Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики.
Для раскрытия цели ставились задачи:
дать определение понятию и сущности сбытовой деятельности предприятия;
изучить основные элементы системы планирования сбыта на предприятии;
обосновать критерии выбора торговых посредников и порядок организации взаимодействия с ними
проанализировать состояние сбытовой деятельности и системы стимулирования сбыта в РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети;
определить направления повышения эффективности сбытовой деятельности РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 153.67 Кб (Скачать файл)

Для достижения коммерческого  успеха при использовании того или  иного типа сбытовой деятельности нужно  тщательно проанализировать все  финансовые вопросы, провести сравнительную  характеристику затрат и результатов.

 

1.2 Планирование  сбытовой деятельности предприятия

 

 

Организация сбыта тесно  связана с планированием, упорядочением  всех работ во времени и в пространстве и с распределением их между сотрудниками отдела сбыта.

Основными элементами планирования сбыта являются:

        • подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта предприятия;
        • разработка финансовой сметы сбыта;
        • установление норм сбыта;
        • селекция каналов распределения товаров;
        • организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположения торговых предприятий);
        • планирование и осуществление коммерческой отчетности;
        • анализ хода и динамики продаж;
        • планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта;
        • составление и осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы;
        • разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д. [19, с. 143].

Общехозяйственная и рыночная конъюнктура характеризует создавшееся  положение в хозяйственной и  рыночной средах, направление и степень изменения устойчивости их совокупных элементов по сравнению с прошлой динамикой. Прогноз конъюнктуры включает такие этапы, как анализ состояния отрасли экономики, с которой предприятие сотрудничает по сбыту продукции; прогноз вероятного объема сбыта отрасли в целом; прогноз емкости рынка; анализ удельной емкости (доли) рынка всех фирм в общем объеме сбыта.

К наиболее часто используемым показателям экономической конъюнктуры  относятся показатели цен, объемов  спроса, предложения, объемов продаж и т.д.

Прогноз общехозяйственной  и рыночной конъюнктуры играет важную роль во внутрифирменном планировании сбыта продукции. По временному интервалу  прогнозы конъюнктуры могут быть краткосрочными (3-12 месяцев), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-20 лет) [19, с. 144].

Прогнозное ориентирование объемов сбыта (продаж) продукции  предприятия осуществляется с учетом прогноза емкости рынка и задания  по реализации продукции предприятия  на этом рынке. Прогноз сбыта необходим для проведения торговых операций предприятия в краткосрочном периоде; установления финансовой сметы сбыта и распределения объема продаж по торговым предприятиям; управления запасами и разработки производственных заданий смежным подразделением; составления бюджета предприятия и планирования прибыли; планирования развития производственных мощностей и потребностей в ресурсах.

Финансовая смета сбыта  продукции предприятия представляет собой документ, в котором фиксируются  объемы продаж, торговых расходов и  прибыли от реализации. На основе индивидуальных смет для каждого товара или группы товаров составляется сводная смета  сбыта продукции.

Финансовая смета базируется на оценках объема продаж на предстоящий  год, в ней детализируются объемы по географическим районам, категориям покупателей, распределительным каналам, месяцам. Благодаря грамотно составленной финансовой смете предприятие добивается выполнения текущей торговой политики и получения запланированной нормы прибыли от продаж.

Структура финансовой сметы  сбыта включает следующие статьи: оборот от реализации; общие издержки производства; издержки обращения; валовая  прибыль; расходы на рекламу, взаимодействие и стимулирование сбыта; общие (административные и накладные расходы) чистая прибыль. При планировании финансовых смет по сбыту новых товаров показатели оборота прогнозируются по реализации и издержкам, что позволяет определить момент безубыточной реализации продукции  и период возмещения убытков [8, с. 631].

Установление норм сбыта  для торговых посредников заключается  в распределении общего объема сбыта  продукции в виде заданий, которые  определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков (вида канала распределения, степени конкуренции в районе расположения потребителей и рыночной конъюнктуры).

Нормы сбыта должны быть реальными. За установление всех норм продажи и за их выполнение несут  ответственность руководители отдела сбыта.

Селекция канала сбыта  является стратегическим решением фирмы. Во-первых, решается вопрос о выборе прямого или непрямого пути сбыта  продукции. Затем формируются различные  альтернативные варианты того или иного  пути сбыта, осуществляются технико-экономическое  сравнение вариантов и выбор  одного из них. При выборе принимаются  во внимание размер и доступность  рынка, периодичность совершения покупок, стоимость транспортировки и  хранения запасов, политика конкурентов  в сфере товарораспределения. В случае равнозначности вариантов выбирают тот, который учитывает скорость реализации (для скоропортящихся товаров) и затраты фирмы-производителя (для промышленных товаров и потребительских товаров длительного пользования), возможности информационных технологий, средства рекламы.

Организация торговых коммуникаций включает организацию отношений  с существующими и перспективными заказчиками, как крупными, так и  малыми, но растущими; разработку и  проведение мероприятий по стимулированию торговых посредников (скидки с цен, обучение торгового персонала, реклама  на местах распродажи товаров, конкурсы дилеров и т. д.); проведение паблик рилейшнз; мероприятия по внедрению мультимедиа-технологий и т.д. [41, с. 114]

Важным организационным  мероприятием является выбор месторасположения  торгового предприятия. Основным критерием  при оценке эффективности месторасположения  торгового предприятия или центра является уровень покупательной  способности района, который будет  обслуживать торговая фирма. При оценке предпочтительного варианта также учитываются: затраты на транспорт по доставке товара от производителя; характер товара (продовольственный, непродовольственный, производственно-технического назначения); привлекательность ассортимента; наличие и  развитость конкуренции; частота покупок; качество транспортной инфраструктуры, обеспечивающей удобство и небольшие затраты, связанные с посещением торгового предприятия потребителями, находящимися рядом или далеко; привлекательность мест покупок; рекламная доступность.

Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями  предприятия и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.

Основным средством и  инструментом координации является организационная форма, структура  службы сбыта, которая отражает размер предприятия, тип и ассортимент  товаров, количество и месторасположение  покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность  от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов предприятия могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.

Функциональная организация  службы сбыта используется малыми и  средними предприятиями, имеющими однородную номенклатуру товаров. Коммерческий директор координирует торговые операции на национальном и внешнем рынках, рекламу и  стимулирование сбыта. Управляющий  по сбыту на национальном рынке организует работу сбыта с помощью трех управляющих  по сбыту, осуществляет контроль за складированием, транспортировкой и доставкой товара через заведующего отделом распределения.

Недостатком этой формы организации  является то, что могут потребоваться  значительные средства на ее адаптацию  в случае расширения номенклатуры продукции  и появления возможности реализации товара на различных рынках.

Региональная организация  сбыта применяется предприятиями, которые выпускают ограниченное количество однородных товаров и  используют разветвленную распределительную  сеть с большим числом торговых точек.

Каждое подразделение  в такой организационной структуре  возглавляет региональный коммерческий директор, подчиненный – маркетинг-директору предприятия. Такая организация позволяет агентам по сбыту тесно сотрудничать с потребителями в пределах обслуживаемой территории и работать с минимальными затратами времени и средств на разъезды, так как они проживают на территории этого региона.

Региональная организационная  структура эффективна, когда имеют  место рассредоточенность торговых операций, высокая концентрация предприятий в пределах каждого отдельного района и различия во вкусах и предпочтениях покупателей, проживающих в разных географических районах. Достоинством такой организации сбыта является то, что такие смежные отделы, как рекламный, маркетинговых исследований, планирования ассортимента  продукции, централизованны, т.е. входят в состав главного управления предприятием и обслуживают все региональные группы сбыта продукции.

Товарная организация  сбыта формируется, когда планируется  реализация товаров широкого ассортимента и различной номенклатуры. Вся  ответственность за планирование и  разработку стратегий для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается на управляющего продуктом (группой продуктов). Управляющий  сбытом организует разработку стратегии  сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и упаковки, мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта. Торговые уполномоченные руководят  специалистами по сбыту конкретного  товара или группы товаров и несут  ответственность за формирование заказов  и реализацию товара А (Б, В и т.д.). Специалисты по сбыту конкретного товара являются высококвалифицированными работниками, компетентными в области характеристик, назначения и использования товара А, имеющими опыт работы с покупателями.

Достоинство товарной организации  сбыта – возможность комплексной  координации сбыта по определенному  продукту или товарной группе. Такая  организация сбыта целесообразна в первую очередь для очень крупных предприятий, которые имеют большой товарооборот по каждой группе товаров и каждому виду товара. Однако с расширением номенклатуры товаров значительно возрастают затраты на содержание персонала, так как растет численность сотрудников.

Отраслевая организация  сбыта применяется для поставки однородной продукции предприятиям-потребителям различного профиля (машиностроение, энергетика, химия, текстильная промышленность и т.д.). Коммерческому директору  подчиняются управляющие сбытом продукции по каждой отрасли промышленности. Количество специализированных отделов (групп) сбыта определяется числом обслуживаемых  отраслей промышленности. В качестве уполномоченных по сбыту привлекаются торговые работники, имеющие инженерную или инженерно-экономическую подготовку по конкретной отрасли промышленности. Такая организация службы сбыта  наиболее приемлема для реализации товаров производственно-технического назначения и сырьевых продуктов.

Комбинированная организация  сбыта наиболее часто используется организациями, экстенсивно расширяющими предпринимательскую и торговую деятельность.

Комбинированная структура  сбыта, как правило, более гибкая и имеет высокую готовность к  новым требованиям расширения номенклатуры производимой продукции, появлению  новых рынков, новым требованиям  покупателей.

На практике применяются  различные комбинации структур организации  сбыта, например, функционально-продуктовая, продуктово-рыночная, регионально-функциональная и др. От того, какая будет принята и использована организационная структура сбыта, зависят во многом результаты деятельности не только сбытовой службы, но и организации в целом [46, с. 92].

Развитие рыночных отношений, прогресс информатизации предпринимательства  вызывают необходимость и создают  возможность формирования ориентированных  на сближение производителя и  потребителя организационных структур сбыта. Взаимодействие и взаимозависимость  производителя и потребителя  на конкретном рынке являются главными факторами построения адаптивных организационных  структур сбыта. Это обусловливается  условиями конкурентной борьбы, которые  складываются на рынке, а также возникающей  перед сбытовыми организациями  необходимостью эффективно приспосабливаться  к постоянно меняющимся требованиям  внешней среды.

Сбытовые организационные  структуры, как органичный элемент  системы организации управления предпринимательством в целом и  маркетингом в частности должны быть ориентированы на рост числа  коммерческих сделок и потенциала имеющихся  возможностей. Такие структуры должны быть динамичны, обновляясь на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основах, иметь небольшое количество иерархических уровней и носить сетевой характер.

Информация о работе Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики