Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:14, дипломная работа
Цель дипломного проекта – проработка программы продвижения направленной на увеличение сбыта, продукции ООО «Неско Северо-запад», узнаваемости и ассоциированию продукции с компанией, увеличение числа лояльных потребителей к продуктам собственного импорта компании с помощью мероприятий по продвижению одной из ее товарных линий.
Естественно, наблюдается обвальное падение потребления вина в 1985 году. С момента начала рыночных отношений наблюдается дальнейшее резкое падение потребления вина. Это происходит благодаря маленьким доходам населения и высокой стоимости вина как алкоголя. В середине 90-х годов в России потреблялось вина в два раза меньше, чем в 60-х и в шесть раз меньше, чем в 70-х годах. С конца 90-х также можно отметить постепенный рост потребления вина, который продолжался вплоть до второго тысячелетия. В настоящее время доля винной продукции на российском алкогольном рынке, по-прежнему слишком мала – абсолютными лидерами на нем остаются водка и пиво. Спрос на вино, как в премиальном, так и в экономичном сегментах, все так же хаотичен. По данным ГКС (государственный комитет статистики), доля продаж виноградные и плодовые вина составляет всего 6,5% от общего объема продаж алкогольных продуктов в целом.28(см. Таблица 2.1)
Таблица 2.1
Объемы продаж алкогольной продукции в России
Алкогольные напитки и пиво |
В натуральном выражении, млн. дкл. 2007 |
Доля в % |
водка и ликероводочные изделия |
184,6 |
|
виноградные и плодовые вина |
94,9 |
6,50% |
коньяки |
8,9 |
0,60% |
шампанские и игристые вина |
24,1 |
1,60% |
пиво |
1155,3 |
78,70% |
В условиях финансового кризиса россияне расходуют все больше денег на алкоголь. Если раньше средний гражданин РФ тратил на алкогольные напитки 10-11% своего дохода, то теперь эти траты выросли до 15% и более – за счет роста цен и снижения зарплат.29
Россияне ежегодно приобретают около 6л вина, подсчитали специалисты центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра».30 В частности в Архангельске вино покупают один два раза в месяц в основном по одной бутылки с емкостью 0,7 л, 8,4 литра в год. В первом полугодии 2008 года жители России потратили на спиртное 600 миллиардов рублей, или более 4 тысяч рублей на человека. Виноградного вина было реализовано 38,5 миллионов дал, что на 10,1% больше чем за аналогичный период 2007 года. Стоимость проданного вина составила 73,2 миллиарда рублей.31
Что касается динамики развития импортного рынка вина г. Архангельска, были выведены основные его аспекты: сегментирования данного рынка, потребительские предпочтения и особенности потребления вина.
Сегментирования импортного рынка вина г. Архангельска делится на четыре основных ценовых диапазона по отпускной цене продукта (см. Рис. 2.1).
Рис. 2.1. Сегментирование импортного вина г. Архангельска
В долях дешевый ценовой
сегмент занимает львиную долю 53%,
средний ценовой сегмент
В ситуации дохода около 5000 руб. на человека в месяц можно считать, что рынка импортного вина еще нет. Присутствуют в основном только самые дешевые напитки по цене ниже 150 за бутылку, в основном это вина отечественного производства.
Когда рост доходов населения в городе переходит невидимую границу 15000 руб., на рынке вина происходит как бы моментальный взрыв. Этот взрыв выражается в почти двукратном росте потребления вина и, соответственно, емкости всего рынка. Наступает время Испанских, германских вин, и вин Нового Света.
С высоким уровнем дохода более 20000 руб. на человека в месяц, то рынок вина переживает второй этап взрывного роста. Этот сегмент продаж вин дорогого и люксового сегментов. На рынок широко вырываются вина из Италии и Франции. Появляются вина категории Appellations – контролируемого места происхождения.
На первой стадии, при доходе на душу населения в районе 5000 руб, основную долю рынка занимает так называемое дешевое вино по цене до 150 рублей за бутылку. В этом случае такого вина на рынке продается порядка 70%, в основном отечественного производства и стран СНГ. С ростом дохода населения происходит падение потребления дешевого вина. Сначала до 50% общего рынка при уровне дохода в 15000 руб. на человека. Затем 22% при уровне дохода 20000 руб. и выше.
Так называемое стандартное вино, или вино средней ценовой категории, стартует в 15000 руб. на рынке с 14%, резко растет до 40-50% рынка при доходе населения 20000 руб., а после дохода в свыше 20000 руб. доля вина средней стоимости начинает потихоньку сокращаться до 48-40% рынка. Это происходит за счет роста вин так называемой дорогой и люксовой категории.
Легко заметить, что основное потребление вина происходит в ситуации так называемого праздничного застолья. До 40% вина, выпиваемого как слабыми, так и ведущими потребителями происходит именно за праздничным столом. Следующий по значимости повод потребления – встреча с другом, дружеские посиделки. Этот повод – еще 25% всего рынка. Остальные поводы – на природе и в ресторане, занимают по 15%.
Необходимо подчеркнуть, что потребление двух третей вина приурочено к двум ключевым поводам. Либо это - праздник, для этого каждый месяц ведущий потребитель покупает до 3 бутылок вина, либо - встреча друзей, для этого ведущий потребитель покупает от 2,0 до 2,5 бутылок вина.
Как было сказано выше, праздничное застолье это 3 бутылки в месяц. При этом в стандартном магазине на полке до 200-300 бутылок, в крупном магазине это количество может достигать и тысячи бутылок.
Процесс выбора вина в магазине, архангелогородцем, происходит в пять этапов(см. Рис.2.2):
На первом шаге потребитель для себя определяет ту страну-производителя вина, которая ему интересна. Это может быть Германия, Испания, Франция, Грузия или Молдавия. В настоящий момент этот выбор страны производителя привязан, прежде всего, к ценовому сегменту.
На следующем шаге потребитель для себя определяет тип вина - красное или белое. Классический вопрос, который потребитель себе задает - это вино к рыбе или к мясу. Хотя эти грани в последнее время все больше стираются. В выборе вина красное или белое Россия тоже весьма специфичная страна. Большинство потребляемого в Архангельске вина, до 70% , это красное вино.
Следующим шагом потребитель для себя решает другой вопрос - каким вино должно быть по вкусу - сухим или сладким. И здесь специфика выбора зачастую предрешена. На сегодня до 70% потребляемого в Архангельске вина – это сладкое вино.
Рис. 2.2. Процедура потребления вина.
После этого человек определяет дженерик, какой тип или вид вина он хочет выбрать.
Именно на пятом шаге и происходит окончательный выбор производителя. В этот момент начинает работать основной призыв производителя. А призыв выражается через качество вина, через оформление бутылки и через другие средства маркетинга. Вот основная специфика поведения среднестатистического покупателя вина. Все эти пять шагов ведут к выбору правильной бутылки из тысяч.
Подводя промежуточный итог по сегментированию, потребительских предпочтений и особенностей потребления импортных вин в г. Архангельске хотелось бы отметить ключевой момент для формирования потребительского поведения на винном рынке. Это – вопрос важности производителя, важности доверия к нему. Этот вопрос постепенно с последнего пятого шага постепенно переходит на первое место. Прежде всего, это важно для тех потребителей, которые выбирают вина для своего потребления из дорогого и сверхдорогого ценового сегмента.
Для определения перспектив развития продаж импортных вин в г. Архангельске необходимо определить возможности самого рынка, то есть определить емкость рынка.
Емкость рынка можно определить с помощью базовых подходов и дополнительных, таких как:
К базовым подходам расчета рынка обычно относят:
1. макроподход через производство, импорт, экспорт и остатки;
2. объемы рынка через статистику продаж;
3. удельное душевое потребление;
4. покупательское поведение.
Дополнительные подходы могут включать в себя расчет рынка:
Исходя из ограниченности информационных ресурсов, емкость рынка мы будем определять с помощью двух способов: макроподход по удельному душевому потреблению.
Для расчета емкости рынка вина Архангельска, по удельному душевому потреблению, нам понадобятся следующие данные:
Среднедушевой доход по Архангельской область по данным ГКС, на 2007 год составил 11574 руб., на 2008 эта цифра не значительно выше и составляла 11929,2 руб.. Как было сказано ранее, в среднем в Росси на одного человека расходы на алкоголь составляет около 10-15%. На одного Архангелогородца траты на алкоголь имеют верхний диапазон – 15-20%, в связи с тем, что г. Архангельск находится на севере России. Исходя, из математических расчетов ежемесячно горожане тратят 2004,54 руб. на покупку спиртных напитков. В год эта цифра достигает до 24054,51 руб.
По России жители в прошедшем году потратили примерно 1200 миллиардов рулей на приобретения алкоголя, из них на вино было потрачено 146,4 миллиарда. Доля в процентном выражении продаж вина от общего объема продаж алкоголя составляет 12,2%. Получается, что в среднем по России среднестатистический гражданин тратит из своих 10% дохода, 12,2% на покупку вина. В денежном выражении за год один архангелогородец тратит на вино 2954,65 руб.
И так в итоге мы получили удельное душевое потребление вина по Архангельску в денежном выражении. Эта сумма нам необходима для подсчета емкости рынка вин.
В таблице 2.2 приведен расчет емкости рынка по удельному душевому потреблению. Так как у нас план продаж должен стоять только по импортному вину, а не посему винному ассортименту, нам необходимо из 627 миллионов выделить долю рынка импортного вина.
Таблица 2.2
Расчет емкости рынка по удельному душевому потреблению
Возраст |
Численность населения |
Удельное душевое потребление |
Емкость рынка |
Всего |
357012 |
2619,65 |
935246485,8 |
16 - 19 |
27535 |
2934,65 |
80 805 588 |
20 - 24 |
33198 |
2934,65 |
97 424 511 |
25 -29 |
29605 |
2934,65 |
86 880 313 |
Продолжение табл. 2.2
Возраст |
Численность населения |
Удельное душевое потребление |
Емкость рынка |
30 -34 |
22865 |
2934,65 |
67 100 772 |
35 - 39 |
27645 |
2934,65 |
81 128 399 |
40 - 44 |
30309 |
2934,65 |
88 946 307 |
45 - 49 |
30624 |
2934,65 |
89 870 722 |
50 - 54 |
26804 |
2934,65 |
78 660 359 |
55 - 59 |
13683 |
2934,65 |
40 154 816 |
60 - 64 |
20171 |
2934,65 |
59 194 825 |
65 - 69 |
11815 |
2934,65 |
34 672 890 |
70 и выше |
20976 |
2934,65 |
61 557 218 |
ИТОГО |
866 396 720 |
Источник: Данные архангельского статистического центра
Россия в 2007 г. занимала на собственном рынке виноградного вина около 68,3% физического объема и около 45,3% финансового объема рынка виноградного вина. Все остальное занимал импорт.
Структура рынка виноградных и плодовых вин Архангельска схожа со структурой Российского рынка вин в целом, но в связи с тем, что это горожане больше предпочитают отечественного производителя потребление русских вин тут больше чем в России и доля финансового объема рынка виноградного вина составляет 30-35% , следовательно, наш рынок в денежном выражении составляет 190 – 210 млн. руб., ежемесячно 14-18 млн. руб.
Информация о работе Программа мероприятий по продвижению товарной линии вин ООО «Неско Северо-Запад»