Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа
Цель работы: разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования маркетинговой системы в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» и рассчитать экономический эффект по предложенным мероприятиям.
В процессе работы выполнены следующие исследования: качественного состава сотрудников отдела маркетинга, уровень продаж продукции предприятия, направления развития маркетинговой деятельности на предприятии, связь отдела маркетинга с другими подразделениями.
Элементами практической значимости полученных результатов является повышение сбыта продукции ОАО «Барановичхлебопродукт».
введение 3
Глава 1 Маркетинг как элемент системы управления предприятием 5
1.1 Сущность маркетинга и его роль в управлении предприятием 5
1.2 Управление маркетингом в организациях 10
Глава 2 Анализ управления маркетинговой деятельностью в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 19
2.2 Управления маркетинговой службой в ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 22
2.3 Особенности маркетинговой системы управления сбытом 25
Глава 3 Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью предприятия 30
3.1 Оценка эффективности функционирования системы управления маркетинговой деятельностью ОАО «Барановичский комбинат хлебопродуктов» 30
3.2 Проблемы и пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия 36
заключение 41
Список использованных источников 45
1) Конкурентоспособность по продукту:
а) коэффициент рыночной доли (КРД), характеризующий долю, занимаемую предприятием на рынке мукомольной продукции:
КРД = ОП / ООПР ,
где ОП — объём продаж продукта фирмой;
ООПР — общий объём продаж продукта на рынке.
КРД = 45034,2 / 731100 = 0,062
б) Коэффициент изменения объёма продаж (КИОП), отражающий рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счёт изменения объёма продаж:
где ОПотч — объём продаж в отчётном периоде;
ОПбаз — объём продаж в базисном периоде.
КИОП = 45034,2 / 33701,2 = 1,3
2) Конкурентоспособность по цене.
Коэффициент уровня цен (КУЦ), отражающий рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счёт изменения цен на продукт:
где Цmax — максимальная цена товара на рынке;
Цmin — минимальная цена товара на рынке;
Цуп — цена товара, установленная предприятием.
Для определения коэффициента
уровня цен проанализируем цены, установленные
предприятиями-производителями
Так как Цmax = 1 279 410, Цmin = 1 037 370, Цуп = 1 095 320, то коэффициент уровня цен ОАО «Барановичхлебопродукт» составит:
КУЦ = (1 279 410 + 1 037 370) / 2 * 1 095 320 = 1,06
3) Конкурентоспособность по критерию доведения продукта до потребителя.
Коэффициент доведения продукта до потребителя (КСб), отражающий стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счёт улучшения своей сбытовой деятельности:
где ЗСбкоп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец отчётного периода;
ЗСбноп — сумма затрат на функционирование системы сбыта на начало отчётного периода.
КСб = (1,5 + 1407,7) / 1382,1 = 1,02
4) Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта.
Коэффициент рекламной деятельности (Крекл..д.), отражающий стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счёт улучшения рекламной деятельности:
где ЗРДкоп — затраты на рекламную деятельность на конец отчётного периода;
ЗРДноп — затраты на рекламную деятельность на начало отчётного периода.
Крекл..д. = (1,5 + 402) / 354 = 1,14
Суммируя вышеперечисленные коэ
ККМД = (КРД + КПП + КИОП + КУЦ + КСб + Крекл..д.) / 6 , (3.6)
ККМД = (0,01 + 1 + 1,5 + 1,06 + 1,02 + 1,14) / 6 = 0,955
Кроме этого для расчёта итогового коэффициента конкурентоспособности предприятия также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия за отчётный период.
Таким образом, полная формула расчёта коэффициента конкурентоспособности ОАО «Барановичхлебопродукт» (ККП) будет выглядеть следующим образом:
где КТЛ — коэффициент текущей ликвидности;
КОСС — коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Так как коэффициент
ККП = 1 * 1,3 * 0,36 = 0,5
Коэффициент конкурентоспособности для всей продукции предприятия определяется как средневзвешенная величина коэффициентов конкурентоспособности по каждому продукту.
Согласно значениям коэффициента конкурентоспособности (ККП) предприятия подразделяются на следующие группы: рыночные лидеры, рыночные претенденты, рыночные последователи, фирмы, действующие в рыночной нише, банкроты.
Так как расчётный коэффициент конкурентоспособности ОАО «Барановичхлебопродукт» равен 0,5, то данное предприятие относится к группе фирм, действующим в рыночной нише (коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от 0,99 до -6,9). Фирмы этой группы обслуживают небольшие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчёт. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.
3.2 Проблемы и
пути совершенствования
Под совершенствованием маркетинга
понимается повышение его качества
и эффективности. Пути повышения
эффективности маркетинга многообразны.
При выборе тех или иных направлений
преобразований определяют их влияние
на выполнение целевых программ, на
экономичность, оперативность и
надёжность системы маркетинга, повышение
её конкурентоспособности, на устойчивое
позиционирование предприятия и
его товаров (услуг) на рынке, а также
на положение предприятия в
Существуют различные, многообразные
пути совершенствования и повышения
эффективности системы
1. Создание целостной, гибкой системы маркетинга, которая была бы адаптивной и восприимчивой к спросу потребителей, рыночным изменениям, маркетинговым инновациям. Создание данной системы возможно за счет перенятия опыта подобных предприятий России и Украины. Система предполагает гармоничное единство и высокий научно-технический уровень функциональных и обеспечивающих подсистем, образующих её целостность. На ОАО «Барановичхлебопродукт» целесообразно создать службу маркетинга, которая была бы главным структурно-функциональным звеном маркетингового управления и обеспечивала бы взаимодействие работников аппарата управления и сферы производства. Когда система маркетинга научно организована и функционирует в программном режиме, она является не только надёжной и экономичной, но и самоорганизующейся, а также самоуправляемой. Необходимо, чтобы в каждом подразделении предприятия был выделен сотрудник, который бы незамедлительно мог предоставлять службе маркетинга всю необходимую информацию «по требованию», только тогда служба маркетинга сможет оперативно реагировать на все происходящие изменения.
2. Рационализация маркетинговой функциональной организации Барановичского комбината хлебопродуктов обеспечит чёткое распределение должностных функций между работниками управления и производства, а также улучшит координацию и регулирование процесса выполнения маркетинговых функций.
3. Улучшение кадровой политики и работы с кадрами. Барановичскому комбинату хлебопродуктов необходимо уделять больше внимания подготовке, повышению квалификации маркетологов, а также вопросам маркетинговой подготовки общехозяйственных специалистов и руководителей. Направлять работников отдела маркетинга на стажировки, на передовые предприятия, за рубеж, обмениваться опытом, а также принимать участие в различного рода конференциях и семинарах. Заслуживает внимания опыт отдельных формирований по аттестации кадров, когда всесторонне анализируется и оценивается маркетинговая деятельность работников.
4. Механизация, компьютеризация и автоматизация маркетинговой деятельности предполагает широкое применение технических средств в работе маркетинговых информационных систем, систем управления маркетингом, организационно-технического оснащения. При работе с информацией должны использоваться технические средства снятия, получения, регистрации, приёма и передачи, преобразования, обработки, анализа, хранения информации. В результате вырабатываются высококачественные маркетинговые решения, и маркетинг становится эффективным. Особенно важно применение технических средств в управлении маркетингом. Например, механизация инфратоварного обеспечения позволит ОАО «Барановичхлебопродукт» усовершенствовать процессы погрузки, разгрузки, транспортировки и реализации товара. Очень перспективным может стать создание автоматизированных систем управления маркетингом (АСУ-маркетинг).
Возможные изменения в маркетинговой деятельности, связанные с внедрением автоматизированных систем управления, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Изменения в маркетинговой деятельности, связанные с внедрением автоматизированных систем управления
Изменения |
Характеристика изменений |
1 |
2 |
«Изменения деятельности»
|
- повышение эффективности - сокращение времени принятия решений; - более удачное - фокус на доле определённого клиента/товара в общей сумме прибыли; - направленность рекламы на целевые группы клиентов; - введение электронной системы заказов. |
«Информационные изменения» |
- увеличение объёма информации,
используемого для принятия - улучшение качества информации; - развитие внутренней - уменьшение количества - рост правдоподобия - увеличение количественной - предпочтение ИТ интуиции. |
Продолжение таблицы 3.2 | |
1 |
2 |
«Организационные изменения» |
- рост статуса/видимость - повышение спроса на маркетинг другими отделами предприятия - контроль маркетинговыми - уменьшение количества - уменьшение количества - большая децентрализация - уменьшение количества часов обслуживания клиентов. |
Примечание — Источник: собственная разработка
5. Внедрение научно обоснованных технологий маркетинга. Данному фактору повышения эффективности на ОАО «Барановичхлебопродукт», к сожалению, уделяют незначительное внимание. Руководители и специалисты слабо владеют наукой и искусством маркетинговой деятельности, хотя данное направление является едва ли не самым перспективным.
6. Совершенствование управления маркетингом — создание системы управления маркетингом, научное обоснование её подсистем (функциональных и обеспечивающих) и организация рационального их функционирования.
Все направления совершенствования системы управления маркетинга на ОАО «Барановичхлебопродукт» должны реализовываться системно, комплексно.
Таким образом, подводя итог
необходимо отметить, что маркетинг
может выполнять свою роль при
условии, если на предприятии создана,
отлажена и эффективно функционирует
система управления маркетингом. Для
её создания целесообразно организовать
временный творческий коллектив, в
который наряду со специалистами
предприятия желательно включить учёных.
Коллектив проектирует, организует
и отлаживает функционирование системы.
Вначале проводится анализ состава
кадров, затем разрабатываются функции,
определяются функциональное разделение
и регламентация их в маркетинговой
матрице. После создания функциональных
и обеспечивающих подсистем проводятся
организация и отладка
заключение
Маркетинг представляет собой
систему организации
Главным принципом организации маркетинговой деятельности предприятия является ориентация на потребителя, т.е. выявление того, что желает потребитель и обеспечение его этой продукцией. Под влиянием потребностей меняется номенклатура товаров и услуг, предлагаемых на рынке.
Основная цель службы маркетинга
на предприятии заключается в
налаживании системы обработки
и подачи необходимой для обеспечения
конкурентоспособности
Маркетинг основывается на
определённой системе взаимосвязанных
действий, которые непрерывно совершенствуются.
Однако главным в маркетинге всегда
остаётся целевая ориентация и комплексность
- слияние в единый процесс всех
звеньев производственно-
Информация о работе Организация маркетингвоой деятельности предприятия