Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление путей повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики.
Для раскрытия цели ставились задачи:
дать определение понятию и сущности сбытовой деятельности предприятия;
изучить основные элементы системы планирования сбыта на предприятии;
обосновать критерии выбора торговых посредников и порядок организации взаимодействия с ними
проанализировать состояние сбытовой деятельности и системы стимулирования сбыта в РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети;
определить направления повышения эффективности сбытовой деятельности РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети.
Для достижения коммерческого успеха при использовании того или иного типа сбытовой деятельности нужно тщательно проанализировать все финансовые вопросы, провести сравнительную характеристику затрат и результатов.
1.2 Планирование
сбытовой деятельности
Организация сбыта тесно связана с планированием, упорядочением всех работ во времени и в пространстве и с распределением их между сотрудниками отдела сбыта.
Основными элементами планирования сбыта являются:
Общехозяйственная и рыночная
конъюнктура характеризует
К наиболее часто используемым
показателям экономической
Прогноз общехозяйственной и рыночной конъюнктуры играет важную роль во внутрифирменном планировании сбыта продукции. По временному интервалу прогнозы конъюнктуры могут быть краткосрочными (3-12 месяцев), среднесрочными (1-5 лет) и долгосрочными (5-20 лет) [19, с. 144].
Прогнозное ориентирование объемов сбыта (продаж) продукции предприятия осуществляется с учетом прогноза емкости рынка и задания по реализации продукции предприятия на этом рынке. Прогноз сбыта необходим для проведения торговых операций предприятия в краткосрочном периоде; установления финансовой сметы сбыта и распределения объема продаж по торговым предприятиям; управления запасами и разработки производственных заданий смежным подразделением; составления бюджета предприятия и планирования прибыли; планирования развития производственных мощностей и потребностей в ресурсах.
Финансовая смета сбыта
продукции предприятия
Финансовая смета базируется на оценках объема продаж на предстоящий год, в ней детализируются объемы по географическим районам, категориям покупателей, распределительным каналам, месяцам. Благодаря грамотно составленной финансовой смете предприятие добивается выполнения текущей торговой политики и получения запланированной нормы прибыли от продаж.
Структура финансовой сметы сбыта включает следующие статьи: оборот от реализации; общие издержки производства; издержки обращения; валовая прибыль; расходы на рекламу, взаимодействие и стимулирование сбыта; общие (административные и накладные расходы) чистая прибыль. При планировании финансовых смет по сбыту новых товаров показатели оборота прогнозируются по реализации и издержкам, что позволяет определить момент безубыточной реализации продукции и период возмещения убытков [8, с. 631].
Установление норм сбыта для торговых посредников заключается в распределении общего объема сбыта продукции в виде заданий, которые определяются с учетом потенциала торговой организации, категории заказчиков (вида канала распределения, степени конкуренции в районе расположения потребителей и рыночной конъюнктуры).
Нормы сбыта должны быть реальными. За установление всех норм продажи и за их выполнение несут ответственность руководители отдела сбыта.
Селекция канала сбыта является стратегическим решением фирмы. Во-первых, решается вопрос о выборе прямого или непрямого пути сбыта продукции. Затем формируются различные альтернативные варианты того или иного пути сбыта, осуществляются технико-экономическое сравнение вариантов и выбор одного из них. При выборе принимаются во внимание размер и доступность рынка, периодичность совершения покупок, стоимость транспортировки и хранения запасов, политика конкурентов в сфере товарораспределения. В случае равнозначности вариантов выбирают тот, который учитывает скорость реализации (для скоропортящихся товаров) и затраты фирмы-производителя (для промышленных товаров и потребительских товаров длительного пользования), возможности информационных технологий, средства рекламы.
Организация торговых коммуникаций
включает организацию отношений
с существующими и
Важным организационным
мероприятием является выбор месторасположения
торгового предприятия. Основным критерием
при оценке эффективности
Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями предприятия и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.
Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер предприятия, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов предприятия могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную.
Функциональная организация службы сбыта используется малыми и средними предприятиями, имеющими однородную номенклатуру товаров. Коммерческий директор координирует торговые операции на национальном и внешнем рынках, рекламу и стимулирование сбыта. Управляющий по сбыту на национальном рынке организует работу сбыта с помощью трех управляющих по сбыту, осуществляет контроль за складированием, транспортировкой и доставкой товара через заведующего отделом распределения.
Недостатком этой формы организации
является то, что могут потребоваться
значительные средства на ее адаптацию
в случае расширения номенклатуры продукции
и появления возможности
Региональная организация
сбыта применяется
Каждое подразделение
в такой организационной
Региональная организационная структура эффективна, когда имеют место рассредоточенность торговых операций, высокая концентрация предприятий в пределах каждого отдельного района и различия во вкусах и предпочтениях покупателей, проживающих в разных географических районах. Достоинством такой организации сбыта является то, что такие смежные отделы, как рекламный, маркетинговых исследований, планирования ассортимента продукции, централизованны, т.е. входят в состав главного управления предприятием и обслуживают все региональные группы сбыта продукции.
Товарная организация сбыта формируется, когда планируется реализация товаров широкого ассортимента и различной номенклатуры. Вся ответственность за планирование и разработку стратегий для реализации определенного продукта или группы продуктов возлагается на управляющего продуктом (группой продуктов). Управляющий сбытом организует разработку стратегии сбыта, прогноза и сметы сбыта, политики цен и упаковки, мероприятий по рекламе и стимулированию сбыта. Торговые уполномоченные руководят специалистами по сбыту конкретного товара или группы товаров и несут ответственность за формирование заказов и реализацию товара А (Б, В и т.д.). Специалисты по сбыту конкретного товара являются высококвалифицированными работниками, компетентными в области характеристик, назначения и использования товара А, имеющими опыт работы с покупателями.
Достоинство товарной организации
сбыта – возможность
Отраслевая организация
сбыта применяется для поставки
однородной продукции предприятиям-
Комбинированная организация сбыта наиболее часто используется организациями, экстенсивно расширяющими предпринимательскую и торговую деятельность.
Комбинированная структура сбыта, как правило, более гибкая и имеет высокую готовность к новым требованиям расширения номенклатуры производимой продукции, появлению новых рынков, новым требованиям покупателей.
На практике применяются различные комбинации структур организации сбыта, например, функционально-продуктовая, продуктово-рыночная, регионально-функциональная и др. От того, какая будет принята и использована организационная структура сбыта, зависят во многом результаты деятельности не только сбытовой службы, но и организации в целом [46, с. 92].
Развитие рыночных отношений,
прогресс информатизации предпринимательства
вызывают необходимость и создают
возможность формирования ориентированных
на сближение производителя и
потребителя организационных
Сбытовые организационные
структуры, как органичный элемент
системы организации управления
предпринимательством в целом и
маркетингом в частности должны
быть ориентированы на рост числа
коммерческих сделок и потенциала имеющихся
возможностей. Такие структуры должны
быть динамичны, обновляясь на краткосрочной,
эпизодической и поэтапной
Информация о работе Пути повышения эффективности сбытовой деятельности предприятий электроэнергетики