Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа
Основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно. А также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны и возможные рыночные действия, исходя из этого, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Помимо этого, служба маркетинга должна точно представлять возможности организации, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной деятельности.
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод».; выявить и изучить проблемы по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
1.1Понятие, цели и функции маркетинга………………………………………….5
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия …9
1.3Управление маркетингом на предприятии…………………………………….12
1.4 Организация и планирование маркетинговой деятельности………………..18
2. Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» ………21
2.2 Анализ ассортиментной политики ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод». Организация и планирование маркетинговой деятельности…………...24
2.3 Экономическая деятельность завода. Организация работы служб…………29
2.4 Маркетинговые исследования рынка и возможностей предприятия……….35
3.Пути совершенствования ассортиментной политики на ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
3.1 Оптимизация товарного ассортимента предприятия………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...
Динамика объемов реализации продукции ЗАО «Волчихинский пивзавод» за 5 лет.
Наименование продукции |
Продажи в год, руб. | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Пиво |
101605671,11 |
90696821,87 |
95967416,83 |
139540910,07 |
166340315,21 |
Безалкогольные газированные напитки |
1619533597,45 |
203084001,33 |
222295624,82 |
280574060,06 |
332007227,97 |
Минеральная вода |
115627008,44 |
133429221,19 |
122558560,97 |
151898858,36 |
168411735,26 |
Итого за год: |
379186277 |
427210044,39 |
440821602,62 |
572013828,49 |
666759278,44 |
Прирост, в % и руб. |
- |
12,7% |
3,18% |
29,76% |
16,56% |
- |
48023767,39 |
13611558,23 |
131192225,87 |
94745449,95 |
Как видим на протяжении пяти лет наблюдалось постоянное увеличение продаж продукции. Это происходило, несмотря на незначительные колебания объемов продаж пива и минеральной воды: в 2008 г. Продажи пива сократились на 10908849,24 руб., а в 2009г. этот же показатель у минеральной воды снизился на 10870660,22 руб. Реализация безалкогольных газированных напитков постоянно возрастала. Наибольший прирост произошел в 2010г. и составил 29,76 % или 131192225,87 руб. по сравнению с предыдущим годом. В 2011 г. объемы реализации достигли максимума за все пять лет, и составили 666759278,44 руб.
Опираясь на выше представленные данные об изменениях ассортимента предприятия, построим матрицу БКГ для продукции завода. (Рис.4)
Темп роста Низкая Высокая |
Относительная доля рынка Высокая Низкая | |
«Звезда» Минеральная вода «Космалинская»-26,52% Напиток «Грушевый»-38,82% |
«Знак вопроса» Напиток «Сибирские ягоды «Черника»»-0,04% Напиток «Сибирские ягоды «Клюква»»-0,36% Напиток «Сибирские ягоды «Брусника»»-0,46% Пиво «Жигулевское»-4,29% Пиво «ЮБИЛЕЙНОЕ»-4,12% Квасной напиток «Бабушкин для окрошки»-1,61% | |
«Дойная корова» Пиво «Хмельное»-15,24% Напиток «ЭКСТРА-СИТРО»-7,27% |
«Собака» Вода «Олли»- 0,07% Напиток «КРЕМ-СОДА»- 0,38% Напиток «ЛИМОННЫЙ»-0,12% Напиток «БУРАТИНО»-0,73% |
Рис.4 Матрица БКГ для ЗАО «Волчихинский пивзавод»
Анализируя данную матрицу, мы видим, что высокую относительную долю рынка занимают такие товары как минеральная вода «Космалинская» и напиток «Грушевый». Следовательно, основную прибыль ЗАО «Волчихинский пивзавод» получает от реализации этих товаров. Товары, относящиеся к категории «Собаки», являются балластом для предприятия и должны ликвидироваться. Новый товары группы, такие как напитки «Сибирская ягода» и пиво «Жигулевское »пока занимают небольшую долю рынка. В бедующем эти товары могут перейти в категорию «Звезда» или же «Собаки», и уже в зависимости от этого руководство завода будет принимать решение: оставить их или же ликвидировать.
2.3 Экономическая деятельность завода. Организация работы служб.
Организация работы служб.
Организационная структура
ЗАО «Волчихинский пивоваренный
завод» линейно-функциональная. Руководители
отделов непосредственно
Рис.5 Организационная структура управления заводом
Анализирую данную схему,
можно сказать, что принцип единоначалия
при данной структуре сохраняется:
у каждого отдела, цеха есть свой
функциональный руководитель, который
в свою очередь подчиняется
В области координации управления можно сказать, что на заводе преобладают вертикальные связи координации. Но помимо их распространены также функциональные связи, которые помогают отделам скоординировать свои действия при необходимости. Например, при реализации, продвижении продукции отделу сбыта необходимо иметь сведения из производственных цехов о количестве выпускаемой продукции, о ее структуре и прочее. Получить эти сведения руководитель отдела сбыта может напрямую от начальника цеха.
Информация, которая используется на заводе для коммуникационного управления, подразделяться на:
a) документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах);
b) недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и др.);
Между отдельными подразделениями завода существуют как вертикальные, так и горизонтальные связи коммуникаций.
От генерального директора исходят распоряжения, приказы, доводимые до всех начальников служб и отделов и работников предприятия.
От начальников отделов генеральному директору идут заявления, докладные записки, объяснительные, документы на подпись.
Управление на предприятии осуществляется во всех сферах деятельности: производственной, плановой и финансовой, технике и технологиях. Каждый такой аспект дает определенную картину одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой полную характеристику деятельности предприятия. Каждая из указанных подсистем имеет целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
Планирование очень важные
аспект в управлении за деятельностью
предприятия. План предоставляет ценность
тогда, когда он разработан грамотно
и максимально приближен к
деятельности. На заводе существует целая
система планов, которая помогает
правильно действовать в
В целом, если говорить о миссии ЗАО «Волчихинский пивзавод», то суть ее можно сформулировать приблизительно так: «Вся деятельность завода направлена на потребителя и удовлетворение его потребностей в качественных и доступных напитках, что и является, в конечном счете, основополагающей миссией нашей организации».
Экономическая деятельность завода.
Одним из условий производственного процесса сельскохозяйственной продукции является наличие основных производственных фондов.
Основные фонды формируют
основную составляющую материально-технической
базы предприятий и играют важную
роль в осуществлении ведущих
направлении их деятельности. Поэтому
при анализе деятельности ЗАО
«Волчихинский пивзавод» важно
уделить внимание обеспеченности и
эффективности использования
Таблица 3
Обеспеченность ЗАО «
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб |
121998 |
124308 |
136412 |
Площадь территории, находящаяся в собственности завода, м2 |
39467 |
39467 |
39467 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
330 |
358 |
366 |
Фондообеспеченность на 1 м2, тыс. руб |
3,09 |
3,15 |
3,46 |
Фондовооруженность на 1 среднегодового работника, тыс. руб |
369,69 |
347,23 |
372,71 |
Таблица 4
Эффективность использования ОПФ на предприятии
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб |
121998 |
124308 |
136412 |
Стоимость валовой продукции, тыс. руб |
349192 |
361219 |
429282 |
Фондоемкость, руб |
0,35 |
0,34 |
0,31 |
Фондоотдача, руб |
2,86 |
2,91 |
3,22 |
Итак, как видно из Таблицы
3,фондообеспеченность по сравнению
с 2008 годом возросла. Это можно
объяснить ростом среднегодовой
стоимости ОПФ при неизменной
площади территории завода. Наибольший
показатель фондовооруженности наблюдался
в 2010 году и составил 372,71 тыс. руб. на
одного работника. Рост этих двух показателей-
Результатом лучшего использования
основных фондов является, прежде всего,
увеличение объёма производства, поэтому
обобщающий показатель эффективности
основных производственных фондов строится
на принципе соизмерения произведённой
продукции со всей совокупностью
применённых при её производстве
основных фондов -показатель фондоотдачи.
Анализируя данный Таблицы 4, получаем,
что фондоотдача имеет
Это связано в первую очередь
с увеличением стоимости
Помимо анализа обеспеченности
и эффективности использования
ОПФ необходимо в целом по предприятию
проанализировать его платежеспособность
и финансовую устойчивость-основные
показатели, которые позволяют оценить
«жизнеспособность» предприятия, то
есть наличие у него денежных средств,
соотношение собственного и заемного
капитала и в целом его
Таблица 5
Основные показатели платежеспособности
и финансовой устойчивости ЗАО
«Волчихинский пивзавод» в
№ п/п |
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,77 |
3,56 |
3,7 |
2 |
Коэффициент срочной ликвидности |
1,39 |
1,76 |
2,2 |
3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,05 |
0,24 |
0,07 |
4 |
Коэффициент финансовой автономии |
0,84 |
0,82 |
0,76 |
5 |
Коэффициент финансовой зависимости |
0,16 |
0,18 |
0,24 |
6 |
Коэффициент текущей задолженности |
0,14 |
0,13 |
0,13 |
7 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,86 |
0,87 |
0,86 |
8 |
Коэффициент покрытия долгов собственного капитала |
5,2 |
4,54 |
3,09 |
9 |
Коэффициент финансового риска |
0,19 |
0,22 |
0,32 |
10 |
Рентабельность, % |
7,2 |
8,7 |
6,2 |