Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса маркетингового исследования, усвоение алгоритма оценки и анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования.
Объектом исследования является сеть супермаркетов ООО Самвел.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
2) представить информацию о конкурентах исследуемого предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли 5
1.1. Роль услуг в конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Классификация услуг розничной торговли и характеристика требований, предъявляемых им 12
1.3. Методика оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли 19
2. Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 24
2.2. Описание предприятий-конкурентов в качестве объектов исследования 27
2.3. Проведение исследования и анализ полученных результатов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли (1)(1).doc

— 2.11 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных условиях торговля оказывает активное влияние на развитие экономики и рыночных процессов, содействует удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению качества жизни населения. В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство, происходит превращение товарной стоимости в денежную, создаётся экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Маркетинговые исследования являются сложными процессами. Необходимо научиться проводить такие исследования, научиться проникать в их суть и научиться делать выводы про проведенным исследованиям. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы.

Маркетинговые исследования заключаются в сборе, обработке и анализе полученных данных. В результате уменьшается неопределенность при принятии маркетинговых решений. Исследование рынка заключается в выяснении состояния тенденций развития. Это поможет выявить недостатки положения предприятия на рынке, а также выявить соответствующие пути улучшения.

Целью курсовой работы является изучение процесса маркетингового исследования, усвоение алгоритма оценки и анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Предметом исследования является процесс маркетингового исследования.

Объектом исследования является сеть супермаркетов ООО Самвел.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

2) представить  информацию о конкурентах исследуемого  предприятия;

3) рассчитать  конкурентоспособность предприятий-конкурентов;

4) дать  определение конкурентоспособности  предприятия;

5) рассмотреть  классификацию услуг розничной  торговли.

Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли, ее классификация и основные понятия.

Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, рассчитаны показатели для оценки конкурентоспособности ООО Самвел и его конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность конкурентоспособности  услуг розничной торговли

 

1.1. Роль услуг в конкурентоспособности  торгового предприятия

 

Конкурентоспособность товаров и услуг — основной фактор качества жизни.

По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни, понятие качество жизни включает в себя следующее:

1) здоровье;

2) образование;

3) рациональное (адекватное) питание;

4) стабильную, экологически чистую  окружающую среду, включая жилище;

5) безопасность;

6)здравоохранение;

7) участие в жизни общества, создание  необходимых услуг для его  развития;

8) справедливость;

9) равенство мужчин и женщин.

Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг.

Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели.

Одной из важнейших областей деятельности человека является коммерческая деятельность. Она возникла в результате разделения труда.

Действие множества субъектов направлено исключительно на один объект. В модели обозначены зоны, которые выполняют роль отборочных уровней (рис. 1).

Рис. 1. Лучевая модель конкуренции

 

Зону тотальной конкуренции достигают только субъекты, товар (услуга) которых полностью удовлетворяют потребности данного сегмента рынка.

Товары, не отвечающие требованиям этой группы потребителей, отсеиваются. [18, с. 301-305]

Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема конкурентоспособности наиболее актуальна для модели совершенной конкуренции, в которой присутствует элемент жесткой состязательности, и не актуальна для монопольного, дефицитного рынка.

Можно согласиться с выводами о том, что конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.

При конкурентном анализе очень важно правильно расставить акценты на этих процессах. В маркетинге существует опасность маркетинговой близорукости, когда предприятие чрезмерно ориентируется на конкурентов и при этом может упустить потребности потребителей, т.е. фактически пренебрегает принципом маркетинга фокусом на потребителя.

В соответствии с содержанием конкурентного анализа предлагается выделять два его направления:

1) анализ положения объектов;

2) анализ преимущества объектов.

Конкурентный анализ положения объектов позволяет выявлять ближайших конкурентов — группу соперничающих объектов, имеющих сходство (по географии, сегментам, рыночным позициям и пр.).

Конкурентная оценка преимуществ — это сравнение конкурентов по принципу лучшего-худшего удовлетворения требований потребителя.

По нашему мнению, две составляющие анализа реализуются не параллельно, а последовательно — от анализа положения к анализу преимуществ.

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности — одно вытекает из другого.

Естественно, что категории конкуренция и конкурентоспособность должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Терминология в области конкурентоспособности объектов не стандартизирована. Предпосылкой к определению понятий в любой области является систематизация. В данном случае ее главным признаком служит объект оценки конкурентоспособности:

1) продукция (товар, услуга);

2) организация;

3) отрасль;

4) страна.

В соответствии с указанными четырьмя объектами можно рассматривать конкурентоспособность на четырех уровнях. В работе справедливо обращается внимание на существование тесной внутренней и внешней зависимости между ними. Синтетическим показателем, который объединяет характеристики конкурентоспособности этих объектов и определяет положение страны на мировом рынке, является конкурентоспособность страны.

Но страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном счете зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.

В этом определении заложены три отличительных признака:

1) пространство — конкретный рынок (страна, сегмент рынка);

2) период — фиксированный отрезок времени;

3) познаваемость в сравнении. [21, с. 358-361]

 Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время — пространство».

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. Но, как отмечалось выше, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям.

Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.

Для универсальности приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) — коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли; как говорят: «Прибыль — это приз для организации, участвующей в конкурсе».

Конкурентоспособность нами рассматривается как свойство продукции. Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности продукции. Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества.

Он был предложен сотрудниками ВНИИ стандартизации в 1970-х гг., а затем стандартизирован.

Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию

Коммерческая деятельность имеет различные определения:

1) коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары переходят от поставщика к покупателю;

2) коммерческая деятельность - вид  предпринимательской деятельности, которая связана с реализацией  товаров, от которой зависит конечный  результат коммерческой деятельности;

3) коммерческая деятельность - это  деятельность, которая обеспечивает выгоду торговой сделки для каждого из партнеров с учетом того, что у каждого из участников такой сделки имеются свои запросы и потребности;

4) коммерческая деятельность - комплекс операций, которые обеспечивают куплю-продажу товаров и услуг вместе с торговыми процессами;

5) коммерческая деятельность оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Если говорить о коммерции в традиционных рамках, то она связана торговыми процессами, которая направлена на осуществление купли-продажи товаров и услуг.

Так как рыночные отношения развиваются необходимо разграничивать такие понятия как коммерческая деятельность и посредническая деятельность. Хотя и понятие посредническая деятельность является близким понятием коммерческой деятельности. [7, с. 240-242]

Посредником является хозяйствующий субъект, который выполняет функцию сведения поставщика и покупателя различных товаров и услуг.

Например, посредником между производителем и покупателем может быть торговец в розничной торговле (супермаркет и т.д.). В тоже время не всякий коммерсант может быть посредником.

Коммерческая деятельность предусматривает выполнение ряда операций, а также управление ими. Таким образом, коммерческие операции обслуживают процесс обмена, т.е. процесс купли-продажи. Для того, чтобы обмен считался действительным необходимо совершить процесс взаимосвязанных действий. ВВ процессе таких взаимосвязанных действий поставщик изготавливает товар, а покупатель его приобретает.

Любая коммерческая деятельность должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также она может быть регламентирована различными нормативными и законодательными актами.

На основании того, что было приведено выше о коммерческой деятельности можно сделать вывод, что коммерческая деятельность представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, которые способны обеспечить обмен или совершение процесса купли-продажи. [9, с. 301-304]

Интегративными свойствами обладают элементы коммерческой деятельности. При закупочной деятельности совершаются: выбор поставщика, коммерческая деятельность, заключение договоров купли-продажи и контракты, товарно-денежных обмен и пр.

Составляющими подсистемами являются закупочная деятельность, хранение и в общем все то, что представляет коммерческую деятельность как систему.

Границы подсистемы могут выражаться как этапы доведения товаров до потребителей. В рамках подсистем могут быть задействованы коммерческие процессы и операции, которые способны обеспечить количественные и качественные изменения. В коммерческой деятельности объектами продажи становятся товарно-материальные ценности, которые становятся объектами обмена.

Методы сбора информации и разработки таблиц, форм, матриц, анкет, бланков и других рабочих документов для маркетолога могут быть определены содержанием конкретного анализа. Особенно они зависят от основных источников получения информации. Источники информации способны формировать первичные и вторичные данные для оценки конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия