Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса маркетингового исследования, усвоение алгоритма оценки и анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования.
Объектом исследования является сеть супермаркетов ООО Самвел.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
2) представить информацию о конкурентах исследуемого предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли 5
1.1. Роль услуг в конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Классификация услуг розничной торговли и характеристика требований, предъявляемых им 12
1.3. Методика оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли 19
2. Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 24
2.2. Описание предприятий-конкурентов в качестве объектов исследования 27
2.3. Проведение исследования и анализ полученных результатов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли (1)(1).doc

— 2.11 Мб (Скачать файл)

Таким образом ,выбор предприятий – конкурентов производился по одинаковому ассортименту, по одинаковому размеру площади предприятий, по одинаковым стоимостным объемам продаж продукции.

Основными конкурентами ООО «Самвел» в г. Самара являются следующие предприятия:

1. ООО «Меридиан» - сеть розничных магазинов по продаже продуктов питания, бытовой химии, продуктов собственного производства. Площадь торговых залов колеблется от 2000 кв.м. до 5000 кв.м.

Таблица 4

Объем продаж ООО «Меридиан»

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объем продаж, млн. руб.

23

25

28

29,5

32,5

35


 

2. ООО «Калигула+» - сеть розничных  и мелкооптовых супермаркетов  по продаже продуктов питания, бытовой химии и техники, продуктов  собственного производства. Площадь  торговых залов колеблется от 1500 кв.м. до 3500 кв.м.

Таблица 5

Объем продаж ООО «Калигула+»

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объем продаж, млн. руб.

37

33

29

30

28

28,5


 

3. ООО «Воскресенье» - розничные магазины по продаже продукции собственного производства, бытовой химии, посуды, детской одежды, продуктов питания. Площадь торговых залов колеблется от 2000 до 3500 кв.м.

Таблица 6

Объем продаж ООО «Воскресенье»

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Объем продаж, млн. руб.

33

32

34

37

37,5

36


 

Все выбранные конкуренты работаю на рынке более 5 лет, поэтому объем продаж для анализа был взят за последние пять лет.

 

 

2.3. Проведение исследования и анализ  полученных результатов

 

 

Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов представлена в таблице 7.

Данные в таблице представлены за 2013 год.

Таблица 7

Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов

Показатель

«Самвел»

«Меридиан»

«Калигула+»

«Воскресенье»

1. Объем продаж, млн. руб.

729

1217

1192

818

2. Доля рынка, %

18

30,7

31,3

20

3. Рентабельность продукции, %

32,4

63,8

68,3

31

4. Прибыль, млн. руб.

315

648

703

326


 

Из таблицы видно, что лидером по продажам является ООО Меридиан, однако в доле рынка организация уступает ООО Калигула+. Исследуемая организация Самвел практически по всем сравнительным показателям уступает конкурентам.

Сравним примерные данные конкурентоспособности данных  предприятий. Технические характеристики конкурентоспособности предприятий розничной торговли проставлялись  на основании экспертного опроса и бальной оценки.

Данные представим в таблице 8.

 

 

 

 

Таблица 8

Пример данных конкурентоспособности предприятий розничной торговли

Представители

Технические характеристики

Экономические характеристики

Известность марки (Р1)

Качество продукции (Р2)

Объём продаж, млн. руб.

Доля рынка, %

Образец

10

10

1216

41

«Воскресенье»

8

5

1192

31,3

«Самвел»

6

5

729

18

«Меридиан»

7

6

818

20

«Калигула+»

8

6

1217

30,7

Коэффициент весомости

0,6

0,1

0,05

0,05


 

Для оценки конкурентоспособности необходимо выполнить некоторые расчеты:

1) единичный показатель конкурентоспособности  по техническим показателям:

Расчет единичного показателя представим в таблице 9.

Таблица 9

Единичный показатель конкурентоспособности по техническим показателям

Предприятие

q1

q2

«Воскресенье»

0,8

0,5

«Самвел»

0,6

0,5

«Меридиан»

0,7

0,6

«Калигула+»

0,8

0,6


 

Те же расчеты нужно произвести по экономическим показателям:

Таблица 10

Единичный показатель конкурентоспособности по экономическим показателям

Предприятие

q3

q4

 «Воскресенье»

0,98

0,76

«Самвел»

0,69

0,44

«Меридиан»

0,67

0,48

«Калигула+»

1,008

0,75


 

Из приведенных расчетов видно, что ООО Самвел уступает своим конкурентам.

2) групповые показатели по техническим  и экономическим характеристикам:

Таблица 11

Групповые показатели по техническим характеристикам

Предприятие

Iтп 1

Iтп 2

«Воскресенье»

0,48

0,05

«Самвел»

0,36

0,05

«Меридиан»

0,42

0,06

«Калигула+»

0,48

0,06


 

Таблица 12

Групповые показатели по экономическим характеристикам

Предприятие

Iэп 3

Iэп 4

«Воскресенье»

0,049

0,038

«Самвел»

0,032

0,022

«Меридиан»

0,034

0,024

«Калигула+»

0,05

0,0375


 

По данным таблиц 11 и 12 можно сделать вывод о том, что наиболее конкурентоспособными являются ООО Воскресенье и ООО Калигула+.

3) для оценки конкурентоспособности  необходимо рассчитать интегральный  показатель конкурентоспособности по формуле:

Данные расчетов внесены в таблицу 13.

Таблица 13

Интегральный показатель конкурентоспособности

Предприятие

К1

К2

«Воскресенье»

9,7

1,31

«Самвел»

11,25

2,27

«Меридиан»

12,3

2,5

«Калигула+»

9,9

1,59


 

По итогам расчетов интегрального показателя также наиболее конкурентоспособными остались Воскресенье и Калигула+.

Таким образом, по итогам всех проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что ООО Самвел по уровню конкурентоспособности уступает таким органзация, кА Калигула+ и Воскресенье, у которых уровень конкурентоспособности выше, чем у исследуемой организации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания курсовой работы изучили процесс маркетингового исследования. Полученные знания и навыки были реализованы на практике. Для применения полученных знаний был выбран объект исследования ООО «Самвел» г. Самара. Предприятие занимается розничной торговлей, имеет сеть супермаркетов по России.

Также были приведены предприятия-конкуренты, с которыми в дальнейшем были проведены сравнения исследуемого предприятия. Для проведенного сравнения были рассчитаны необходимые показатели такие, как интегральный и единичный коэффициенты конкурентоспособности и др.

В результате проведенных исследований было выявлено, что ООО «Самвел» не является конкурентоспособным предприятием. По всем показателям наиболее конкурентоспособными оказались ООО «Воскресенье» и ООО Калигула+.

Цель и задачи были также реализованы при написании курсовой работы.

Для того, чтобы повысить конкурентоспособность ООО «Самвел» необходимо:

1) провести качественный брендинг;

2) увеличить объем рекламы;

3) усовершенствовать техническую базу предприятия и внедрить инновационные технологии;

4) расширить ассортимент продукции.

Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрены сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли, ее классификация и основные понятия.

Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, рассчитаны показатели для оценки конкурентоспособности ООО «Самвел» и его конкурентов.

Основные направления маркетинговых исследований в теории маркетинга разделяют на две основных группы в зависимости от предмета исследования: исследования микросреды (рынок) - исследования внутренних условий и механизмов функционирования; исследования макросреды (экономическая ситуация в стране) - исследования внешних условий.

Для обработки полученных данных в результате маркетингового исследования используются различные методы количественного и качественного измерения. Итогом проведенного маркетингового исследования является разработка выводов и рекомендаций.

Рассмотренная оценка конкурентоспособности предприятий розничной торговли на товарном рынке является инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  2. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования – СПб: Издательство «Питер», 2010. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  3. Малхотра, Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2012.
  4. Соколов Н.М. Программа, методические указания к курсовой работе по курсу Маркетинговые исследования для студентов специальности 1–26 02 03 «Маркетинг». – Мн.: БГУИР, 2010.

Информация о работе Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия