Организация маркетингвоой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования маркетинговой системы в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и рассчитать экономический эффект по предложенным мероприятиям.
В процессе работы выполнены следующие исследования: качественного состава сотрудников отдела маркетинга, уровень продаж продукции предприятия, направления развития маркетинговой деятельности на предприятии, связь отдела маркетинга с другими подразделениями.
Элементами практической значимости полученных результатов является повышение сбыта продукции ОАО «Барановичхлебопродукт».

Содержание работы

введение 3
Глава 1 Маркетинг как элемент системы управления предприятием 5
1.1 Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием 5
1.2 Управление маркетингом в организациях 10
Глава 2 Анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.2 Управления маркетинговой службой в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 22
2.3 Особенности маркетинговой системы управления сбытом 25
Глава 3 Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 30
3.1 Оценка эффективности функционирования системы управления маркетинговой деятельностью ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 30
3.2 Проблемы и пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 36
заключение 41
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

организация маркетингвоой деятельности предприятия.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

введение 3

Глава 1 Маркетинг как элемент системы управления предприятием 5

1.1 Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием 5

1.2 Управление маркетингом в организациях 10

Глава 2 Анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19

2.2 Управления  маркетинговой службой в ОАО  «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 22

2.3 Особенности  маркетинговой системы управления  сбытом 25

Глава 3 Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 30

3.1 Оценка  эффективности функционирования  системы управления маркетинговой  деятельностью ОАО «Барановичский  комбинат хлебопродуктов» 30

3.2 Проблемы  и пути совершенствования маркетинговой  деятельности предприятия 36

заключение 41

Список использованных источников 45

приложения 47

 

 

введение

 

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально  функционировать без организации  маркетинговой службы. И полезность маркетинга с каждым днем все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, качественно удовлетворить которые удается не всегда. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Рассматривая возможность  и целесообразность применения современного маркетинга в условиях отечественной  экономики, следует отметить, что  в нашей стране используются пока отдельные приемы и методы маркетинговой  работы. С развитием же рынка в  Республике Беларусь формируются условия  для целенаправленной и комплексной  маркетинговой деятельности. Применение принципов и приемов современного маркетинга с учетом особенностей отечественной  экономики позволит использовать зарубежный опыт удовлетворения общественных потребностей и совершенствования механизма  товарно-денежных отношений.

Особую актуальность на текущий  момент приобретают вопросы управления маркетинговой деятельности предприятий.

Жесткая конкуренция на рынке  практически всех товаров и услуг  вынуждает менеджеров прибегать  к различным методам продвижения  и продажи своих товаров и  услуг и неординарным маркетинговым  идеям.

Объектом исследования курсовой работы является открытое акционерное общество «Барановичский комбинат хлебопродуктов».

Предметом исследования выступает  система управления маркетинговой  деятельностью предприятия и  пути её совершенствования.

Целью написания курсовой работы является анализ эффективности маркетинговой деятельности открытого акционерного общества «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию на базе теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных специалистов в данной сфере.

Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и значение маркетинга как элемента системы управления предприятием;
  • выявить факторы, оказывающие влияние на осуществление маркетинговой деятельности;
  • исследовать основные этапы процесса управления в маркетинге;
  • определить роль маркетинговой службы в системе управления организацией;
  • оценить эффективность функционирования службы маркетинга ОАО «Барановичхлебопродукт»;
  • разработать практические рекомендации по усовершенствованию системы управления маркетинговой деятельностью предприятия;
  • рассчитать экономический эффект предложенных мероприятий.

Новизна исследования состоит в  том, что, изучив маркетинговую деятельность ОАО «Барановичхлебопродукт» и систему её управления, в работе предлагается многофакторная модель оценки состояния маркетинговой системы предприятия, позволяющая не только оценить эффективность её функционирования, но и влияние на конкурентоспособность предприятия.

 

Глава 1

Маркетинг как элемент системы управления предприятием

 

 

    1. Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием

 

Маркетинг представляет собой  систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей с целью получения  высокой прибыли.

Маркетинг начинается с анализа  потребительского спроса с целью  воплотить желания потребителя  в конкретном виде продукции, к которой  после завершения производства надо различными путями привлечь внимание, то есть разместить товар на рынке  так, чтобы покупатель мог легко  его приобрести. Таким образом, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Если предприятие занимается маркетинговой деятельностью, оно  стремится удовлетворить потребности  покупателя с выгодой для себя. Это прямо противоположно ориентации на процесс производства, когда предприятие  уделяет внимание лишь изготовлению продукции, которую следует продать.

Суть современного маркетинга — это предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предпринимателя.

Маркетинговая же деятельность различается в зависимости от объектов применения, специфики решаемых задач и ряда других факторов. Поэтому целесообразно провести классификацию маркетинга, так как каждый вид имеет конкретное практическое значение, требует соответствующего комплекса практических мероприятий.

Территориальный признак включает: национальную, международную, глобальную классификацию маркетинга.

Маркетинг, классифицируемый по данному признаку, осуществляется в рамках страны-производителя и  включает региональный маркетинг, используется во внешнеэкономической деятельности предприятиями, зарегистрированными за рубежом, иностранными компаниями в собственной стране, связан с маркетинговой деятельностью крупных компаний на основе стратегий развития мировых рынков по особым стандартизированным маркетинговым программам.

Следующий признак: уровень  разработки и использование национального маркетинга. Включает в себя: макромаркетинг, микромаркетинг,  маркетинг отдельной личности (персональный маркетинг).

Маркетинг данного признака разрабатывается и используется на уровне страны, отрасли, рынка. Деятельность осуществляется на уровне предприятия или организации для создания, поддержания или изменения отношения к отдельным местам.

Признак маркетинга по виду товара:

- маркетинг товаров производственно-технического назначения. При данном признаке маркетинга осуществляется деятельность по производству и реализации товаров, используемых при производстве других товаров; 

- маркетинг потребительских товаров, маркетинг услуг. Деятельность по производству и реализации товаров, которые приобретаются для личного потребления; 

- некоммерческий маркетинг. Вид маркетинга, в котором в качестве продукта выступают услуги. Используют государственные некоммерческие организации (больницы, школы, почта, охрана общественного порядка и т.д.) [11, c. 211].

Главным принципом организации  маркетинговой деятельности предприятия  является ориентация на потребителя, т.е. выявление того, что желает потребитель  и обеспечение его этой продукцией. Под влиянием потребностей меняется номенклатура товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Появление каждого нового товара является реакцией фирмы на существующий и возникающий спрос  со стороны населения, промышленности и правительственных органов. Неудовлетворенное  желание потребителя равнозначно  неисследованной возможности получить прибыль. Это означает, что исследование жизненного цикла товара должно носить непрерывный характер. Необходимо вести  систематическое наблюдение за тенденциями  развития рынка. Из первого принципа вытекает второй – быстрое реагирование на изменения спроса. Игнорирование  этого принципа приводит к быстрому вытеснению с рынка. Необходимо обновлять  товарный ассортимент в соответствии с потребностями рынка. Реализация этого принципа требует исследования рынка, поиска собственной рыночной ниши.

В нынешних сложных экономических  условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его  устойчивость. Как привлечь Клиента  к продукции предприятия? Как  определить тенденции рынка и  спрогнозировать спрос, цены и, в  целом, — свое будущее? Как активно  воздействовать на Клиентов и конкурентов  и управлять рынком? Создание разветвленной  системы маркетинга на предприятии  позволяет решить эти и множество  других вопросов именно силами предприятия [17, c. 187].

Управление экономикой и  финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых  служб. Необходимо всегда держать руку на пульсе рынка. Надо всегда знать  какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и  объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее. Перед тем, как тратить немалые  деньги на рекламу, неплохо бы понять, а будет ли эффект от нее. Если предприятие  собирается расширяться в регионы, то необходимо всегда знать положение  в каждом из них.

Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в  налаживании системы обработки  и подачи необходимой для обеспечения  конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного  обмена информацией между подразделениями. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На задачу управления ассортиментом  работают все функции службы маркетинга, как внешнего, так и внутреннего. Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует  свою фирму изнутри. Причем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных  подразделений предприятия и  заканчиваются созданием механизма  управления затратами фирмы (управленческий учет). В этой связи достаточно сложно четко разделить функции внутреннего  экономического маркетинга и управленческого  учета [19, c. 15].

Практически все предприятия  уже поняли необходимость маркетинга. Поэтому практически у всех существуют соответствующие службы, которые  в той или иной степени работают с информацией и делают на основе ее кое-какие выводы. Но у редких предприятий маркетинг является определяющей службой. Все еще большинство  предприятий работает на производство продукции, а не на ее продажу. Отсюда и все проблемы: затоваривание  склада, астрономические задолженности  и, как следствие, множество других. То есть, в нынешних условиях, как  это ни странно, производство является вторичным процессом. Главная служба — это служба сбыта и маркетинга.

Маркетинг — мероприятие  дорогое. За сбор информации, продвижение  товаров часто необходимо платить  очень большие деньги. Поэтому  надо всегда придерживаться золотой  середины в расходах на маркетинг  и соответственно в его объемах. Обычно затраты на маркетинг, включая  затраты на рекламу, составляют 5-10% от общего оборота. Слишком мало затрат на маркетинг — отсутствие информации и, как следствие, серьезные ошибки и снижение оборотов. Слишком большие затраты на маркетинг — не хватит рентабельности для окупаемости. Стоимость добычи информации не должна превышать ценность самой информации.

Два основных аспекта маркетинговой  деятельности - это рыночные исследования и реализация стратегии маркетинга, которые выступают, с одной стороны, как этапы процесса, а с другой - как виды. Они не только следуют  друг за другом, но и осуществляются одновременно. Другими словами, предприятие  проводит стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить рыночные исследования с целью поиска новых решений  на базе альтернативных вариантов.

Следует иметь в виду, что в практике хозяйствования не существует универсальной формулы  организации производственно-сбытовой деятельности на основе принципов и  методов маркетинга. Всё зависит  от особенностей производимой продукции, её предназначения и рынка сбыта, поэтому не может быть стандартных  подходов к управлению производством  и сбытом по всем группам товаров  и услуг. Маркетинговый подход требует  от каждого работника независимо от должности и специальности  сопоставлять работу с требованиями рынка и стремится внести вклад  в прибыльность совместной деятельности. По сути, это и есть «рыночное» мышление, когда маркетинг позволяет осуществлять целевую ориентацию и комплексность  действий всех звеньев производства и сбыта [18, c. 10].

Комплексность означает, что  отдельные маркетинговые действия (анализ рынка, изучение товара, определение  цены, организация сбытовой сети, рекламная  деятельность, прогнозирование и  т. д.), взятые сами по себе, не обеспечивают желаемого эффекта. Известны попытки  сосредоточения усилий только на проблеме сбыта. Они, как правило, приводят к  кратковременному коммерческому успеху.

Информация о работе Организация маркетингвоой деятельности предприятия