Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью работы является определение проблемы, обоснование цели и задач маркетингового исследования и проведение самого исследования для анализа степени удовлетворенности клиентов предприятия сферы услуг. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать научную литературу по исследуемой проблематике
собрать информацию о способах определения проблемы, цели и задач исследования
собрать первичную информацию о деятельности предприятия
провести маркетинговое исследование
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований…………..………. 5
1.1. Сущность маркетингового исследования……………..…………….... 5
1.2. Направления маркетинговых исследований и понятие
проблемы..…………………………………………………………………... 7
1.3. Цели и задачи маркетинговых исследований.…………………….….. 10
2. Формулирование и обоснование проблемы, цели и задач…………...…... 13
2.1. Процесс определения проблемы..……………………………………. 13
2.2. Процесс моделирования проблемы.…………………………………. 16
2.3. Формулирование целей и задач маркетинговых исследований.…… 20
3. Особенности постановки проблемы, цели и задач для проведения исследования предприятия сферы услуг…………………………………... 23
3.1. Общая характеристика клиники «Смайл»……………........................ 23
3.2. Определение проблемы, цели, задач и метода маркетингового исследования ……………………………............................................... 25
3.3. Результаты исследования и рекомендации для решения проблемы в клинике «Смайл»………………………………………………………. 28
Заключение…………………………………………………………………….. 36
Список использованных источников……
СОДЕРЖАНИЕ
Приложение Б………………………………………………………………… 40
Приложение В………………………………………………………………... 42
Введение
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина. Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г. Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно завоевывала умы как теоретиков, так и практиков – экономистов и менеджеров. В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования– это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Что дают маркетинговые исследования? Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
Первый этап процесса маркетингового исследования, а именно постановка проблемы, цели и задач, и является самым важным. Если проблема выявлена неточно, то и цель будет сформулирована неправильно. И как следствие, само исследования будет бессмысленным. Этим и обосновывается актуальность темы работы.
Целью работы является определение проблемы, обоснование цели и задач маркетингового исследования и проведение самого исследования для анализа степени удовлетворенности клиентов предприятия сферы услуг. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать научную литературу по исследуемой проблематике
собрать информацию о способах определения проблемы, цели и задач исследования
собрать первичную информацию о деятельности предприятия
провести маркетинговое исследование
разработать рекомендации для решения проблемы в организации
Объектом исследования выбрана стоматологическая клиника ООО «Смайл», а предметом исследования- ее клиенты и их уровень лояльности к компании. Работа включает введение, основную часть из трех глав, заключение, а также приложение и список использованных источников. В первой главе основной части рассмотрены теоретические аспекты- сущность, направление маркетинговых исследований, понятие проблемы, цели и задач. Во второй части представлены процессы определения и моделирования проблемы, формулирования целей и задач. В третьей- характеристика предприятия, результаты исследования и практические рекомендации для решения проблемы. Объем работы составляет 43 страницы, в качестве источников информации были использованы как печатные издания, так и интернет- ресурсы.
Маркетинговые исследования - это целенаправленный сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений. Направление и характер маркетинговых исследований формируются под влиянием проблем, которые необходимо решать.
Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые предприятиями, различают как по масштабам, так и по видам. Каждое из них самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными.
В приложении А приведены результаты опросов зарубежных компаний о проведении ими различных видов маркетинговых исследований, которые свидетельствуют, что приоритетными направлениями являются исследования в области сбыта продукции; распределения долей рынка между компаниями и основных характеристик рынков; определения реакции покупателей на новый товар; изучения конкурентов; эффективности рекламы; мотивации потребителей.
Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление, являются размер и специализация предприятия. Так, средние предприятия затрачивают на маркетинговые исследования 1,5% своего бюджета, а крупные 3,5%. Предприятия, выпускающие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследования 0,08% от валового оборота, в то время как производители продукции промышленного назначения -0,04%. Мелкий бизнес, независимо от специализации, как правило, не имеет существенных средств на маркетинговые исследования.
Проведение маркетинговых исследований отечественными предприятиями в настоящее время является скорее исключением, чем правилом. Причинами тому являются:
неустойчивость и непредсказуемость развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленность большинства фирм на обеспечение текущей прибыли;
отсутствие положительного опыта проведения таких исследований;
недооценка отечественными производителями полезности исследований.
Качество исследования зависит от соблюдения базовых принципов проведения маркетинговых исследований - объективности, точности, тщательности.
1. Объективность - необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.
2. Точность - четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов.
3. Тщательность - детальность планирования каждого этапа исследования, качество выполнения всех операций, профессионализм и ответственность исследовательского коллектива. [2]
Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих случаях:
Недостаточный объем информации для принятия решения;
Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей, механизмов их реализации;
Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
Изучение причин неожиданного успеха;
Формирование новых стратегических или тактических замыслов.
1.2. Направления маркетинговых исследований и понятие проблемы
Маркетинговые исследования — это комплексная система изучения организации производства и сбыта товаров и услуг, которая ориентирована на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка. Наиболее сложными задачами маркетинговых исследований являются анализ и принятие решений по ценообразованию и стимулированию сбыта.
Итогом маркетинговых исследований является разработка маркетинговой стратегии фирмы, целью которой является выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, соответствие которых помогут обеспечить максимальный эффект продаж продукта и услуг.
При выборе целевого рынка необходимо обосновать ответ на вопрос: в каком продукте нуждается потребитель? Для этого необходимо установить рациональные сегменты концентрированного, дифференцированного или недифференцированного рынка, которые будет обслуживать организация. Выбор маркетингового комплекса связан с установлением оптимального сочетания его элементов: наименования продукта, его цены, места распространения и стимулирования сбыта. На базе принятой маркетинговой стратегии разрабатываются основные управленческие решения, ориентирующие деятельность фирмы на разрешение проблем, которые возникают или могут возникнуть у потенциального потребителя товаров, работ и услуг. Этот принцип может быть осуществим в том случае, если основой принятия решений по организационным, технологическим, социальным и производственным вопросам является результат анализа потребностей и запросов потенциальных покупателей. [14]
Своевременная, полезная и полная маркетинговая информация позволяет предприятию:
– снизить финансовый риск предприятия;
– получить конкурентные преимущества;
– следить за маркетинговой средой;
– координировать стратегию;
– оценивать эффективность деятельности;
– подкреплять интуицию менеджеров.
В зависимости от характера целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления маркетинговых исследований:
– разведочные исследования – исследования, направленные на сбор информации, необходимой для наилучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез);
– описательные исследования – исследования, направленные на описание проблем, ситуаций, объектов и процессов;
– казуальные исследования – исследования, проводимые для проверки гипотез, касающихся причинно-следственных связей.
Также направления маркетинговых исследований можно классифицировать по объекту исследования, например изучение рынка, отдельных элементов комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение, распределение), поведения потребителей и деятельности конкурентов. Кроме того, в состав маркетинговых исследований входит исследование внешней макросреды среды по тем его компонентам, которые оказывают влияние на маркетинговую деятельность.
Маркетинговые исследования можно разделить и по характеру получаемой и анализируемой информации: количественные исследования и качественные исследования; исследования на основе вторичной информации (кабинетные исследования) и первичной информации (полевые исследования). [7]
Ф. Котлером разработан один из вариантов классификации направлений исследований:
1. Внешняя среда
1.1. Макросреда: анализ законодательных ограничений, демографической ситуации, спроса, предложения, выявление тенденций, анализ нововведений на рынке.
1.2. Предприятие: анализ издержек и прибыли, формирование внутрифирменных отношений.
1.3. Поставщики: выбор (анализ предпочтений) поставщиков.
1.4. Конкуренты: анализ конкуренции, раздела рынка, товаров конкурентов.
1.5. Потребители: исследование мотивации потребителей, оценка отношения к торговым маркам, оценка удовлетворенности товаром, анализ поведения при покупке, цели покупки, создание потребительских панелей и фокус- групп, анализ предпочтений товаров и предприятий.
2. Внутренняя среда
2.1. Общие стратегии: выход на рынок, расширение рынка, расширение бизнеса, обеспечение безопасности рынка, выбор целевой группы.
2.2. Товар: разработка товара, разработка и тестирование концепции, тестирование существующего товара, разработка программы пробного маркетинга, разработка упаковки, организация сервиса, выбор поставщиков.
2.3. Доведение товара до потребителей: выбор места расположения предприятий, формирование каналов сбыта, анализ уровня товарных запасов.