991 года начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненсая епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце 1993 года продолжилась традиция поминовения погибших воинов. В соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.
Информация о работе Органиация маркетинговых исследований при разработке новых экскурсий