Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является разработка программы маркетинга для предприятия.
На основании цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
– изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
– изучить разработку плана маркетинга предприятия;
– изучить организацию маркетинговой деятельности на предприятии.
Резюме...……………………………...………………………………………………3
Глава 1. Организационно-экономическая характеристика филиала «Скидельский»………………………………………………………………………..……...…6
1.1 Общие сведения о предприятии…………………..…………………………….6
1.2 Ресурсы предприятия………………………………..…………………………..8
1.3 Производство продукции………………………………………………………12
1.4 Реализация продукции…………………………………………………………17
1.5 Экономические результаты деятельности предприятия……………………..20
Глава 2. Разработка плана маркетинга филиала «Скидельский»..………......…..23
2.1 Текущая маркетинговая ситуация……………...…………...…………………23
2.2 Возможности и угрозы внешней среды……………………………...….…….24
2.3 Маркетинговые стратегии………………………….………………………….30
2.4 Цели и задачи маркетинговой деятельности…………………………………33
2.5 Разработка мероприятий по реализации маркетинговой стратегии………...34
Глава 3. Организация маркетинговой деятельности в филиале «Скидельский»……………………………………………………………………………..….37
3.1 Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия…….….37
3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия…..……….38
Заключение…………….……………………………………………………………45
Список использованной литературы…………………………..………………….50
Приложения…………………………..……………………………………………..51
Коэффициент платежеспособности показывает, сколько раз предприятие может погасить свои обязательства. Данный коэффициент в 2011 г. был равен 0,9, что близко к нормативу.
Показатели финансового состояния филиала «Скидельский» показывают то, что финансовое состояние предприятия можно оценить как удовлетворительное.
Показатели уровня и эффективности производства характеризуют конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений.
В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах. Повышение эффективности производства способствует росту доходов предприятия.
Основные показатели эффективности производства продукции в филиале «Скидельский» за 2009-2011 гг. представлены в таблице 1.17.
Таблица 1.17 – Основные показатели уровня и эффективности производства
Показатели |
Годы |
2011 г. в % к 2009 г. | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Уровень производства на 100 га с/х угодий: |
||||
молока, тонн |
117,9 |
120,5 |
123,5 |
104,7 |
прироста КРС, тонн |
14,5 |
14,6 |
14,8 |
102,1 |
валовой продукции (в сопоставимых ценах), млн. руб. |
272,8 |
283,2 |
343,4 |
125,9 |
Уровень производства на 100 га пашни: |
||||
сахарной свеклы, тонн |
453,4 |
419,5 |
541,5 |
119,4 |
зерна, тонн |
252,4 |
253,7 |
272,2 |
107,8 |
рапса, тонн |
19,5 |
9,3 |
12,1 |
62,1 |
Выручка от реализации продукции, работ и услуг в целом по предприятию, млн. руб. |
15052 |
18937 |
39270 |
260,9 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции в целом по предприятию, млн. руб. |
16 |
87 |
8976 |
в 561 раз |
Рентабельность реализованной продукции, % |
0,1 |
0,5 |
29,6 |
+29,5 п.п. |
Из данных таблицы 1.16 видно, что все показатели уровня производства в 2011 году в сравнении с 2009 годам увеличиваются, кроме уровня производства рапса на 100 га пашни.
Для определения
сравнительной экономической
Рассмотрим рентабельность отдельных видов сельскохозяйственной продукции и предприятия в целом за 2011 г. (таблица 1.18).
Таблица 1.18 – Рентабельность отдельных видов сельскохозяйственной продукции и предприятия в целом за 2011 г.
Вид продукции |
Количество товарной продукции, тонн |
Товарная продукция в оценке по себестоимости, млн. руб. |
Выручка от реализации товарной продукции, млн. руб. |
Прибыль (+),. Убыток (-), млн. руб. |
Уровень рентабельности, % |
Зерно |
10028 |
5653 |
9832 |
4179 |
73,9 |
Рапс |
464 |
902 |
1041 |
139 |
15,4 |
Сахарная свекла |
27507 |
4896 |
6255 |
1359 |
27,8 |
Итого по растениеводству |
х |
11687 |
17293 |
5606 |
48,0 |
Молоко |
8540 |
8976 |
12931 |
3955 |
44,1 |
КРС (живой вес) |
930 |
7334 |
7873 |
539 |
7,3 |
Итого по животноводству |
х |
16698 |
20941 |
4243 |
25,4 |
Прочая продукция |
х |
1909 |
1036 |
-873 |
-45,7 |
Всего по предприятию |
х |
30924 |
39270 |
8976 |
29,6 |
В 2011 году в целом по филиалу «Скидельский» уровень рентабельности составил 29,6%. Убыточной на предприятии является только производство и реализация прочей продукции. Наиболее рентабельно на предприятии производство и реализация зерновых культур (73,9%), молока (44,1%) и сахарной свеклы (27,8%).
2.1 Текущая маркетинговая ситуация
Наиболее рентабельным в филиале «Скидельский» является производство и реализация зерна – в среднем за три года уровень рентабельности производства и реализации зерна составил 28,5% (сахарная свекла – 20,1%, молоко - 23,8%), поэтому дадим характеристику рынку хлебобулочных изделий Гродненской области (таблица 2.1).
Таблица 2.3 – Характеристика рынка хлебобулочных изделий Гродненской области
Показатели |
Годы |
2011 г. к 2009 г., ± |
2011 г. к 2009 г., % | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
Потребление хлебобулочных изделий в домашних хозяйствах на 1-го члена в год, кг |
82 |
80 |
73 |
-9 |
89,0 |
Производство хлебобулочных изделий, тыс. тонн |
102,2 |
98,7 |
93,5 |
-8,7 |
91,5 |
Покупательная способность населения |
1,21 |
1,34 |
1,55 |
+0,34 |
128,1 |
Численность населения Гродненской области, тыс. человек |
1072,1 |
1148,5 |
1173,9 |
+101,8 |
109,5 |
Индекс физического объема производства хлебобулочных изделий в тоннах к предыдущему году, % |
98,2 |
96,6 |
94,7 |
-3,5 |
- |
Рассматривая данные таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы:
- потребление
хлебобулочных изделий на
- производство хлебобулочных изделий в 2011 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 8,5% (или на 8,7 тысячи тонн);
- покупательная
способность населения в хлебоб
- индекс физического
объема производства
Для расчета емкости рынка хлебобулочных изделий Брестской области из таблицы 2.1 будут взяты следующие показатели: потребление мучных кондитерских изделий в домашних хозяйствах на 1-го члена в год (кг) и численность населения Республики Беларусь (тыс. человек).
Определение потенциальной емкости рынка представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2 –
Определение потенциальной
Регион |
Население, тыс. человек |
Потребление продукции на душу населения в год, кг |
Годовое потребление в регионе, тонн |
Гродненская область |
1173,9 |
73 |
85,7 |
Из данных таблицы 2.2 видно, что население Гродненской области за год потребляет 85,7 тонн хлебобулочных изделий.
Основным конкурентом филиала «Скидельский» является СПК «Прогресс-Вертелишки» (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Анализ конкурентной среды филиала «Скидельский»
Конкурент |
Виды выпускаемой продукции |
СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района |
Зерно, рапс, сахарная свекла, молоко, говядина |
Наиболее опасным конкурентом для филиала «Скидельский» является СПК «Прогресс-Вертилишки» Гродненского района(таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Характеристика основных конкурентов филиала «Скидельский»
Конкуренты |
Достоинства предприятия |
Недостатки предприятия |
СПК «Прогресс-Вертилишки» |
Высокие производственные показатели (надой молока от коровы в 2011 году составил 6 365 килограммов, среднесуточный прирост живой массы крупного рогатого скота на откорме 1067 граммов, урожайность сахарной свеклы - 734 ц/га, зерновых культур - 86,8 ц/га) |
Недостаточность инновационных технологий Слабо организована маркетинговая деятельность несмотря на наличие службы маркетинга |
Близкое расположение
от пунктов сдачи сельскохозяйстве | ||
Имеется фирменная торговля | ||
Имеется служба маркетинга | ||
Собственное производство пшеничной муки высшего, первого и второго сорта. |
Высокие цены |
2.2 Возможности и угрозы внешней среды
При формировании стратегии маркетинга большое значение имеют изменения во внешней для предприятия среде:
- экономическое окружение,
- технико-технологическое окружение,
- правовое окружение,
- политическое окружение,
- демографическое окружение,
- экологическая среда.
1. Экономическое окружение, – это ситуация, складывающаяся в экономике страны в целом или в данном регионе, состояние рынка данного товара или услуги, условия кредитования и налогообложения отрасли, курсы валют, наличие или отсутствие таможенных барьеров и льгот и т.п.
2. Технико-технологическое окружение: руководство предприятия должно не только получать информацию обо всех технических и технологических новинках в данной отрасли, но и доводить эту информацию до сотрудников, оценивать ее и использовать на практике. При этом важно учитывать фактор времени: преуспеет на рынке тот, кто увидит проблему и найдет ее решение раньше конкурентов.
3. Правовое окружение: для стратегического планирования и при осуществлении практических шагов в области маркетинга важное значение имеет правовая среда – законы, указы, постановления и другие подзаконные акты.
4. Политическое
окружение: изменения в
5. Демографическое
окружение: изменение
6. Экологическая среда: при стратегическом маркетинговом планировании любое предприятие должно учитывать возрастающие значение охраны окружающей среды, роста потребности в экологически чистой продукции, необходимости соблюдения санитарных норм и правил.
Таким образом, для достижения успеха в любой сфере бизнеса предприятие должно учитывать как сложившуюся сегодня ситуацию, так и возможные изменения в перспективе в экономическом, политическом, правовом и демографическом окружении, а также качественные изменения в технологии производства продукции и услуг и достижения технического прогресса.
SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды предприятия, а также внешних возможностей и угроз со стороны внешней среды.
Сильные стороны – это то в чем данное предприятие преуспело, т.е. особенности его деятельности, которые дают ему дополнительные возможности, делают его сильным в конкурентной борьбе.
Информация о работе Организация маркетинговой деятельности в филиале скидельский