Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа
В наши дни сфера услуг переживает сложное время. В ходе рыночных реформ объём рынка услуг снизился в сотни раз. В связи с этим особенно остро встает вопрос о маркетинге услуг, правильной оценке эффективности коммерческой работы предприятий сферы услуг. Особенно важно при этом использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, опыт крупных зарубежных сервисных сетей, сумевших в течение длительного времени занимать лидирующие позиции на своих рынках. Для выполнения этой цели каждому сервисному предприятию необходимо построить собственную систему маркетинговой деятельности, постоянно изучать пути и методы её повышения. Только таким путём возможно добиться выживания предприятия в условиях жёсткой конкуренции.
Введение 4
1. Теоретический раздел 4
1.1 Понятие услуги 4
1.2 Отличие услуги от товара 7
1.3 Классификация услуг 8
1.4 Специфика маркетинга услуг 9
1.5 Функция планирования в маркетинге услуг 15
2 Аналитический раздел 26
2.1 Общая характеристика хозяйствующего субъекта 26
2.2 Анализ поставщиков 27
2.4 Анализ потребителей. 29
2.5 Анализ конкурентов 29
2.6 Анализ контактных аудиторий 31
2.7 Анализ факторов макросреды 33
Заключение 38
Библиографический список 39
По результатам анализа поставщики набрали следующие баллы:
ИНЖТЕХсервис -24 балла
General Motors -17 баллов
Гарант –22 балла
Из этого следует, что наиболее выгодным поставщиком, для фирмы «Абсолют авто» является ИНЖТЕХсервис, набравший наивысший бал, при сравнении с двумя другими.
Произведём анализ уже известных поставщиков методом балльной оценки, с учётом коэффициента весомости показателей. Таблица 2.4
Т а б л и ц а 2.4 - Анализ поставщиков методом балльной оценки с учётом коэффициента весомости показателей
Показатель |
Коэффициент Весомости показателя. От 0 до 1 |
ИНЖТЕХ сервис |
General Motors |
Гарант | ||||
балл |
Взвешенная оцена |
Балл |
Взвешенная оценка |
Балл |
Взвешенная оценка | |||
Качество |
0,2 |
5 |
1 |
4 |
0,8 |
3 |
0,6 | |
Цена, за еденицу |
0,3 |
5 |
1,5 |
4 |
1,2 |
5 |
1,5 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Срок поставки |
0,1 |
4 |
0,4 |
3 |
0,3 |
5 |
0,5 | |
Цена поставки |
0,3 |
5 |
1,5 |
3 |
0,9 |
5 |
1,5 | |
Дефекты |
0,1 |
5 |
0,5 |
3 |
0,3 |
4 |
0,4 | |
Итого |
1 |
24 |
4,9 |
17 |
3,5 |
22 |
4,5 |
По результатам анализа поставщиков, методом балльной оценки, с учётом коэффициента весомости показателей, можно сделать вывод, что сотрудничество с «ИНЖТЕХ сервис» будет наиболее выгодным для компании «Абсолют авто», так как по при сравнении с остальными этот поставщик набрал наивысший балл.
Так как мы анализируем автосервис, находящийся в городе Шахты, а это сравнительно не большой город, то можно смело сказать, что его потенциальными клиентами будут являться автовладельцы данного города и близлежащих деревень, в которых такие услуги не предоставляются. К автовладельцам можно отнести мужчин и женщин от 18 до 50 лет, со средним и высоким уровнем достатка.
Непосредственными конкурентами автосервиса «Абсолют авто» являются другие автосервисы, находящиеся в г.Шахты. Они составляют нашей фирме видовую конкуренцию, т.е являются соперниками по разновидностям услуг предоставляемых автосервисами. Ну и конечно же, другой, немаловажный вид конкуренции - Марочная конкуренция (Brand competition) – ситуация на рынке, где компания рассматривает в качестве своих конкурентов компании, предлагающие сходные продукты и услуги тем же целевым покупателям по близким ценам.
Проанализируем конкурентов фирмы «Абсолют авто» по этим двум видам конкуренции.
Т а б л и ц а 2.9 - Информация о конкурентах
Вид конкуренции |
Фирма конкурент |
Конкурентоспособность услуг |
Длительность существован |
Известность фирмы |
Размер фирмы |
Видовая конкуренция |
Автозапчасти Юг |
высокая |
8 лет |
известная |
крупная |
Авторемонт |
средняя |
4 года |
Мало известная |
крупная | |
Фаворит |
высокая |
5 лет |
известная |
средняя | |
Марочная конкуренция |
Быстросервис |
средняя |
3 года |
Мало известная |
средня |
Исходя из данных таблицы, мы можем предположить, что основными конкурентами фирмы «Абсолют авто», являются конкуренты по видам услуг.
Произведём анализ данных фирм, методом бальной оценки , что бы выявить наиболее сильного конкурента.
Т а б л и ц а 2.10 Анализ конкурентов методом балльной оценки
критерии |
Автозапчасти ЮГ |
Авторемонт |
Фаворит | |||
Конкурентоспособность услуг |
высокая |
5 |
средняя |
4 |
высокая |
5 |
Длительность сущ ф |
8 лет |
8/8*5=5 |
4 года |
4/8*5=2,5 |
5 лет |
5/8*5=3,12 |
Известность |
Известная |
5 |
Мало известная |
4 |
Известная |
5 |
Размер фирмы |
Крупная |
5 |
Крупная |
5 |
Средняя |
4 |
Рекламная деятельность |
Активная |
5 |
Активная |
5 |
Мало активная |
3 |
итого |
25 баллов |
20,5 баллов |
20,12 баллов |
Так, как фирма Автозапчасти Юг набрала высший балл по всем показателям , то её можно считать наиболее значительным конкурентом автосервиса «Абсолют авто». Ему следует учесть этот факт и вести пристальное наблюдение за действиями этого конкурента. По необходимости, разработать мероприятия для улучшения ситуации в конкурентной среде.
Контактные аудитории - любая группа лиц, не связанных с производителем экономически, но проявляющая реальный или потенциальный интерес к производителю или оказывающая влияние на способность производителя достигать поставленные цели.
Выделяют следующие контактные аудитории:
- Аудитории государственных учреждений: организации местной власти, надзорные органы регионального и федерального уровня.
- Финансовые круги: банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры.
- Местные аудитории: окрестные жители и местные общественные организации.
- Гражданские группы действий: общества потребителей, охраны природы, организации национальных меньшинств.
- Аудитории средств информации: организации, распространяющие новости и комментарии: газеты, журналы, радиостанции, телецентры.
- Внутренние аудитории: рабочие и служащие организации производителя.
- Широкая публика: различные слои населения в целом.
Проанализируем влияние на «Абсолют авто» всех типов контактных аудиторий, на примере конкретных фирм и организаций.
Т а б л и ц а 2.11 - Информация о контактных аудиториях
Типы контактных аудиторий |
Представители |
Влияние на фирму |
Степень воздействия |
Возможные методы воздействия |
Характеристики представит к/ауд |
Позиции фирмы в отношении к/ауд | |
имидж |
Способствует ли деятельноси фирмы | ||||||
Гос учреждения |
Органы местного самоуправления |
нейтральное |
слабая |
Контроль деятельности, с точки зрения правовых норм |
положит |
да |
Поддерживать положит отношения |
Финансовые круги |
Мособлбанк |
положит |
сильная |
кредит |
положит |
да |
Пользоваться услугами дальше |
Местные аудитории |
Жители города Шахты |
положит |
Оч. сильная |
Клиенты автосервиса |
положит |
да |
Стимулировать взаимосвязь |
Граждансие группы действий |
Общества охраны природы |
положит |
слабая |
Контроль за деят автосервис |
положит |
нет |
Следовать экологическим нормам |
СМИ |
КВУ и др. печатные издания |
положит |
сильная |
Печать рекламы, PR статей |
положит |
да |
Поддерживать взаимосвязь |
Внутренние аудитории |
Персонал фирмы |
положит |
Оч. сильная |
Обеспечиваю функционир фирмы |
положит |
да |
Улучшить систему поощрения |
По данным таблицы видно, что взаимосвязь с контактными аудиториями оказывет на «Абсолют авто», в основном, положительное влияние. Нашей фирме следует и дальше поддерживать с ними отношения.
Макросреда – совокупность факторов, оказывающих влияние на микросреду. Каждый субъект микросреды испытает по-своему на себе ее влияние и не может управлять ею, и это обстоятельство позволяет назвать макросреду неконтролируемой предприятием. Основные характеристики факторов макросреды представлены в таблице 2.12.
Т а б л и ц а 2.12 Основные характеристики макросреды фирмы
Факторы |
Характеристика |
Демографические |
Численность и темпы роста населения. Территориальное размещение. Плотность населения. Миграционные потоки и тенденции. Возрастная структура. Состав семьи. Динамика рождаемости и смертности. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения |
1 |
2 |
Экономические |
Покупательная способность населения. Общехозяйственная конъюнктура. Структура потребления граждан. Эластичность потребления. Уровень инфляции. Состояние финансовой системы. Уровень безработицы. Характер распределения доходов. Система налогообложения |
Природные |
Наличие и перспективы
использования источников сырья
и энергетических ресурсов. Состояние
окружающей среды и уровень ее
загрязнения. Направления и степень
влияния государства на процессы
рационального использования и
воспроизводства природных |
Социально-культурные |
Традиции и культурные ценности потребителей. Нравственная атмосфера в обществе. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов |
Политико-правовые |
Общая политическая ситуация в стране. Правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на решения, принимаемые государственными органами |
Научно-технические |
Темпы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. Направления и динамика ассигнований на НИОКР. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов. Ужесточение государственного контроля над качеством и безопасностью технологических процессов и продукции |