- продажу товара по среднерыночной цене, рассчитанной на основе цен на аналогичные товары
- продажу его по цене аналога (с учетом качества товара, его отличия от аналога и ситуации на рынке)
- продажу по цене, которая устанавливается в процессе открытых торгов. В этом случае также учитывается себестоимость, но уже косвенно. В отличии от двух предыдущих методов, данный метод в большей степени ориентирован на потребителя, однако, главная его ориентация все же состоит в учете рыночных цен.
- Ценообразование, ориентированное на спрос опирается:
- На величину экономической выгоды, которую покупатель получает в процессе товара
- На качественное и количественное исследование потребительских характеристик товара. Разновидностью этого метода является параметрическое определение цены. В этом случае производитель сравнивает свой товар с товарами-аналогами, которые уже имеются на рынке, сточки зрения наиболее важных потребительских качеств. Преимущество состоит в том, что он наиболее близко стоит к интересам потребителей и фактически учитывает то, как потребители принимают решение о покупке.
- Ценообразование, направленное на извлечение целевой прибыли, предполагает, что предприятие исходит из той строго определенной прибыли, которое оно намеревается покупать.
Процесс определения цены.
Ф.Котлер рассматривает
методику расчета цен постоянную из шести
пунктов:
- Постановка задач ценообразования. Цели, которые ставит перед собой предприятия, приступая к ценообразования, могут быть различные:
- Максимального повышения прибыли. Для многих предприятий характерно стремление установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли краткосрочной перспективе. Недостатком является то, что предприятия ориентируются на краткосрочное ожидание прибыли, и не учитывает долгосрочной перспективы.
- Обеспечение существующей фирмы на рынке – это гораздо более скромная и реалистичная цель. В этом случае предприятие устанавливает максимально низкие цены, в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителя, а прибыль, как правило, утрачивает для них первостепенное значение. Деятельность имеет смысл до тех пор, пока цена товара покрывает издержки.
- Максимальное расширение оборотов. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.
- Оптимальное увеличение сбыта. Чем больше сбыт, тем меньше издержки производства одной единицы продукции. Однако следует иметь в виду, что эта политика может принести успех только при условии, что:
- Рынок в высокой степени чувствителен к изменению цен
- Издержки производства действительно снижаются в результате расширения объемов производства
- Снижение цен делает преимущество перед конкурентами
- Лидерство в качестве. Предприятия, способное создавать такую репутацию, получает возможность установить высокую цену, которая необходима для того, чтобы покрыть, возросшие в связи с повышение качества, издержки.
- «Снятие сливок». Эту цель может преследовать только предприятия, которые имеют перед конкурентами преимущества – качественно новый для данного рынка товар. Как только сбыт по данной цене начинает сокращаться, предприятие должно снизить цену, чтобы тем самым привлечь к себе других клиентов.
- Определение спроса. На данном этапе необходимо определить, является ли спрос эластичным. Чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар.
Ценовая эластичность – это показатель,
который описывает чувствительность
покупателя к изменением в ценах с точки
зрения объемов товаров, которые они
приобретают.
ЦЭ - ценовая эластичность,
ВС1, ВС2 – величина спроса,
Ц1, Ц2 – цена.
Эластичность спроса формируется:
- Если с точки зрения потребителя существует множество аналогичных товаров и услуг, из которых можно сделать выбор
- Если нет срочности в совершения покупки
Не эластичный
спрос формируется:
- Если потребитель считает, что предложение предприятия уникально
- Если имеется приверженность к марке, при которой потребители считают свою марку незаниженной.
- Оценка издержек – это очень важный этап, поскольку от него зависит определение уровня цены ниже которого не может опускаться цена на произведенную продукцию.
Издержки
подразделяются на два вида:
- Простые (накладные) издержки – это затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота
- Переменные издержки – это затраты, которые на прямую зависят от объема выпуска (затраты на сырье, заработная плата)
Валютные
издержки – это сумма постоянных
примерных издержек, которые имеет
место при конкурентном уровне продаж.
Стратегия
ценообразования.
- Стратегия высоких цен («снятие сливок») предусматривает первоначальную продажу товара по высоким ценам, включающая цену производства, все издержки, среднюю и монопольную прибыль, характерна для товаров-новинок, защищенных патентами.
- Стратегия низких цен («прорыва») предусматривает первоначальную продажу товара по низким ценам, чтобы стимулировать спрос, вытеснить конкурирующие товары и завоевать массовый рынок; приемлема для товаров с низкой эластичностью спроса.
- Стратегия деференцированных цен применяется в торговой практике фирм, которые устанавливают скидки и надбавки к среднему уровню цен для различных рынков. Сегментов и покупателей.
- Стратегия единых цен используется при реализации товара по каталогам, образцам через каналы посылочной торговли.
- Стратегия ценового лидера предусматривает либо «привязку» своего уровня цен к движению и характеру цены, признанной фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключение негласного соглашения с лидером на данном рынке о том, что в случае изменения цены лидеры фирмы также проводят изменения цен на свои товары.
- Стратегия «убыточного лидера» или стимулирование комплексных продаж заключается в том, что товар-лидер реализуется по низким ценам, а другие входящие в комплекс изделия, обладающие новизной, предлагаются по ценам, включающим монопольную прибыль.
Контрольная
карта «Сбор информации оценок»
Необходимая информация |
Постановка вопроса |
Источник данных |
Доступ к информации |
Платежеспособность |
Платежеспособность потенциального
клиента |
Публикация справочных служб в
банке |
Центральный банк данных, торговые представительства,
банки |
Возможность финансирования |
|
|
|
Уровень цен |
Определение цены |
Опрос экспертов, предложения конкурентов |
торговые представительства, ведомства |
Сегментирование рынка |
Для каких групп клиентов и где
могут быть установлены высокие
цены |
Службы маркетинга |
|
Политика цен конкурента |
В чем заключается |
Опросы экспертов |
|
Контрольная карта «Основные аспекты
в политике цен и условий продаж»
ю № |
Критерии |
Мероприятия |
Результаты |
1 |
Дифференциация цен |
|
- |
2 |
Скидки комиссионные |
Распродажа |
+ |
3 |
Условия поставки и оплаты |
Кредиты |
+/- |
4 |
Финансирование |
Оплата товара в рассрочку |
- |
5 |
Транспортирование |
Авиалинии |
+ |
6 |
Упаковка |
|
- |
7 |
Страхование контр. |
|
+ |
8 |
Цены на запчасти |
|
- |
9 |
Монтажные расценки |
|
- |
Контрольная карта «Анализ цен»
Рынок |
Цена |
Q |
Товарооборот |
Примечание |
% товарооборота |
%Q |
«звезда» |
3,3 |
23,29 |
76,875 |
P>Pср |
75,3 |
75,3 |
Сатурн |
3,005 |
4,6 |
43,873 |
P<Pср |
14,9 |
14,9 |
Остаток конкур. |
2,8 |
3,0535 |
8,55 |
P<Pср |
9,9 |
9,9 |
Итого |
9,105 |
30,9435 |
129,298 |
|
100 |
100 |
Среднерыночный оборот |
3,035 |
|
43,099 |
|
|
|
Сбытовая политика.
Сбыт- система мероприятий по транспортировке,
складированию, хранению и продажи товара.
Субъекты сбыта- бытовые
и различные торговцы, посредники, работающие
от своего лица на свои деньги и на свой
риск.
- Дилер- частник бизнеса, физическое или юридическое лицо, закупающее продукцию оптом и торгующий ею в розницу или оптом.
- Дистрибьютор- имеет разветвленную сеть складов, товар приобретается крупными партиями и распределяется на значительной территории.
- Джоббер- не имеет складской сети поэтому работает с мелкими партиями товара, либо с крупными без перегрузок и промежуточного складирования.
- Консигнатор- принимает на себя товарный риск и право собственности на товар; специфика его работы- отсрочка платежей на срок согласованности с производителями.
- Комиссионер- имеет собственное торговое помещение и осуществляет посредничество на условиях комиссии (определенного % от объема продаж)
- Брокер- работает на бирже с оптовыми партиями товара и в физический контакт с товаром не вступает; это специалист по информации, который хорошо знает что, когда, у кого и по какой цене можно купить.
Функции
посредников:
- Сбор информации, исследование для обеспечения процессов продвижения товаров.
- Стимулирование всех участников канала распределения.
- Взаимодействие с потенциальными покупателями
- Адаптация товара к требованиям покупателя (упаковка, сортировка)
- Организация товародвижения
- Финансирование каналов распределения
- Применение рисков на себя.
Стратегия
ценообразования.
- Стратегия высоких цен («снятие сливок») предусматривает первоначальную продажу товара по высоким ценам, включающая цену производства, все издержки, среднюю и монопольную прибыль, характерна для товаров-новинок, защищенных патентами.
- Стратегия низких цен («прорыва») предусматривает первоначальную продажу товара по низким ценам, чтобы стимулировать спрос, вытеснить конкурирующие товары и завоевать массовый рынок; приемлема для товаров с низкой эластичностью спроса.
- Стратегия деференцированных цен применяется в торговой практике фирм, которые устанавливают скидки и надбавки к среднему уровню цен для различных рынков. Сегментов и покупателей.
- Стратегия единых цен используется при реализации товара по каталогам, образцам через каналы посылочной торговли.
- Стратегия ценового лидера предусматривает либо «привязку» своего уровня цен к движению и характеру цены, признанной фирмы-лидера на данном рынке по конкретному товару, либо заключение негласного соглашения с лидером на данном рынке о том, что в случае изменения цены лидеры фирмы также проводят изменения цен на свои товары.
- Стратегия «убыточного лидера» или стимулирование комплексных продаж заключается в том, что товар-лидер реализуется по низким ценам, а другие входящие в комплекс изделия, обладающие новизной, предлагаются по ценам, включающим монопольную прибыль.