Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования маркетинговой системы в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и рассчитать экономический эффект по предложенным мероприятиям.
В процессе работы выполнены следующие исследования: качественного состава сотрудников отдела маркетинга, уровень продаж продукции предприятия, направления развития маркетинговой деятельности на предприятии, связь отдела маркетинга с другими подразделениями.
Элементами практической значимости полученных результатов является повышение сбыта продукции ОАО «Барановичхлебопродукт».
введение 3
Глава 1 Маркетинг как элемент системы управления предприятием 5
1.1 Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием 5
1.2 Управление маркетингом в организациях 10
Глава 2 Анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.2 Управления маркетинговой службой в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 22
2.3 Особенности маркетинговой системы управления сбытом 25
Глава 3 Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 30
3.1 Оценка эффективности функционирования системы управления маркетинговой деятельностью ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 30
3.2 Проблемы и пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 36
заключение 41
Список использованных источников 45
Поэтому маркетинговой концепции следует подчинять все виды деятельности, и в первую очередь сбор и обработку рыночной информации.
Сущность маркетинга определяется формулой: «Производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать продукцию покупателю». Любое предприятие - это цепь, состоящая из множества звеньев, разрыв одного из них приводит к краху или банкротству. Рыночная ситуация меняется ежедневно, и быть на шаг впереди других - это известный в практике метод овладения ситуацией. По сути, все маркетинговые усилия и направлены на получение достоверной информации, которая нужна, чтобы проанализировать любую проблему, составить о ней чёткое представление и принять нужное решение.
Важное значение при формировании
организационной структуры
Маркетинговое управление достаточно подробно можно представить состоящим из комплексных видов деятельности и этапов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 — Процесс маркетингового управления
Вид маркетинговой деятельности |
Этап |
Выработка решений |
1. Конъюнктурный анализ и поиск проблем 2. Разработка маркетинговых решений — стратегий и параметров комплекса маркетинга 3. Принятие маркетинговых решений и формирование целей маркетинга |
Стратегическое и оперативное планирование. Реализация решений |
4. Разработка и реализация технологий, проектов, планов, программ 5. Контроль за реализацией программ и выполнением планом 6. Контроль достижения целей 7. Регулирование процесса маркетинга (с возвратом на этапы 4 и даже 2) 8. Оценка результативности и эффективности маркетинговых решений |
Обеспечение функционирования системы маркетинга |
Осуществляется постоянно:
|
Управление маркетингом может осуществляться с позиций пяти разных подходов:
1. концепция совершенствования производства;
2. концепция совершенствования товара;
3. концепция интенсификации коммерческих усилий;
4. концепция маркетинга;
5. концепция социально-этичного маркетинга.
На рисунке 1.1 приводится упрощенная графическая модель цикла управления маркетингом. Выделены три этапа выработки решений — ситуационный анализ, стратегический маркетинг, маркетинг-mix. Также выделены три этапа реализации решений — планы и программы, контроль выполнения планов и программ, оценка эффективности мероприятий.
Система
управления
маркетингом
2. Стратегический маркетинг
Выработка решений
3. Маркетинг-mix
1. Ситуационный
анализ
4. Планы и программы
6. Оценка эффективности решений
5. Контроль выполнения планов и программ
Рисунок 1.1 — Цикл управления маркетингом
Стрелками выделен цикл управления маркетингом, состоящий из этапов по выработке и реализации маркетинговых решений. Последовательность «ситуационный анализ — стратегический маркетинг — маркетинг-mix» совершенно очевидна. Она соответствует прямым информационным потокам в системе маркетинга. Последовательность «маркетинг-mix — ситуационный анализ» как раз и отражает наличие обратных связей системы маркетинга. В центре схемы находится система управления маркетингом, которая взаимодействует со всеми этапами цикла маркетингового управления и обеспечивает их реализацию.
Процесс управления маркетингом на предприятии включает в себя:
- информационное обеспечение маркетинговой деятельности;
- разработка комплекса маркетинга;
- планирование маркетинговой деятельности;
- организация маркетинговой деятельности;
- контроль маркетинговой деятельности.
Необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии саму систему маркетинга, обеспечивать её формирование, обслуживание и эксплуатацию. Система управления маркетингом представляет собой механизм управления маркетингом. Система управления маркетингом как совокупность организационно-технических форм должна позволять эффективно осуществлять маркетинговые решения, обеспечивать реальное выполнение концепции маркетинга. Формирование облика системы маркетинга — задача для топ-менеджеров предприятия.
Иллюстрацией трёх видов управленческой деятельности может служить схема на рисунке 1.2, где стрелками обозначены виды деятельности, а прямоугольниками — элементы управления маркетингом.
Рисунок 1.2 — Три составляющие управления маркетингом
Каждая фирма, предприятие или компания заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом [5, c. 605].
В условиях рынка
недостаточно опираться
на интуицию, суждения руководителей
и специалистов и прошлый
опыт, а необходимо получать
адекватную информацию до и после
принятия решений. На характер принимаемых
решений оказывает влияние
Комплекс маркетинга является связующим звеном между производителями и потребителями, образующими рыночные сегменты и включает: товар, цена, средства продвижения товара на рынок и каналы распределения. По существу, любой продукт - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы.
Разумеется, характеристики продукта - его размер, цвет, упаковка также очень важны. Но решающее значение имеют другие факторы. При покупке потребитель руководствуется в первую очередь теми благами, которые им может предоставить данный продукт, например, покупателя в большинстве случаев интересует не конкретные химические соединения, входящие в состав стирального порошка, а то, как он отстирывает одежду. Следовательно, конечной целью производителей является не выпуск конкретных изделий, а предоставление с их помощью возможности качественно выполнять определенные функции [13, c. 422].
Цена, как и продукт, является элементом комплекса маркетинга. Компания, проводящая определенную политику в области ценообразования, активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. От того, насколько правильно и продуманно построена ценовая политика, зависят коммерческие результаты, степень эффективности всей производственно-сбытовой деятельности фирмы, предприятия.
Средства продвижения товара на рынок, цель которых – стимулирование спроса, являются одним из главнейших составляющих комплекса маркетинга.
Основными из них являются: реклама, паблик рилейшнз, организация выставок, ярмарок, предоставление скидок, торговля в кредит и т.д.
Реклама - это сообщение, предназначенное для некоторой заранее определенной группы людей, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным желательным для заказчика действиям [1, c. 211]. Ранее рассмотренные мотивы потребительского поведения и стимулы приобретения товара позволяют обосновать некоторые принципы психологии рекламы и соответствующие правила рекламирования товаров и услуг:
1) Следует рекламировать не столько сам товар, сколько ту пользу, эффект, которые может ожидать от него потребитель. Ибо товар нужен ему не сам по себе (потребитель может и не подозревать, что такой товар существует), а как инструмент для удовлетворения определенных потребностей.
2) Реклама должна вызывать доверие потребителя.
3) И следующий важнейший
принцип: уважение к аудитории.
4) Реклама должна оказывать на аудиторию постоянное воздействие. А для того чтобы не делать рекламу навязчивой, ее следует разнообразить.
5) Реклама должна создавать положительный образ не только рекламируемого товара, но и фирмы
6) Каким бы важным и
актуальным ни было содержание
рекламы, она пройдет мимо
цели, если не предусмотреть ряд
специальных мер для
- оригинальность содержания и формы;
- использование необычных, даже шокирующих обстоятельств;
- предварительная подготовка.
7) Целям рекламы и используемого в ней внушения должны быть подчинены цвет и форма рекламного материала.
8) Реклама должна вестись систематически, планово и исходить из единой стратегии. В основе стратегии рекламы должна быть простая и понятная идея, вокруг которой, как вокруг стержня, строится рекламная компания.
Стимулирование сбыта, под которым понимают совокупность приемов, способствующих увеличению объема продаж на протяжении всего жизненного цикла товара, в последнее время приобрело особо важное значение [17, c. 75].
Средствами стимулирования выступают прежде всего цены:
- сниженные в честь Рождества, 8 Марта, внутрифирменного праздника;
- сниженные с помощью
купонов, распространяемых
Помимо денежного, возможно
также «натуральное»
- бесплатное распространение образцов, приглашение попробовать новый продукт;
- предложение подарка
как из числа сопутствующих
товаров (например, одноразовой
зажигалки к двум блокам
Хорошо зарекомендовали себя «активные» средства стимулирования: конкурсы, игры, лотереи. Сегодня они используются всеми ведущими производителями потребительски товаров, кропотливо выискивающими свежие идеи и персоны, особенно на телевидении.
Рассмотренные меры по стимулированию сбыта, применяемые фирмой совместно и в строгом согласовании с рекламой, находят сегодня самое широкое применение, существенно увеличивая объем и прибыльность продаж.
Различные компании по – разному решают вопрос сбыта. Большинство производителей стараются сами организовать канал распределения – число взаимозависимых организаций, вовлеченных в процесс продвижения товаров или услуг к конечному потребителю или предприятию для дальнейшего использования или потребления[11, c. 235].
Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. Цели в области продуктовой политики, ценообразования, доведения продуктов до потребителей, рекламы и т.п. являются целями более низкого уровня. Обычно цели стараются выразить количественно. Однако далеко не все из них можно определить таким образом. Примерами качественных целей могут служить следующие формулировки: выжить в условиях конкурентной борьбы, поддержка высокого престижа фирмы и т.п.
Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускаемые продукты, цены, продвижение продуктов, доведение продукта до потребителей, должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка [17, c. 213].
Программа действий (оперативно – календарный план), иногда называемая просто программой, детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда должен выполнять принятые заказы, сколько это будет стоить, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга.
Информация о работе Организация маркетингвоой деятельности предприятия