Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа
Основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно. А также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны и возможные рыночные действия, исходя из этого, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Помимо этого, служба маркетинга должна точно представлять возможности организации, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной деятельности.
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод».; выявить и изучить проблемы по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
1.1Понятие, цели и функции маркетинга………………………………………….5
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия …9
1.3Управление маркетингом на предприятии…………………………………….12
1.4 Организация и планирование маркетинговой деятельности………………..18
2. Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» ………21
2.2 Анализ ассортиментной политики ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод». Организация и планирование маркетинговой деятельности…………...24
2.3 Экономическая деятельность завода. Организация работы служб…………29
2.4 Маркетинговые исследования рынка и возможностей предприятия……….35
3.Пути совершенствования ассортиментной политики на ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
3.1 Оптимизация товарного ассортимента предприятия………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...
Задачами службы маркетинга занимается отдел сбыта. В задачи отдела сбыта входят следующие:
1. Поиск и налаживание связей с поставщиками;
2. Организация рекламно-информационного обеспечения деятельности завода, поиск рекламных агентств;
3. Продвижения продукции завода, осуществление работы интернет-сайта;
4. Участие в формировании бюджета в части рекламно-информационного обеспечения деятельности.
И другие задачи.
Как видим, отдел сбыта занимается разработкой и налаживанием внешних коммуникаций и с потребителями, и с поставщиками. Но, однако, этот процесс носит поверхностный характер: сотрудники отдела сбыта преследуют главной своей целью сбыть продукцию предприятия, а не занимаются исследовательской стороной маркетинговой деятельности. Они не интересуются, например, мнением потребителей о продукте. А это важная для завода обратная связь.
Кроме того, первоначальные
функции службы маркетинга, которые
так сказать «подготавливают
почву»-изучение рынка, спроса потребителей
и многое другое-отдел сбыта не
выполняет. Поэтому для повышения
уровня функционирования руководству
ЗАО «Волчихинский пивоваренный
завод» необходимо создать хотя бы
минимальный по своей численности,
но полноценный маркетинговый
[http://otherreferats.allbest.
2. Анализ маркетинговой
деятельности в ЗАО «
2.1 Общая характеристика
ЗАО «Волчихинский
Полное название – закрытое акционерное общество «Волчихинский пивоваренный завод».
Сокращенное название предприятия – ЗАО «ВПЗ».
Целью общества является извлечение прибыли.
Данное предприятие было основано в 1936 году. В 1996 году, согласно принятому Уставу было реорганизовано в закрытое акционерное общество «Волчихинский пивоваренный завод».
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
–производство и реализация
товаров народного потребления
и продукции производственно-
– выполнение торгово-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций, открытие магазинов и других торговых предприятий;
– товарно-посреднические услуги по продвижению товаров на экспорт и проведение импортных закупок, инновационная деятельность;
– оказание всех видов консультационных
услуг, связанных с коммерческой
и валютно-финансовой деятельностью
клиентов, в том числе представление
их интересов, как в российских, так
и в иностранных
– оказание посреднических торговых, информационных и бытовых услуг и др.
Организационно-правовая форма предприятия: закрытое акционерное общество.
В настоящее время ЗАО
«Волчихинский пивоваренный завод»
является одним из самых успешных
и динамично развивающихся
Номенклатура выпускаемой продукции включает:
1) безалкогольные газированные напитки;
2) природная натуральная (минеральная) столовая вода;
3) пиво.
Рынком сбыта продукции является Алтайский край, Новосибирская область, Кемеровская область, Восточный Казахстан.
В 2008 году на предприятии численность персонала составила 317 человек, из них: специалистов и служащих – 23 чел, руководителей 10 чел.
Выручка от реализации продукции в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 50115 тыс. руб. и составила 321882 тыс. руб. Увеличение выручки связано с увеличением объема производства продукции. В 2008г. по сравнению с 2007г. выручка от реализации продукции уменьшилась на 11473 тыс. руб. и составила 310409 тыс. руб. её уменьшение связано со снижением объема производства продукции.
Себестоимость проданных товаров в 2007г. составила 271285 тыс. руб., что больше на 25107 тыс. руб. по сравнению с 2006г. В 2008 году себестоимость уменьшилась на 4986 тыс. руб. и составила 266299 тыс. руб. На изменение себестоимости повлияло изменение прямых затрат, увеличение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также увеличение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Объем производства продукции в 2007г. увеличился на 374,2 тыс. дал по сравнению с 2006г. В 2008г. по сравнению с 2007 годом сократился на 318,7 тыс. дал. и составил 3915,9 тыс. дал.
Непокрытых убытков предприятие в 2006 г., 2007 г. и в 2008 г. не имело.
Чистая прибыль в 2007г. увеличилась на 22217 тыс. руб. по сравнению с 2006г. и составила 35433 тыс. руб. В 2008г. чистая прибыль составила 26261 тыс. руб., положительная чистая прибыль говорит о том, что предприятие не имело убытков.
Среднегодовая стоимость всех активов в 2007г. увеличилась на 34340 тыс. руб. по сравнению с 2006г., а в 2008г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 15051 тыс. руб. На это повлияло увеличение внеоборотных активов и увеличение оборотных активов.
Среднегодовая остаточная стоимость основных производственных фондов в 2007г. увеличилась на 26443 тыс. руб., а в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 31534 тыс. руб. Увеличение этого показателя связано с приобретением объектов основных фондов.
Оборотные активы на конец года в 2007г. по сравнению с 2006г. увеличились на 14879 тыс. руб. На величину оборотных активов повлияло увеличение запасов, увеличение денежных средств и дебиторской задолженности. В 2008г. по сравнению с 2007г. величина оборотных активов сократилась на 5336 тыс. руб., в связи с тем, что уменьшились запасы и денежные средства.
Среднегодовая величина запасов увеличилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 7052, тыс. руб., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 2229 тыс. руб. На это повлияло увеличение сырья, материалов и других аналогичных ценностей, а также и увеличение расходов будущих периодов.
Среднегодовая дебиторская задолженность увеличилась в 2007 г. на 6897 тыс. руб. по сравнению с 2006 г., а в 2008г. по сравнению с 2007 г. увеличилась на 4152,5 тыс. руб. Это связано с увеличением задолженности прочих дебиторов.
Быстрореализуемые активы увеличились на 8173 тыс. руб. в 2007 г. по сравнению с 2006 г., и на 132 тыс. руб. в 2008 г. по сравнению с 2007 г.
Среднегодовая кредиторская задолженность в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 5010 тыс. руб. А в 2008 г. сократилась по сравнению с 2007 г. на 1421 тыс. руб. за счет уменьшения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Среднесписочная численность персонала увеличилась в 2007 г. на 5 чел. по сравнению с 2006 г. и составила 330 чел., а в 2008 г. сократилась на 13 чел.
Фонд оплаты труда в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 1259189 тыс. руб. и составил 34356000 тыс. руб. В 2008г. фонд оплаты труда сократился на 699000 тыс. руб., что было связано с уменьшением численности персонала.
Сумма инвестиций в основной капитал в период с 2006 г. по 2008 г. сократилась, так в 2007 г. по сравнению с 2006 г. она сократилась на 3299 тыс. рублей. А в 2008 г. по сравнению с 2007 г. она уменьшилась на 7635 тыс. рублей и составила 19480 тыс. рублей.
Проанализировав основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» можно сделать следующий вывод. В целом предприятие является прибыльным, о чем свидетельствует наличие чистой прибыли и отсутствие убытков в течение всего исследуемого периода. Однако, если в 2007 г. можно сказать, что предприятие работало эффективно, так как показатели, оказывающие положительное влияние на деятельность предприятия (объем производства, выручка от реализации, прибыль и т.д.) увеличились, то в 2008 году этого сказать нельзя, так как произошло снижение этих показателей.
Для того, чтобы выяснить причины изменения показателей необходимо произвести анализ финансовых результатов и системы управления.
2.2 Анализ ассортиментной
политики ЗАО «Волчихинский
Всю номенклатуру продукции ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» можно подразделить на:
1. Безалкогольные газированные напитки;
2. Природно-натуральная столовая вода;
3. Пиво
Анализ ассортиментной политики предприятия невозможен без определения основных параметров ассортимента-глубины и широты. В таблице 1 представлены данные параметры:
Таблица 1
Широта и глубина ассортимента продукции ЗАО «Волчихинский пивзавод».
Широта ассортимента | |||
Глубина ассортимента |
Безалкогольные газированные напитки |
Минеральная вода |
Пиво |
БУРАТИНО 1,5л |
Вода «ОЛЛИ» газированная 0,5л |
Жигулевское 1,5л | |
ГРУШЕВЫЙ 0,5л |
Вода «ОЛЛИ» негазированная 0,5л |
Жигулевское в кегах 30л | |
ГРУШЕВЫЙ 1,0л |
КАСМАЛИНСКАЯ 0,5л |
Жигулевское в кегах 50л | |
ГРУШЕВЫЙ 1,5л |
КАСМАЛИНСКА 0,5л (негазированная) |
Хмельное 1,5л | |
ГРУШЕВЫЙ в кегах 50л |
КАСМАЛИНСКА 1,0л |
Хмельное в кегах 50л | |
Квасной напиток «Бабушкин для окрошки» 1,5л |
КАСМАЛИНСКА 1,5л |
Юбилейное 1,5л | |
Квасной напиток «Бабушкин для окрошки» 50л |
КАСМАЛИНСКА 1,5л (негазированная) |
Юбилейное в кегах 50л | |
КРЕМ-СОДА 1,5л |
КАСМАЛИНСКА 5,0л |
- | |
КРЕМ-СОДА в кегах 50л |
- |
- | |
Лимонный 1,5л |
- |
- | |
Сибирские ягоды «Брусника» 1,5л |
- |
- | |
Сибирские ягоды «Брусника» в кегах 50л |
- |
- | |
Сибирские ягоды «Клюква» 1,5л |
- |
- | |
Сибирские ягоды «Черника» 1,5л |
- |
- | |
ЭКСТРА-СИТРО 0,5л |
- |
- | |
ЭКСТРА-СИТРО 1л |
- |
- | |
ЭКСТРА-СИТРО 1,5л |
- |
- | |
ЭКСТРА-СИТРО в кегах 50л |
- |
- | |
Итого: |
18 |
8 |
7 |
Производство ЗАО «
Кроме определения широты и глубины ассортимента, необходимо изучить динамику изменения ассортимента производимой на предприятии продукции. Данные изменения за пять лет представлены в таблице 10, [Приложение Б].
Анализирую изменения ассортиментного ряда за пять лет , можно сделать вывод о том, что максимальное количество позиций номенклатуры продукции завода было представлено в 2010 году и составило 40 наименований. Также можно отметить, что на протяжении пяти лет происходило как расширение, так и сужение ассортимента. Так, например с 2009 года в ассортимент производимой на предприятии продукции вошли такие продукты как напиток «Сибирские ягоды» с вариациями «Брусника», «Клюква», «Черника»; квасной напиток «Бабушкин для окрошки»; а с 2010 года- пиво «Жигулевское». Однако некоторые продукты наоборот были удалены из ассортимента ввиду снижения на них покупательского спроса и низкой рентабельности их производства.
Анализ изменения объемов производства по всем товарным группам за каждый отчетный год показывает, что за 2010 и 2011 гг. общий выпуск был увеличен значительно: в 2011 году увеличение составило 8 321 200,5 единиц по сравнению с 2007 г. Производство безалкогольных газированных напитков и минеральной воды также было увеличено в 2011 году по сравнению с 2007 годом на 7 105 045,5 и 1 816 337 единиц соответственно. Однако, производство пиво, наоборот, сократилось на 600 182 единицы.
Выше были проанализированы
объемы производства каждой позиции
товарного ассортимента. Однако для
анализа экономической
Таблица 2