Понятие и общие характеристики черных PR-технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение «черных» PR технологий в политической жизни Российской Федерации и их влияние на мнение общества.
Исходя из цели курсовой, работы можно выделить следующие задачи:
- изучить сущность «черного» PR, сферы его применения и цели;
-рассмотреть методы «черного» PR в избирательном процессе;
-исследовать проблему использования в России «грязных избирательных технологий» и «черного пиара»

Содержание работы

Вступление 3
Глава 1. Понятие и общие характеристики черных PR-технологий 5
1.1 Сущность черного PR, сферы его применения и цели 5
1.2 Методы использования "черных" PR-технологий………………………12
Глава 2. Черные PR-технологии в современной российской политике 22
2.1. PR-технологии в политическом процессе России 22
2.2. Проблема использования в России «грязных избирательных технологий……………………………………………………………………..27
Глава 3. Применение технологий «черного» PR в предвыборной кампании «Единой России» 30
Заключение 34
Список литературы: 35

Файлы: 1 файл

111.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Слух содержит информацию, которая  принципиально умалчивается СМИ. Подобная информация заинтересует многих и потому, став доступной, легко будет передаваться «из уст в уста». Слухи содержат ответы на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в душе у каждого человека (например, ожидание очередного повышения цен). Слух может быть ответом на некое общественное желание, представление, например, содержать информацию о возможном скором визите высокопоставленного московского чиновника с «ревизией» местных порядков. Слух может содержать сведения об известных или популярных личностях. Подобные темы всегда вызывают живейший интерес у огромной аудитории.

Слухи интересны как инструмент для политического PR тем, что имеют самостоятельную природу распространения. Слухи в избирательной кампании распространяются с особой силой в случае недостатка официальной информации по важным вопросам. Предметом слухов могут быть что угодно – и «нетрадиционная ориентация кандидата, и его семейное положение, и криминальное прошлое». Распространяясь по схеме испорченного телефона, информация все больше искажается. Поэтому слухи могут быть разрушительными.

Негативными последствиями слухов могут быть: разрушение доверия, ухудшение эмоционального состояния избирателей, негативные эмоции, ухудшение работы команды оппонента.

Сплетни близки слухам, однако обладают определенной спецификой. Если слухи  в современном политическом консалтинге  обычно носят направленно политизированный характер и инициируются публикациями в политизированных средствах массовой информации, то сплетни связаны с околополитическими сферами или с неполитическими особенностями жизни политических персонажей. Средство их запуска – неполитические СМИ, в частности «желтая» пресса.

3) Умышленная «путаница».

Примером умышленной путаницы может  служить ситуация, когда агенты политических противников приедут на дачу конкурента, но «перепутают» и, вместо небольшого домика, который еще дедушка при  советской власти построил из обрезка фанеры, «по ошибке» сфотографируют дворец соседа «нового-русского». Соответственно фотографии попадут в газеты, с комментариями по поводу неопределенных источниках средств владельца «домика». И если в этом случае политик позиционируется как «простой человек», он гарантированно теряет часть голосов. Это наглядный пример путаницы, за которую никто не несет ответственности, но которая служит особым инструментом PR-воздействия на психику избирателей.

Существуют и другие разновидности путаницы, например, ситуации, когда слова одного политического деятеля приписывают другому. Иногда политикам приписывают авторство фраз, которые вообще никому не принадлежат. Так, известно, что знаменитая фраза: «Упал – отжался» не произносилась А. Лебедем, но в народных кругах прижилась именно как его изречение.

Зачастую умышленная путаница практически неотличима от сознательной подмены или передергивания фактов, понятий, кадров, телевизионных программ и т.д. яркий тому пример – телепрограммы С. Доренко во второй половине 1990-х.

Не редкость случаи, когда  сами политики вносят путаницу в реальное положение дел. Этот прием используется для положительного восприятия действий политика. Понятно, что подобные приемы не отличаются политкорректностью, но на практике показывают высокую эффективность.

4) «Бытовое хамство».

Это даже не прием, а скорее стиль поведения. Такой стиль, когда политик, очерняя своих противников, пытается на их «грязном» фоне выглядеть идеальным. Таким образом, он противопоставляет себя конкурентам, показывая контрастность, что в большинстве случаев срабатывает в пользу «чистого» политика. Порой грязь, выливаемая на политических оппонентов, носит оскорбительный характер.

«Бытовое хамство» достаточно действенный инструмент PR-воздействия в отношении определенных слоев населения. Как правило, это люди с низким уровнем интеллекта, малообразованные, скорее молодежь, чем представители старшего поколения. Именно этот сегмент избирателей верит в хамские заявления.

Реальный пример, когда  в период президентской кампании 2000 года на улицах можно было видеть группу проституток, якобы поддерживающих бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, с кричащими лозунгами «Защитим нашего клиента». Это шествие сняли на видео, которое не замедлило появиться в эфире телевидения.

Но иногда организаторы подобных некорректных способов устранения конкурентов перегибают палку, как  это было в ходе предвыборной кампании в Красноярске. Там была организована демонстрация натуральных бомжей, разгуливавших с плакатами: «Лебедь – наш губернатор».

В этом случае возникает  эффект бумеранга и избирателями воспринималось именно как нападки  на добропорядочного политика со стороны конкурентов. Поэтому неудивительно, что он и победил на выборах.

5) «Черный юмор».

Политика – это  достаточно серьезная сфера деятельности и юмор здесь не уместен. Во всяком случае, он не уместен в создании имиджа политика, Он достигает своей цели: политиков перестают воспринимать всерьез.

Примеров разрушительного  действия юмора в политике предостаточно. Часто создают и распространяют, посредством газет, сети Интернет и  др. каналов, анекдоты про политиков. На первый взгляд безобидная шутка, но сыграть она может роковую роль в политической карьере. Так, двери большой политики закрыли для Г. Бурбулиса безобидные на первый взгляд анекдоты о том, что «это не фамилия, а должность у него такая» и что «бурбулис через рукопожатие не передается».

Осенью 2000-го на довыборах  в Госдуму по 209-му избирательному округу баллотировалось 9 кандидатов. Единым кандидатом от «Яблока» и СПС  был зарегистрирован Анатолий Голов. Конкуренты распространили слоган: «Голый решил приодеться». Естественно, что такие прозвища, анекдоты и шутки появляются и распространяются не сами по себе.

Противостояние черному  юмору в политике практически  невозможно, а лучшее лечение это, как известно, своевременная профилактика: нужно просто не давать повода для  творчества подобного рода. В политике существуют даже случаи, когда деятель меняет фамилию на более благозвучную и не несущую нежелательных ассоциаций, во избежание подобных казусов, способных поставить крест на его политической карьере. Еще одним гарантом защиты от подобных «юморных» нападок является влиятельность и политический вес.

Глава 2. Черные PR-технологии в современной российской политике

2.1. PR-технологии в политическом  процессе России

В настоящее время  в России в условиях экономического кризиса особую актуальность приобретает использование PR-технологий как на выборах, так и в политической сфере в целом.

Говоря об эффективном  применении PR-технологий в российских регионах, наряду с местными особенностями  политической ситуации необходимо учитывать  уровень развития политического сознания и правовой культуры всего общества.

Дело в том, что само существование PR-технологий возможно лишь при наличии определенных условий. Главное из них — высокий уровень  развития гражданского общества, наличие  основных гражданских прав и свобод, а также политических институтов, способных влиять не только на общественное мнение ,но и на действия любых агентов (органов государственной власти, предпринимательских структур, кандидатов на выборах и т.д.), стремящихся управлять этим мнением в своих интересах. К подобным институтам можно отнести политические партии, общественные объединения, профсоюзы, независимые СМИ и др. Именно они призваны довести до сведения граждан все попытки намеренного сокрытия либо искажения какой бы то ни было социально или политически значимой информации. [2]

Главная особенность  трансформации региональной политической сферы состоит в том, что в  ходе экономических и политических реформ, осуществлявшихся с начала 90-х гг., произошел передел власти и собственности, в ходе которого новая олигархия установила контроль над ресурсами власти в регионах, произошла замена региональной элиты.

Вместе с тем вследствие упрочения кланово-корпоративного характера правящих элит традиционные для институтов гражданского общества связи с общественностью, общественными организациями,

муниципалитетами в  ряде случаев претерпевают существенные изменения. Речь идет об использовании, в целях удержания власти, нелегитимных политических технологий как составной части паблик рилейшнз, о стремлении выстраивать «виртуальные»политические пространства для формирования у различных электоральных групп ложных ценностных ориентаций, для программирования электорального поведения

Эта тенденция еще более усилилась с формированием в последние годы так называемой «партии власти». Как известно, первой попыткой политического структурирования всей вертикали исполнительной власти стало формирование движения «Выбор России». Ему пророчили блестящую победу на парламентских выборах 1993 г., более того, ожидалось, что именно участники этого движения разберут все комитеты и посты в Государственной Думе. В партию вступали менее всего по идеологическим соображениям: превалировали мотивы политической конъюнктуры и корпоративной солидарности. В итоге партия неожиданно проиграла выборы. Сказалась слабая организация избирательной кампании этой структуры, недостаток опыта в использовании «административного ресурса» в работе с электоратом. Особо выделяется неопытность PR-менеджеров «Выбора

России» в деле адаптации  базовых принципов паблик рилейшнз к политическим субкультурам в российских регионах. Следующей «партией власти», созданной под электоральную кампанию 1995 г., стал НДР, также добившийся довольно скромных результатов по аналогичным причинам. И только выборы 1999 г.стали действительно удачными для про правительственной партии «Единство России»

Как известно, основной целью  региональной бюрократии является удержание власти, для достижения этой цели у нее имеется огромный набор методов, которые она и использует. Следует отметить, что власть в регионе, особенно в последнее время, выходит далеко за пределы своих административных функций. Одной из особенностей современной политической ситуации стало стремление местной бюрократии установить контроль за экономикой области, СМИ, т.е. сделать свою власть тотальной в рамках региона. При этом давление местной власти на все сферы общества усиливается по мере отдаления от федерального центра, что вызвано рядом факторов: несоответствием регионального законодательства федеральному, отсутствием развитых правовых институтов, независимой судебной власти, кроме того, в отдельных регионах, например на Дальнем Востоке, вся экономическая деятельность зависит от функционирования транспортных каналов или средств, подконтрольных губернатору. Особенностью сложившейся ситуации является то, что закон при этом не нарушается, партия власти находит способ распространять свое влияние на все сферы общественной жизни, так, чтобы внешне соблюдались требования демократического общества.

Именно эти особенности регионального политического процесса способствовали быстрому развитию PR-технологий, росту спроса на них со стороны региональных элит. Процесс оснащения региональной власти PR-технологиями значительно ускорился в связи с выборами Президента России в марте 2000 г.

Опасаясь реформ исполнительной власти, инициированных В. В. Путиным, в частности, введения процедуры назначения губернаторов Президентом, главы региональных администраций стремились и стремятся сохранить свои режимы, не только гласно выражая свою преданность. Они пытаются мобилизовать все возможные ресурсы региона для быстрейшего исполнения тех задач, которые ставит перед ними сейчас и может поставить в будущем федеральный центр

Такая тенденция политического  поведения региональных правящих элит сказывается на процессе дальнейшей монополизации институтов гражданского общества. Усиливается контроль губернаторкой власти за сферой публичной политики.

Электоральный цикл 1999—2000 гг. показал, что правящие круги в России научились в период выборов выстраиваться в политическую партию — «партию власти».

Прежние попытки сформировать данный институт во многом научили власть использовать в собственных интересах PR-технологии, и прежде всего «административный ресурс».

Таким образом, в силу специфики современного политического процесса наиболее влиятельными участниками региональных избирательных кампаний следует признать местные правящие элиты.

Несомненно, главной элитной формацией в регионе сейчас является «партия власти», которая идет на выборы ради одной цели — удержания сложившейся схемы власти. При этом ключевым для правящих элит в регионах является вопрос, как согласовать интересы, к примеру, кандидата от оппозиции с интересами местной «партии власти». Поэтому власти обычно стремятся просто не провоцировать личного противостояния между основными кандидатами. Но этого часто недостаточно, ведь практически во всех выборах принимают участие кандидаты от «партии власти», которые объективно противопоставляют себя оппозиции всего спектра политических сил региона, не включенных в «местную номенклатуру». Отсюда— стремление правящих элит проводить предварительные переговоры, консультации, если, конечно, оппозиция обладает серьезными политическими PR-технологии как идеологокоммуникативный компонент политических кампаний в России: теория и реалии ресурсами. Все чаще встречается явление, которое в западной политологии получило название политической коррупции.

В связи с этим следует  отметить, что оппозиция региональным режимам в ряде случаев охотно идет на то, чтобы сохранить нейтралитет в отношениях с «партией власти», а то и публично проявлять лояльность к ней. Использование соответствующего набора PR-технологий целесообразно по нескольким причинам. Во-первых, власть, в отличие от оппозиции, имеет в своем арсенале вполне законные и очень эффективные способы воздействия на провоцирующих ее оппонентов: постоянные рейды всевозможных контролирующих органов, информационное давление через подконтрольные властям СМИ, «юридические» ресурсы, позволяющие зачастую просто снять конкурента с дистанции еще на этапе подготовки к выборам, материально-технические ресурсы (обеспечение связью, транспортом и т.п.). Необходимо постоянно помнить о наличии в арсенале местной власти подобных приемов, начиная с закрытия оппозиционной прессы и заканчивая срывом выборов или внесением в местное выборное законодательство выгодных для себя поправок и т.д. В подобных условиях решающим фактором победы наряду с профессиональными знаниями специалиста по PR оказываются его опыт и связи во власти и СМИ.

Информация о работе Понятие и общие характеристики черных PR-технологий