Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Беларуси.
Последние десятилетия характеризуются быстрым возрастанием спроса населения развитых стран на экскурсионно-туристические услуги. Увеличение свободного времени людей, рост их денежных доходов, повышение уровня образования и культуры, способствуют рост их потребности в экскурсионных услугах и туризме.
Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсии развивают интеллект, расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил и в Беларуси. Беларусь является одной из наиболее привлекательных туристских центров мира. Культурное достояние Беларуси неизменно привлекает значительное число туристов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Специфика маркетинговых исследований в экскурсионной деятельности…………………………………………………................................5
1.1.Сущность, виды и принципы маркетинговых исследований ……………5
1.2.Маркетинговые исследование рынка экскурсионных услуг….………..…10
1.3.Маркетинговые исследования потребителей экскурсионных услуг……16
1.4.Тенденция развития рынка услуг…………………………………………20
ГЛАВА 2. Проектирование экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»………………………………………………………….…23
2.1.Процесс маркетинговых исследований при разработке новой экскурсии………………………………………………………………………...23
2.2.Технология разработки экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»…………………………………………………………....27
2.3. Контрольный текст экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно» …………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Пятый признак - экскурсанты,
которые отдают часы своего культурного
досуга любительским занятиям. Эту группу
составляют участники коллективов и кружков
художественной самодеятельности, клубов
и объединений по интересам - любителей
музыки, театра, киноискусства,
книги, туризма, природы, фотографии,
различных видов коллекционирования.
Отдельно следует отметить детские экскурсии. Экскурсии для детской аудитории можно разделить на две группы - школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика, методика проведения.
Школьные экскурсии в свою очередь
имеют три вида: урочные проводимые в учебное
время; внеурочные, проводимые до и после
занятий в классе и внеклассные - факультативные.
Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный
характер, их содержание связано с учебной
программой
определенного класса школы.
Эти экскурсии ведут педагоги
общеобразовательных школ в
соответствии с планом работы по своему
предмету. Цель школьной экскурсии
- изучение учебной программы по
конкретному предмету. Внешкольные
экскурсии направлены на расширение культурного
кругозора детей и подростков, воспитание
подростков.
Первоочередная задача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в этой сфере: учесть то, что люди становятся независимыми, все больше и больше путешествуют, хотят все больше увидеть и узнать.
Иностранные туристы - желанные гости любой страны. В среднем один иностранный тратит от 100 до 200 долларов в день: на сувениры, проживание, экскурсионные программы. И чем дольше он остается в Беларуси, тем больше денег оставляет в нем. Поэтому задача Беларуси - не просто привлечение туристов, а увеличение срока их пребывания в стране. Для этого в стране постоянно создаются любопытные эксклюзивные маршруты. Строятся новые или абсолютно уникальные и удивительные туристские объекты.
В среднем иногородние туристы находились в Беларуси 5 дней, иностранные -3,5 дней. Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем в структуре расходов занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9%.
1.4.Тенденция развития рынка услуг
В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.
Для Белорусского рынка экскурсионных услуг, стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
-ярко, выраженная сезонность,
обусловленная тем, что основным
потребителем экскурсионных
-сокращение тематики экскурсий;
-дефицит квалифицированных
экскурсоводов и гидов-
-растет число "подпольных" экскурсоводов.
Еще одна серьезная проблема в развитии городского экскурсионного туризма - это несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
Для успешного развития экскурсионного рынка необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.
Развитие экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы.
Не маловажным элементом в развитии экскурсионного рынка Беларуси является организация методической работы в экскурсионной фирме.
Работа строится с учетом нормативного и стратегического планирования экскурсионной деятельности на основе годового плана. Формы работы отдела различны: семинары, лекции, конференции, учебные и показательные экскурсии, занятия методических секций экскурсоводов, заседания методического совета, обмен опытом.
Для обеспечения высокого уровня обслуживания экскурсанта необходима научная система, объединяющая все составляющие профессиональной экскурсионной деятельности.
Небольшие фирмы, выполняющие в настоящее время значительные объемы туристско-экскурсионного обслуживания населения, не могут позволить себе не только методического одела, но даже штатного методиста, контролирующего качество экскурсионного обслуживания. Зачастую, они даже не содержат у себя в штате экскурсоводов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации и обеспечения качества экскурсионного обслуживания стала аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков.
В целом аккредитация позволяет определиться с имеющимся на настоящее время положением с кадрами, узнать не только количество реально работающих гидов, но и многие важные подробности: их образовательный уровень, стаж работы, степень занятости, направление их интересов и др. Наличие такой информации позволяет создать банк данных, обеспечивающих удовлетворение запросов руководителей существующих и вновь создаваемых фирм о специалистах, способных квалифицированно провести ту или иную необходимую им экскурсию. Но главное, для чего необходима система аккредитации - это, обеспечение качества экскурсионных услуг.
Также большой проблемой, для развития экскурсионного туризма Беларуси , является общее состояние городов Беларуси.
Следует учесть, что сегмент гостей, готовых мириться с очевидными недостатками Беларуси постоянно уменьшается в относительных величинах, и предпочтение смещаются в более обустроенные центры туризма восточной Европы.
Основной вывод, который напрашивается – Беларусь несомненно обладает уникальной возможностью значительно приумножить свою экскурсионно-туристскую индустрию за счет уникальных культурных и исторических памятников доставшихся нам от предков. Но для того, чтобы этот фактор сработал, необходимо привести всю городскую (и не только городскую, но и областную) инфраструктуру в соответствие с современными потребностями.
Экскурсионно-туристская инфраструктура развивается в ответ на огромный спрос в области туризма в последние годы. История, культура, искусство - являются важнейшей составляющей привлекательности Беларуси в области экскурсионного туризма, одного из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития страны, так как этот вид туризма находится на пересечении сферы бизнеса и гуманитарной сферы. На сегодняшний день именно культура становится одним из главных факторов развития страны, важнейшим стратегическим ресурсом развития науки, образования и туризма. Памятники культуры и события культурной жизни, являются основной составляющей маркетинга экскурсионных услуг, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа Беларуси.
В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
-недостаточная маркетинговая
поддержка Беларуси и, как следствие,
низкий уровень
-существующий уровень
развития инфраструктуры
К основным возможностям повышения доходов экскурсионных фирм Беларуси относятся:
-увеличение срока пребывания иностранных туристов;
-стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
-увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
ГЛАВА 2.
Проектирование экскурсии «Архитектурные и исторические памятники Гродно»
2.1.Процесс маркетинговых исследований при разработке новой экскурсии
Результативность и эффективность маркетинговых исследований во многом зависят от соблюдения одного из важнейших принципов их организации, заключающегося в том, что процесс их осуществления должен состоять из ряда последовательных этапов:
- определение целей и задач исследования;
- разработка программы исследования;
- анализ и интерпретация информации;
- представление результатов исследования.
Цели и задачи исследования должны быть чётко сформулированы и конкретизированы исходя из специфики проблемы, актуальной для туристической организации в тот или иной момент времени. При этом цели исследования отражает его конечный результат, а задачи – вопросы, ответы на которые необходимо получить для реализации поставленной цели.
На основе целей
и задач исследования
Рабочие гипотезы устанавливают рамки и основные направления, что является базой для разработки его программы.
Программа маркетингового
исследования – документ, детально
определяющий источники, методы,
процедуры и инструментарий
Особое внимание в
программе обращается на
Использование при проведении маркетинговых исследований источников вторичной информации имеет как достоинство, так и недостатки.
Достоинство вторичной информации:
- быстрота получения
- меньшие затраты на
сбор и анализ информации по
сравнению с полевыми
- возможность более чёткого
структурирования содержания
Недостатки вторичной информации:
- несоответствие целям конкретного исследования;
- возможная нестыковка единиц измерения;
- применение в источниках
различных определений и
- разная степень новизны источников;
- невозможность в большинстве случаев оценить достоверность.
В случае, когда кабинетные
исследования не дают нужного
результата, принимается решение
о проведении полевого
Достоинство первичной информации: соответствие целям исследования; возможность контроля достоверности; недоступность для конкурентов.
Недостатки первичной
информации в основном
Поскольку полевые
исследования практически
- в результате анализа вторичной информации не достигнут необходимый результат;
- высокие затраты на
получение первичной
Конкретизация в программе
того или иного метода
, возможностями и ограничениями, присущими
опросам, наблюдениям и экспериментам.
Подобный подход позволяет
эффективно реализовать
Выбранный метод исследования
определяет необходимость
Программа маркетингового
исследования наряду с
Сбор информации производится в соответствии с выбранными методами исследований. Как правило, это самый дорогостоящий и самый чреватый ошибками этап маркетингового исследования. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить:
- подбор ( в соответствии с технологическими, интеллектуальными и иными требованиями) и обучение ( инструктаж, тренинги) персонала, осуществляющего сбор информации;
- подготовку методического обеспечения ( инструкции, памятки и т. п.) работы персонала;
- координацию деятельности
персонала и управление
Анализ и интерпретация
информации предполагают
- описательные ( группировка. Средние величины, мода, медиана, распределение частот, размах вариации, среднее квадратическое отклонение);
- исследования зависимостей ( регрессивный и корреляционный анализ);
- исследования взаимосвязей ( кластерный, факторный, дискриминантный анализ и др.).
Информация о работе Органиация маркетинговых исследований при разработке новых экскурсий