Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение процесса маркетингового исследования, усвоение алгоритма оценки и анализа конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Предметом исследования является процесс маркетингового исследования.
Объектом исследования является сеть супермаркетов ООО Самвел.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
2) представить информацию о конкурентах исследуемого предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность конкурентоспособности услуг розничной торговли 5
1.1. Роль услуг в конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Классификация услуг розничной торговли и характеристика требований, предъявляемых им 12
1.3. Методика оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли 19
2. Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 24
2.2. Описание предприятий-конкурентов в качестве объектов исследования 27
2.3. Проведение исследования и анализ полученных результатов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли (1)(1).doc

— 2.11 Мб (Скачать файл)

Так как на рынке розничной торговли существует постоянная конкуренция ее основной целью является получение прибыли путем обеспечения необходимого качества обслуживания и снижения затрат по оказанию услуг.

Поэтому предприятия розничной торговли, которые стремятся снизить издержки и увеличить за счет этого свою прибыль, ухудшают качество торгового обслуживания.

Чтобы оценить конкурентоспособность той или иной услуги розничной торговли необходимо учитывать специфические особенности розничной торговли. [15, с. 298-301]

На первом этапе необходимо определить перечень единичных, комплексных и обобщенных показателей, необходимых и достаточных для того, чтобы оценить конкурентоспособность услуг розничной торговли.

Обобщенный показатель состоит из пяти комплексных показателей конкурентоспособности услуг розничной торговли:

1) качества продаваемых товаров;

2) рациональности ассортимента  товаров;

3) культуры обслуживания;

4) условий обслуживания;

5) доступности услуг.

Для того, чтобы обеспечить сопоставимость условий, необходимо провести сравнительный анализ магазинов, которые принадлежат одному и тому же виду или типу. Сравнительный анализ можно провести по ассортименту продаваемых товаров либо по торговой площади или формам обслуживания и т.д.

Качество продаваемых товаров можно определить органолептическими, физико-математическими или другими методами. Качество товаров должно соответствовать требованиям стандартов.

Рациональность ассортимента товаров можно характеризовать следующими показателями:

1) полнотой ассортимента;

2) широтой ассортимента;

3) устойчивостью ассортимента;

4) новизной товаров;

5) структурой ассортимента;

6) его обновляемостью.

Алгоритм оценки конкурентоспособности представляет:

1) определение цели оценки;

2) определение видов деятельности;

3) выбор базы сравнения;

4) определение характеристик, которые  подлежат сравнению;

5) оценка выбранных характеристик;

6) расчет показателя конкурентоспособности;

7) выводы о конкурентоспособности. [12, с. 278-279]

Различные методики оценки конкурентоспособности являются довольно известными и широко применяются на практике. Однако в настоящее время какой-то определенной методики для оценки уровня конкуренции не разработано.

Также и расходятся мнения ученых в определении понятия конкурентоспособность предприятия, нет четкого определения показателей для ее оценки

Аналитический и графический способы являются одним из подходов к оценке конкурентоспособности.

Аналитический подход предполагает построение матрицы конкурентоспособности организации.

Графический подход основывается на построении многоугольника конкурентоспособности.

Графический подход показан на рисунке 2.

Рис. 2. Графический подход к оценке конкурентоспособности предприятия

 

Предприятию, которое имеет наибольшую конкурентоспособность будет соответствовать многоугольник с большей площадью.

Если проводить оси, на которых отражаются уровни значений каждого из исследуемых факторов под равными между собой углами, то достаточно легко можно рассчитать площадь каждого многоугольника по формуле:

Si=1/2sin360°/n(a1j·anj+Saij·ai+1y),

где aij - значение i-гo интегрированного факторного показателя по j-му предприятию, i =1,5; j=l,3;

n - количество анализируемых факторов  конкурентоспособности, n=5.

Конкурентоспособность предложения определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современных маркетинговых рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того, чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещами.

Понятие «предложение товара» существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя продукт, цену и сопутствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента.

Система показателей качества обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли (таблица 2).

 

Таблица 2 - Показатели качества обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли

Показатель

Способ оценки

Устойчивость и широта ассортимента

Коэффициент стабильности данного товара за определенный отрезок времени

Соблюдение технологии обслуживания покупателей

Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определенного типа магазина (коэффициент соответствия)

Издержки потребления

Средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в часы пик (мин.)

Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей

Уровень профессионального мастерства работников секций, отдела, смены, установленный на основе роста оценки профессиональной подготовки продавцов и материалов аттестации

Организация торговой рекламы и информации

Качество оформления витрин, выкладки товаров, наличие аннотаций на товары, правильное оформление ценников, информации

Предоставление покупателям услуг

Количество видов торговых и других услуг, оказываемых покупателям, и их соответствие предусмотренным стандартам предприятия

Завершенность покупки

Доля покупателей, совершивших покупки в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару (за определенный отрезок времени)

Качество обслуживания, по мнению покупателей

Оценка качества торгового обслуживания по результатам опроса покупателей


 

Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных и качественных услуг.

 

 

 

 

 

2. Проведение оценки конкурентоспособности  услуг розничного торгового предприятия

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика  исследуемого предприятия

 

ООО «Самвел» является одним из наиболее динамично развивающихся предприятий. Стабильный спрос на товары, продаваемые в сети супермаркетов, а также собственного производства, обеспечивает наличие постоянных покупателей и получения стабильной прибыли. Также спросом пользуются скидочные карты супермаркета, которые дают преимущество перед другими покупателями и позволяют экономить на покупках, а также приобретать товары по акционным ценникам. Среднесписочная численность работающих в организации составляет около 200 чел. Место нахождения предприятия: Россия, г.Самара, пр-т Кирова д. 147. Генеральным директором является Барская Н.И., главным бухгалтером - Романенко В.И.

Основным видом деятельности предприятия является продажа товаров (продуктов питания: молочная и мясная продукция, рыбная продукция, алкогольная и безалкогольная продукция и т.д.), бытовой химии (мыло, шампуни, порошки и т.д.), а также продажа продуктов собственного производства (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и т.д.). Общая площадь предприятия составляет 3500кв.м., из них торговая площадь около 2550кв.м, производственная площадь для производства собственной продукции составляет 850кв.м., подсобные помещения – 100кв.м.

Таблица 2

Состав совета директоров ООО «Самвел»

ФИО

Год рождения

Нестеренко Игорь Олегович (председатель)

1963

Барская Нина Ивановна

1955

Калмычкова Елена Михайловна

1960

Романенко Вячеслав Иванович

1949

Сухов Лев Геннадьевич

1966


 

Основными видами деятельности предприятия являются:

1) производство и реализация продукции общественного питания;

2) мелкооптовая и розничная торговля;

3) организация сети фирменных магазинов;

4) участие в выставках, аукционах и ярмарках;

5) организация ответственного хранения материалов и готовой продукции;

6) проведение акций.

Как и на любом другом предприятии в ООО «Самвел» существуют установленные правила, утвержденные приказы и распоряжения, а также составляются планы, которые необходимо соблюдать каждому сотруднику данной организации.

Рис. 1. Структура ООО «Самвел»

 

Основные вопросы, связанные с финансовой сферой решает финансовый директор. Бухгалтерия предприятия состоит из 5 человек:

1) главный бухгалтер;

2) заместитель главного бухгалтера;

3) бухгалтер материальной группы;

4) бухгалтер по работе с взаиморасчетами;

5) бухгалтер расчетной группы.

Бухгалтерия предприятия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным законодательно-правовым документом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также ПБУ, МСФО, Учетная политика организации.

В организации разработана и утверждена руководителем предприятия учетная политика. Ей руководствуется главный бухгалтер при раскрытии необходимой информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вся работа предприятия достаточно автоматизирова.

Контроль за сохранностью товаров осуществляется службой предотвращения потерь. Контроль за товарами осуществляется также ревизором.

Также на предприятии есть место экономическому отделу. Он состоит из 6 человек. Руководство экономического отдела возложено на начальника отдела экономической службы.

Основными обязанностями является планирование финансово-хозяйственной деятельности, а также отслеживание рационального использования ресурсов организации.

Планирование осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное. Цель работы экономического отдела - разработка проектов по розничной и оптовой торговли, составление калькуляций на готовую продукцию и не только.

Для упрощения процесса анализа деятельности предприятия в организации используется специально разработанное программное обеспечение. В плане бухгалтерской службы, такое программное обеспечение может формировать тестовые отчеты. Из результатов тестовых отчетов по бухгалтерии организации, могут даваться рекомендации по улучшению и совершенствованию работы бухгалтеров предприятия.

На сегодняшний день сотрудники предприятия разрабатывают ценовую политику, которая сможет снизить цены на продукцию при этом не потеряв качества обслуживания.

Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО Самвел за 2012-2013 гг.

Показатели

2012

2013

Отклонения (+.-)

Выручка, тыс. руб.

490043

556256

+66213

Основные средства, тыс. руб.

39402

37148

-2254

Прибыль от продаж, тыс. руб.

42981

31124

-11857

Валовая прибыль, тыс. руб.

77883

71420

-6463

Чистая прибыль, тыс. руб.

6284

258

-6026

Фондоотдача, %

12,46

14,97

+2,51

Фондоемкость, %

8,04

6,68

-1,36


 

Из таблицы видно, что в 2013 году происходит сокращение основных средств и прибыли от продаж, а следовательно и уменьшение валовой и чистой прибыли. Однако, имеется тенденция роста показателя фондоотдачи.

 

 

2.2. Описание предприятий-конкурентов  в качестве объектов исследования

 

 

Выбор осуществлялся по принципам: сегментации рынка (предприятия должны действовать на одном рынке и конкурировать между собой, т.к. в противном случае сопоставление теряет всякий экономический (и математический) смысл. В частности, не имеет смысла сопоставление конкурентов, находящихся на значительном удалении друг от друга и (или) реализующих продукцию различным покупателям). Ассортимент продукции (сопоставлению подлежат предприятия производящие и (или) реализующие конкурирующие товары. В ряде случаев основными являются конкуренты, предлагающие не схожие, а взаимозаменяемые товары. Сопоставление с таковыми может иметь особое значение). Масштабы конкурентов (нецелесообразно сравнивать предприятия, объемы реализации, которых рознятся на порядки, необходимо сравнивать предприятия с одинаковыми объемами реализации товаров, приблизительной площадью размещения предприятий).

Информация о работе Проведение оценки конкурентоспособности услуг розничного торгового предприятия