Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики.
Для раскрытия цели ставились задачи:
дать определение понятию и сущности сбытовой деятельности предприятия;
изучить основные элементы системы планирования сбыта на предприятии;
обосновать критерии выбора торговых посредников и порядок организации взаимодействия с ними
проанализировать состояние сбытовой деятельности и системы стимулирования сбыта в РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети;
определить направления повышения эффективности сбытовой деятельности РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети.
Преимущества и недостатки прямого и непрямого методов сбыта
Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры.
При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.
При непрямом сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.
Маркетинговая политика в
области сбыта существенно
производитель и когда посредник
Решение о каналах распределения
Механизм принятия решений о каналах распределения, как уже упоминалось, основывается на
экономической и технологической целесообразности движения товара по такому пути, чтобы
принести выгоду производителю, посредникам и конечному потребителю. Если любой элемент
цепочки не получит рассчитываемую выгоду, канал распределения будет неэффективен.
Технико-экономическому анализу подвергается следующие показатели:
- определение числа возможных посредников, исходя из отпускной цены (с учетом и без учета
скидки), из сложившейся рыночной цены и вероятных торговых наценок, которые сделает каждый
участник каналы;
- выборы типа посредников по юридическому и экономическому признакам и по тому объему
товара, который они способны закупать;
- по какой схеме управления организовать работу собственного канала (функционально-линейной,
дивизионной или матричной);
- определение принципов взаиморасчетов производителя и посредников;
- оценка вариативности логистики распределения:
а) склад: на территории предприятия или ближе к потребителю;
б) транспорт: свой или арендуемый
Критерии. По которым можно принять решение о структуре сбыта предприятия-продавца,
представлены в табл. 4. [11].
Характеристика организационных структур управления сбытом на предприятии
На большинстве крупных
и средних предприятий-
называется отделом сбыта. Функции отдела сбыта достаточно различны и часто определяются
исторически сложившимися на предприятии производственными отношениями.
На Рис. 8 показана функциональная модель производственного предприятия среднего размера. В
данном случае дистрибутивную политику предприятия проводят вице-президент по сбыту (или
директор депортпмента сбыта). Все службы, связанные со сбытом подчиняются одному
руководителю (кроме транспорта), что является удобным для оперативного решения вопросов.
Транспортная служба может иметь двойное (матричное) подчинение: административно
подчиняться начальнику производства и функционально - директору по сбыту. Как видно из
схемы, в структуру сбыта входит служба маркетинга, которая выполняет главным образом
оперативные исследования.
Рис. 8. Функциональная структура предприятия
На более крупных предприятиях, стратегически нацеленных на новые рынки с новым продуктом,
служба маркетинга трансформируется в самостоятельное структурное подразделение. Вместо
вице-призедента по сбыту целесообразно ввести должность вице-призедента по маркетингу, тем
самым подчеркнув инновационную политику предприятия. В этом случае маркетинговые решения
носят стратегический характер, а сбытовая политика должна следовать маркетинговой стратегии.
Рассмотренная структура предприятия с точки зрения теории управления называется
департаментной.
Если продукция предприятия диверсифицирована или сбыт организован на нескольких рынках
(например, региональный сбыт) , то подразделения сбыта могут быть организованны по
дивизионному принципу. Последнее предполагает самостоятельную организацию сбыта по
каждому каналу. Это позволяет более профессионально концентрироваться на каждом товаре,
потребителе или географическом регионе. С другой стороны, возрастают издержки сбыта
(увеличивается число
сотрудников, расходы на
При малой рентабельности товара, что может быть вызвано как рыночной коньюктурой, так и
большими издержками предприятий, сбыт может быть организован по матричной структуре
управления. Отличительной особенностью является то, что главными линейными руководителями
становятся не начальники подразделений, а менеджеры, отвечающие за конкретные линии сбыта.
Задача других подразделений обеспечивать линии бизнеса необходимыми ресурсами.
Распределение и контроль за использованием ресурсов возлагается на ресурс-менеджеров.
Разработка и организация опытной продажи новых товаров может быть организована по
проектной схеме. Разрабатывается план проекта (цель, объемы ресурсов, сроки), нанимается
персонал из числа временно привлеченных или нанятых по совместительству специалистов,
называется руководитель проекта и контроллер (супервизор).
На Рис. 9 представлена схема функционирования отдела сбыта на предприятии, осуществляющем
поставки своей продукции в розничную сеть.
Рис. 9. Схема функционирования отдела сбыта (пример)
На схеме показано взаимодействие
отдела сбыта с другими
бухгалтерией, складом, транспортным отделом.
Установление контактов с покупателями, например, с розничной торговлей (магазинами)
происходит различными способами:
- с помощью торговых агентов;
- методом телефонного обзвона торговых точек;
- путем размещения рекламы
и приема звонков от
Поставка товара производится после заключения договора поставки, который заключается либо на
поставку одной партии товара, либо на поставку в течении определенного срока (например, года)
товаров в количестве и ассортименте в соответствии с общей спецификацией, прилагаемой к
договору. В последнем случае, каждая поставка производится по заявке магазина на основании
общего договора.
Задача торговых агентов состоит в поиске покупателей, выявлении их потребностей, организации
заключения договоров на поставку, контроль за взаиморасчетами, своевременностью поставки
товара в магазины и наличием их в торговом зале.
Система управления сбытом должна предусматривать концентрацию всей информации о наличии
товарных запасов на складе,
фактических поставках
поставленный товар.
Задача бухгалтерии состоит в учете и контроле за поставками, приеме платежей в соответствии с
заключенными договорами. Бухгалтерия ведет учет фактических сбытовых издержек и определяет
финансовые показатели сбыта (оборот, прибыль). Бухгалтерия регулярно производит сверку своих
данных с данными отдела сбыта.
Склад представляет отделу сбыта информацию о товарных запасах, планируемых новых
поступлениях, складской цене, оборачиваемости каждого наименования товара, фактически
произведенной отгрузке, возврате товара с указанием причины.
В отчете транспортного отдела указывается количество доставленного товара, время доставки,
время ожидания разгрузки, условия разгрузки, особенности приемки товара магазином и
возможные претензии к предприятию-поставщику. В случае невыполнения доставки товара в
указанные сроки, указывается причина и принятые транспортным отделом меры.
Правовая и экономическая характеристики каналов сбыта
При разработке каналов сбыта предприятие определяет правовые и экономические формы
взаимоотношений с собственными и сторонними органами сбыта.
Характеристика собственных органов сбыта.
Все органы сбыта, принадлежащие предприятию, должны рассматриваться как экономически
несамостоятельные, но в правовом отношении они могут быть юридически самостоятельными
(тип А) или несамостоятельными (тип Б).
Формирование органов
сбыта предприятия
предприятия, типа товара, стратегии маркетинга, финансовых возможностей предприятия.
При принятии решений анализируется
экономическая эффективность
сбыта, виды и уровни рисков, а также сильные и слабые стороны каждого варианта метода сбыта.
Системы сбыта__Системы сбыта типа А
Такая система сбыта характерна для крупного предприятия, стремящегося к расширению своей
деятельности на местном, региональных и международных рынках.
К основным формам юридически самостоятельных органов сбыта относятся:
сеть розничной торговли (магазины) предприятий;
сбытовые дочерние оптовые предприятия;
оптово-розничные склады-магазины (кеш энд керри) предприятий;
торговые дома предприятий.
Признаками правовой самостоятельности этих предприятий являются:
наличие устава предприятия с соответствующими записями о правовой форме деятельности;
наличие собственного банковского расчетного счета;
регистрация предприятия
в государственных и
Госкомстате и т.д.);
ведение собственного бухгалтерского баланса.
Достоинства рассматриваемой формы сбыта:
1) Увеличивается ответственность всех дочерних фирм за результаты своего труда;
2) Улучшается контроль за издержками;
3) Производитель становится ближе к потребителю на региональных рынках;
4) Улучшается управление процессами за счет гибкости и оперативности принятия решений в
каждом конкретном случае.
Недостатки:
1) Дочерние фирмы могут выйти из состава материнской компании
Пример. В начале 1997 года дочерняя фирма госхолдинга "Связьинвест" - "Телекоминвест"
объявил, что 51 % его акций приобрела люксембургская офшорная компания First Holding S.A.,
ускользнув тем самым из-под контроля госхолдинга.
Источник: ДП ? 38, 16.05.97 г.
2) Усложняется финансовый контроль за деятельностью дочерних фирм;
3) Определенный риск при
найме на работу топ-
дочерней фирмы. Риск возрастает, если дочерняя фирма организуется на региональном рынке.
Система сбыта типа Б
В этом случае предприятие организует сбыт непосредственно с помощью отдела сбыта или других
органов:
торговых филиалов;
торговых представительств.__
Отдел сбыта может иметь сеть торговых агентов или коммивояжеров.
В некоторых случаях в переговорах с покупателями о продаже продукции принимает участие
руководство предприятия.
Все органы сбыта являются либо структурными подразделениями (филиалы, представительства),
либо штатными сотрудниками предприятия (агенты, коммивояжеры).
Достоинствами рассматриваемой формы сбыта являются:
Централизация принимаемых решений, позволяющих снизить риск финансовых потерь;
Возможность концентрации усилий в одном важном направлении;
Возможность проведения единых маркетинговых стратегий.
Недостатки:
В случае роста предприятия плохо контролируются издержки;
Ответственность за неудовлетворительные направления действия предприятия ложиться на его
высшее руководство, не затрагивая среднее и низшее звено;
В случае деятельности предприятия на региональном рынке возникают организационные
Информация о работе Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики