Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса маркетингового исследования, усвоение алгоритма оценки и анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования.
Объектом исследования является сеть супермаркетов ООО Самвел.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
2) представить информацию о конкурентах исследуемого предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли 5
1.1. Роль услуг в конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Классификация услуг розничной торговли и характеристика требований, предъявляемых им 12
1.3. Методика оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли 19
2. Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 24
2.2. Описание предприятий-конкурентов в качестве объектов исследования 27
2.3. Проведение исследования и анализ полученных результатов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Таким образом ,выбор предприятий – конкурентов производился по одинаковому ассортименту, по одинаковому размеру площади предприятий, по одинаковым стоимостным объемам продаж продукции.
Основными конкурентами ООО «Самвел» в г. Самара являются следующие предприятия:
1. ООО «Меридиан» - сеть розничных магазинов по продаже продуктов питания, бытовой химии, продуктов собственного производства. Площадь торговых залов колеблется от 2000 кв.м. до 5000 кв.м.
Таблица 4
Объем продаж ООО «Меридиан»
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем продаж, млн. руб. |
23 |
25 |
28 |
29,5 |
32,5 |
35 |
2. ООО «Калигула+» - сеть розничных и мелкооптовых супермаркетов по продаже продуктов питания, бытовой химии и техники, продуктов собственного производства. Площадь торговых залов колеблется от 1500 кв.м. до 3500 кв.м.
Таблица 5
Объем продаж ООО «Калигула+»
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем продаж, млн. руб. |
37 |
33 |
29 |
30 |
28 |
28,5 |
3. ООО «Воскресенье» - розничные магазины по продаже продукции собственного производства, бытовой химии, посуды, детской одежды, продуктов питания. Площадь торговых залов колеблется от 2000 до 3500 кв.м.
Таблица 6
Объем продаж ООО «Воскресенье»
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем продаж, млн. руб. |
33 |
32 |
34 |
37 |
37,5 |
36 |
Все выбранные конкуренты работаю на рынке более 5 лет, поэтому объем продаж для анализа был взят за последние пять лет.
Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов представлена в таблице 7.
Данные в таблице представлены за 2013 год.
Таблица 7
Сравнительная характеристика предприятий-конкурентов
Показатель |
«Самвел» |
«Меридиан» |
«Калигула+» |
«Воскресенье» |
1. Объем продаж, млн. руб. |
729 |
1217 |
1192 |
818 |
2. Доля рынка, % |
18 |
30,7 |
31,3 |
20 |
3. Рентабельность продукции, % |
32,4 |
63,8 |
68,3 |
31 |
4. Прибыль, млн. руб. |
315 |
648 |
703 |
326 |
Из таблицы видно, что лидером по продажам является ООО Меридиан, однако в доле рынка организация уступает ООО Калигула+. Исследуемая организация Самвел практически по всем сравнительным показателям уступает конкурентам.
Сравним примерные данные конкурентоспособности данных предприятий. Технические характеристики конкурентоспособности предприятий розничной торговли проставлялись на основании экспертного опроса и бальной оценки.
Данные представим в таблице 8.
Таблица 8
Пример данных конкурентоспособности предприятий розничной торговли
Представители |
Технические характеристики |
Экономические характеристики | ||||
Известность марки (Р1) |
Качество продукции (Р2) |
Объём продаж, млн. руб. |
Доля рынка, % | |||
Образец |
10 |
10 |
1216 |
41 | ||
«Воскресенье» |
8 |
5 |
1192 |
31,3 | ||
«Самвел» |
6 |
5 |
729 |
18 | ||
«Меридиан» |
7 |
6 |
818 |
20 | ||
«Калигула+» |
8 |
6 |
1217 |
30,7 | ||
Коэффициент весомости |
0,6 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
Для оценки конкурентоспособности необходимо выполнить некоторые расчеты:
1) единичный показатель
Расчет единичного показателя представим в таблице 9.
Таблица 9
Единичный показатель конкурентоспособности по техническим показателям
Предприятие |
q1 |
q2 |
«Воскресенье» |
0,8 |
0,5 |
«Самвел» |
0,6 |
0,5 |
«Меридиан» |
0,7 |
0,6 |
«Калигула+» |
0,8 |
0,6 |
Те же расчеты нужно произвести по экономическим показателям:
Таблица 10
Единичный показатель конкурентоспособности по экономическим показателям
Предприятие |
q3 |
q4 |
«Воскресенье» |
0,98 |
0,76 |
«Самвел» |
0,69 |
0,44 |
«Меридиан» |
0,67 |
0,48 |
«Калигула+» |
1,008 |
0,75 |
Из приведенных расчетов видно, что ООО Самвел уступает своим конкурентам.
2) групповые показатели по
Таблица 11
Групповые показатели по техническим характеристикам
Предприятие |
Iтп 1 |
Iтп 2 |
«Воскресенье» |
0,48 |
0,05 |
«Самвел» |
0,36 |
0,05 |
«Меридиан» |
0,42 |
0,06 |
«Калигула+» |
0,48 |
0,06 |
Таблица 12
Групповые показатели по экономическим характеристикам
Предприятие |
Iэп 3 |
Iэп 4 |
«Воскресенье» |
0,049 |
0,038 |
«Самвел» |
0,032 |
0,022 |
«Меридиан» |
0,034 |
0,024 |
«Калигула+» |
0,05 |
0,0375 |
По данным таблиц 11 и 12 можно сделать вывод о том, что наиболее конкурентоспособными являются ООО Воскресенье и ООО Калигула+.
3) для оценки
Данные расчетов внесены в таблицу 13.
Таблица 13
Интегральный показатель конкурентоспособности
Предприятие |
К1 |
К2 |
«Воскресенье» |
9,7 |
1,31 |
«Самвел» |
11,25 |
2,27 |
«Меридиан» |
12,3 |
2,5 |
«Калигула+» |
9,9 |
1,59 |
По итогам расчетов интегрального показателя также наиболее конкурентоспособными остались Воскресенье и Калигула+.
Таким образом, по итогам всех проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что ООО Самвел по уровню конкурентоспособности уступает таким органзация, кА Калигула+ и Воскресенье, у которых уровень конкурентоспособности выше, чем у исследуемой организации.
В процессе написания курсовой работы изучили процесс маркетингового исследования. Полученные знания и навыки были реализованы на практике. Для применения полученных знаний был выбран объект исследования ООО «Самвел» г. Самара. Предприятие занимается розничной торговлей, имеет сеть супермаркетов по России.
Также были приведены предприятия-конкуренты, с которыми в дальнейшем были проведены сравнения исследуемого предприятия. Для проведенного сравнения были рассчитаны необходимые показатели такие, как интегральный и единичный коэффициенты конкурентоспособности и др.
В результате проведенных исследований было выявлено, что ООО «Самвел» не является конкурентоспособным предприятием. По всем показателям наиболее конкурентоспособными оказались ООО «Воскресенье» и ООО Калигула+.
Цель и задачи были также реализованы при написании курсовой работы.
Для того, чтобы повысить конкурентоспособность ООО «Самвел» необходимо:
1) провести качественный брендинг;
2) увеличить объем рекламы;
3) усовершенствовать техническую базу предприятия и внедрить инновационные технологии;
4) расширить ассортимент продукции.
Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли, ее классификация и основные понятия.
Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, рассчитаны показатели для оценки конкурентоспособности ООО «Самвел» и его конкурентов.
Основные направления маркетинговых исследований в теории маркетинга разделяют на две основных группы в зависимости от предмета исследования: исследования микросреды (рынок) - исследования внутренних условий и механизмов функционирования; исследования макросреды (экономическая ситуация в стране) - исследования внешних условий.
Для обработки полученных данных в результате маркетингового исследования используются различные методы количественного и качественного измерения. Итогом проведенного маркетингового исследования является разработка выводов и рекомендаций.
Рассмотренная оценка конкурентоспособности предприятий розничной торговли на товарном рынке является инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.
Информация о работе Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия