Организация маркетингвоой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования маркетинговой системы в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и рассчитать экономический эффект по предложенным мероприятиям.
В процессе работы выполнены следующие исследования: качественного состава сотрудников отдела маркетинга, уровень продаж продукции предприятия, направления развития маркетинговой деятельности на предприятии, связь отдела маркетинга с другими подразделениями.
Элементами практической значимости полученных результатов является повышение сбыта продукции ОАО «Барановичхлебопродукт».

Содержание работы

введение 3
Глава 1 Маркетинг как элемент системы управления предприятием 5
1.1 Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием 5
1.2 Управление маркетингом в организациях 10
Глава 2 Анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.2 Управления маркетинговой службой в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 22
2.3 Особенности маркетинговой системы управления сбытом 25
Глава 3 Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 30
3.1 Оценка эффективности функционирования системы управления маркетинговой деятельностью ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 30
3.2 Проблемы и пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 36
заключение 41
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

организация маркетингвоой деятельности предприятия.docx

— 226.88 Кб (Скачать файл)

Основными этапами процесса товародвижения являются:

  1. оформление заказов
  2. складирование и хранение продукции
  3. поддержание необходимого уровня запасов
  4. упаковка и транспортировка товаров

Товародвижение является мощным инструментом спроса. Мерой  эффективности системы товародвижения служит отношения затрат фирмы к  ее результатам. Основной результат, который  достигается в системе товародвижения – это уровень обслуживания потребителей.

К качественным показателям  обслуживания в ОАО «Барановичхлебопродукт» относят:

  1. обеспечение различной партионности отгрузки товара по просьбе покупателя;
  2. выбор рационального вида транспорта;
  3. содержание оптимального уровня видов транспорта;
  4. содержание оптимального уровня запасов и создание нормальных условий хранения и складирования товаров;
  5. соблюдение необходимого, заранее оговоренного уровня цен, по которым оказываются услуги товародвижения.

Ни один из упомянутых факторов сам по себе не является решающим, но все они в той или иной степени  воздействуют на уровень обслуживания потребителей. Результаты планирования товародвижения оказывают заметное влияние на маркетинговые программы  ОАО «Барановичхлебопродукт» по выбору каналов сбыта продукции.

В дальнейшем, по мере расширения деятельности, у руководства вполне может появиться необходимость  рассмотреть различные варианты удлинения каналов распределения  путем привлечения посредников  или организаций своих оптовых  подразделений.

У сотрудника отдела сбыта  ОАО «Барановичхлебопродукт» имеется опыт работы с потребителями продукции, он знаком со спросом на продукцию, с мнением потребителей о ее достоинствах и недостатках, с покупательскими желаниями и т.д., то есть имеется исходная информация для анализа и организации маркетинговой деятельности.

Доля охвата рынка осваиваемых  областей РБ, по данным реализации 2011 года, составляет 23 %.

Специалистами отдела маркетинга постоянно проводится анализ потенциальной  емкости рынка мукомольной  и  комбикормовой продукции.

В 2011 году по результатам договорной компании на 2011 год определилась возможность выхода на рынок Гродненской области, что обуславливает необходимость   дальнейшего развития дилерской сети.

Объем экспорта ОАО «Барановичхлебопродукт» за период 2007-2011 гг. представлен в таблице 2.5

Таблица 2.3 – Объем экспорта ОАО «Барановичхлебопродукт» в 2007-2011гг

Продукция

2007

2008

2009

2010

2011

Свинина, тыс. $

1068,6

654,3

724,7

391,0

 

Рожь, тыс. $

287,5

 

28

   

Тритикале, тыс. $

         

Мука ржаная обдирная, тыс. $

604,7

28

 

362,5

212,0

Мука ржаная сеяная, тыс.$

       

19,8

Мука пшеничная 1 сорт, тыс.$

       

638,6

Шпик боковой, тыс. $

 

4

     

ИТОГО, тыс. $

1960,8

686,3

752,7

753,5

870,4


Примечание – Источник: собственная разработка

Средняя цена реализации муки ржаной обдирной составила 198 дол. США, цена мяса свинины – 5,48 дол. США в 2011 году.

В Россию уходит большая  часть экспортируемой продукции  предприятия.

Таблица 2.4 -  Анализ реализации продукции на экспорт в разрезе стран за 2011 год.

Страна

Мука ржаная, дол. США

Мясо свинины, дол.США

Итого, дол. США

Удельный вес в общем  объеме экспорта, %

Россия 

161 028

391 048

552 076

73

Украина

201 474

 

201 474

27

Всего

362 502

391 048

753 550

100


Примечание – Источник: собственная разработка

Доля ОАО «Барановичхлебопродукт» по Брестской области на рынке мукомольной продукции по данным объемов производства за  2011 год представлена на рис. 2.2.

Рисунок 2.2 - Доля предприятий ОАО «Брестоблзернопродукт» по объемам производства муки

Примечание – Источник: собственная разработка

Из представленной структуры, видно, что ОАО «Барановичхлебопродукт» является лидером по объемам производства мукомольной продукции среди аналогичных предприятий свой области.

Доля ОАО «Барановичхлебопродукт» на рынке комбикормовой продукции  отражена ниже.

Рисунок 2.3 - Анализ объемов производства комбикормовой продукции среди производителей Брестской области

Примечание – Источник: собственная разработка

Мукомольная и комбикормовая  продукция вырабатывается согласно ГОСТа, технических условий единых для всех предприятий-производителей Республики Беларусь, в силу чего принципиальное  сравнение качества продукции производителей-конкурентов не целесообразно.

Немаловажную роль в конкуренции  на рынке сбыта играет цена.   Отпускные цены предприятия определяются на основе совокупности  правил, касающихся формирования цен на основе себестоимости  продукции, с одной стороны, и  приоритетов отдельных клиентов, объемов их закупок – с другой.

Своевременное реагирование на изменение требований рынка, прогнозирование  процессов, происходящих на рынке, позволяет  расширить потребительский спрос  и географию продаж.

Основными мероприятиями, направленными  на завоевание рынка сбыта, являются:

- постоянный контроль  качества продукции;

- проведение грамотной  рекламной компании своей продукции  (выпуск рекламных буклетов, статей  и рекламного материала в СМИ,  установка рекламных щитов, выпуск  кулинарных книг, активная реклама,  пропаганда брэнда комбината);

-  проведение мобильной  ценовой  и договорной политики (возможность предоставления скидок, отсрочек платежа, различных форм  доставки продукции);

-улучшение технологических  процессов;

-завоевание и расширение  частного сектора рынка, демонстрация  продукции населению (участие  в презентациях продукции для  населения частного сектора рынка,  ярмарках, выставках продукции);

- поддержание и укрепление  стабильных партнерских отношений;

- совершенствование технологии  работы дилерской сети;

- развитие корпоративной  культуры как залог формирования  положительного имиджа брэнда. 

 

 

 

 

 

Глава 3

Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью

предприятия

 

 

3.1 Оценка эффективности  функционирования системы управления  маркетинговой деятельностью ОАО  «Барановичский комбинат хлебопродуктов»

 

Управление маркетингом предприятия является одной из самых неоднозначно трактуемых в экономической науке. Это обусловлено, прежде всего, тем, что не существует единой позиции, единой методики построения и функционирования системы маркетингового управления как среди зарубежных, так и среди отечественных учёных и специалистов.

Постоянная и планомерная  работа по организации управления маркетингом должна осуществляться на основе системы взаимосвязанных показателей, характеризующих её уровень. При этом нужны научно обоснованные рекомендации по ведению анализа существующей организации маркетинга и оценке мероприятий, разрабатываемых с целью её улучшения и внедрения в систему управления. Для этого сначала необходимо провести оценку состояния маркетинговой системы предприятия. Степень эффективности управления маркетингом можно оценить с помощью анализа маркетингового потенциала предприятия, ревизии и аудита маркетинга, оценки эффективности маркетинга на основе изучения проблем управления маркетингом предприятия. Кроме того, существует множество методов изучения факторов организационного порядка, позволяющих косвенно оценить отдельные стороны эффективности управления маркетинговой деятельностью организации.

Анализ эффективности управления маркетингом на предприятии должен базироваться на расчёте показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность в динамике.

Рассмотрим многофакторную модель оценки эффективности маркетинговой  деятельности предприятия. Для этого  предлагается следующая система  показателей:

1. Доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия в общей сумме, %.

2. Отгруженная продукция,  ден. ед.

3. Спрос на продукцию предприятия, ден. ед.

4. Расходы службы маркетинга, ден. ед.

5. Коэффициент конкурентоспособности предприятия.

Доля прибыли предприятия от коммерческой деятельности является определяющим показателем при оценке качества организации, функционирования и управления маркетинговой системой организации, так как, в конечном счёте, цель любого предприятия заключается в максимизации получаемой им прибыли.

Показатели спроса на продукцию предприятия и величины её фактической отгрузки в течение определенного периода времени позволяют определить способность предприятия (в том числе маркетинговой системы) полностью удовлетворить спрос потребителей, что в условиях рынка также становится ключевой целью предприятия.

Анализ расходов службы маркетинга необходимо сопоставлять с выше описанными показателями для оценки адекватности расходуемых средств финансовым результатам коммерческой деятельности.

Оценку прибыльности коммерческой деятельности предприятия рекомендуется проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности.

Проведём оценку деятельности маркетинговой службы ОАО «Барановичхлебопродукт». Рассчитаем в динамике показатели, характеризующие прибыльность коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность за 2009 — 2011 гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1 — Показатели, характеризующие прибыльность коммерческой деятельности ОАО «Барановичхлебопродукт» и его конкурентоспособность за 2009 — 2011 гг.

Наименование показателя

Период

Темп прироста с 2009 по 2011 гг., %

2009

2010

2011

Доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия в общей сумме, млн. руб.

1894

2141

3425

80,8

Отгруженная продукция, млн. руб.

в т.ч. экспорт

174918

181571

193016

10,4

Спрос на продукцию предприятия (ёмкость рынка), млн. руб.

328015

345600

345600

5,4

Расходы службы маркетинга, млн. руб.

в т.ч. затраты на рекламу

1256,29

1382,13

1407,74

12,1


Примечание — Источник: собственная разработка

Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности предприятия. Из-за отсутствия объективной и полной информации по всем видам выпускаемых продуктов проведём расчёты только по мукомольной продукции.

Все показатели рассчитываем за 2011 год.

В качестве критериев конкурентоспособности ОАО «Барановичхлебопродукт» рассмотрим следующую систему показателей:

Информация о работе Организация маркетингвоой деятельности предприятия