Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа
Основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно. А также следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны и возможные рыночные действия, исходя из этого, определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности, доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Помимо этого, служба маркетинга должна точно представлять возможности организации, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной деятельности.
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод».; выявить и изучить проблемы по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
1.1Понятие, цели и функции маркетинга………………………………………….5
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия …9
1.3Управление маркетингом на предприятии…………………………………….12
1.4 Организация и планирование маркетинговой деятельности………………..18
2. Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод» ………21
2.2 Анализ ассортиментной политики ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод». Организация и планирование маркетинговой деятельности…………...24
2.3 Экономическая деятельность завода. Организация работы служб…………29
2.4 Маркетинговые исследования рынка и возможностей предприятия……….35
3.Пути совершенствования ассортиментной политики на ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод»
3.1 Оптимизация товарного ассортимента предприятия………………………...41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………...
Анализируя данные таблицы
5, видим, что в целом показатели
имеют тенденцию к снижению, что
для некоторых из них является
негативным явлением. Например, коэффициент
покрытия долгов собственного капитала
в текущем году снизился на 32% по
сравнению с 2009 годом. Соответственно
повысился коэффициент
Однако если рассматривать показатели в отдельности, то многие из них не опускаются ниже своих критических значений, а даже, наоборот, превышают их. Например, коэффициент текущей ликвидности. Что касается финансовых показателей, то можно сказать, что, судя по коэффициенту финансовой автономии, предприятие имеет достаточно собственных средств и является относительно независимым субъектом. Заметная тенденция к снижению наблюдается у рентабельности: более чем на 28% снизилась по сравнению с 2009 годом. Это может быть следствием ряда причин: сокращения объемов производства, удорожанием сырья и материалов, внутренних изменений предприятия. В целом можно сказать, что 2008 год является для предприятия наименее экономически эффективным. Но следует отметить, что уже в 2010 году некоторые показатели стали заметно повышаться. Это свидетельствует о правильной политике руководства предприятия.
2.4 Маркетинговые
исследования рынка и
В настоящее время в Алтайском крае производством пива и безалкогольных напитков, минеральных вод были заняты более 50 предприятий и цехов различных форм собственности в 28 районах и городах края.
В крае производится около 45 сортов пива, многие из которых вырабатываются по фирменной технологии, более 60 наименований безалкогольных напитков, около 29 наименований минеральных и питьевых вод, добываемых на территории края. Одной из самых стабильных категорий рынка безалкогольных напитков можно назвать газированные напитки.
ЗАО «Волчихинский пивзавод»
осуществляет сбыт своей продукции
в Алтайском крае, в городах
Новосибирска, Томск и Новокузнецк,
на территории Казахстана. Рынок сбыта
продукции ЗАО «Волчихинский
пивзавод» условно можно
Сектор 1-рынок Алтайского края;
Сектор 2-рынок г. Новосибирска;
Сектор 3-рынок г. Новокузнецка;
Сектор 4-рынок г. Томска.
Рынок республики Казахстан в силу небольших объемов реализации на нем продукции завода относительно других регионов в числе основных рынков сбыта не рассматривается.
Однако, несмотря на такой
достаточно обширный рынок сбыта, предприятие
сталкивается с большой конкуренцией
в сфере производства безалкогольной
продукции. Ведь именно эта сфера
наиболее разнообразна и широка. Поэтому
важно оценить
Для оценки конкурентоспособности ЗАО «Волчихинский пивзавод» используем Паутину Портера. Чтобы ее построить, необходимо оценить основные характеристики касательно продукции и рынка сбыта, как самого завода, так и его основных конкурентов.
Таблица 6
ЗАО «Волчихинский пивзавод» относительно основных конкурентов
Характеристика |
ЗАО «ВПЗ» |
Основные конкуренты | |
ОАО «Барнаульский пивзавод» |
ООО «Бочкаревский пивзавод» | ||
Наличие широкого ассортимента производимой продукции, баллов |
2 |
2 |
3 |
Длительность присутствия на рынке и опят в данной сфере, баллов |
2 |
2 |
3 |
Качество производимой продукции, баллов |
3 |
2 |
3 |
Широта охвата рынка, баллов |
2 |
3 |
3 |
Конкурентоспособные цены, баллов |
3 |
1 |
2 |
Спрос на продукцию, баллов |
3 |
3 |
3 |
Наличие хорошо развитой системы продвижения продукции, баллов |
1 |
2 |
3 |
На основе данных представленных
в таблице 6, построим ниже Паутину
Портера, которая графически показывает
положение предприятия
Рис.6 Паутина конкурентоспособности
Портера ЗАО «Волчихинский
Итак, как видно из рисунка, положение завода в конкурентной среде можно охарактеризовать как удовлетворительное. Отсутствие маркетинговой службы и недостаточное финансирование продвижения и сбыта продукции-это самое слабое место предприятия на данном уровне развития, так как большинство развитых конкурентов либо имеют маркетинговый отдел, либо активно занимаются рекламой и продвижением посредством привлечения сторонних организаций, специализирующихся в данной отрасли.
Что же касается конкуренции в области алкогольного производства, то здесь следует отметить, что пивоваренное производство на заводе сейчас не является основным видом деятельности и его расширение не планируется. Долю пива в общем объеме производимой продукции в будущем планируется свести к минимуму. Уменьшение доли рынка завода по пиву связанно с переориентацией предприятия на производство безалкогольной продукции. Поэтому конкурентная обстановка на рынке пива не столь важна для руководства ЗАО «Волчихинский пивзавод». В целом конкурентное положение ЗАО «Волчихинский пивзавод» удовлетворительное.
Особенную популярность в крае получил ведущий бренд завода «Грушевый напиток» - высококачественный лимонад хорошо известным потребителям края, продается по вполне конкурентоспособным ценам, доступен для покупателей в розничных торговых точках всех форматов: продовольственные магазины, супермаркеты, киоски, павильоны, рынки и предприятия общественного питания.
Поэтому заводу при наличии
такого вполне конкурентоспособного товара
необходимо продвигать его на новые
рынки. Если обратиться к стратегической
матрице Игоря Ансоффа «
Таблица 7
Матрица И. Ансоффа «Продукт-Рынок»
Старый рынок |
Новый рынок | |
Старый продукт |
Расширение на рынке |
Развитие рынка |
Новый продукт |
Развитие продукта |
Диверсификация |
Стратегия «Развития рынка» направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных товаров. Эта стратегия наиболее подходит для ЗАО «Волчихинский пивзавод», так как на существующем рынке предприятие уже обрело постоянных потребителей. Такая стратегия связанна со значительными затратами и более рискованна, но в конечном итоге, доходна. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта. Однако выйти напрямую на новые географические рынки трудно, так как они заняты другими компаниями. Поэтому заводу лучше сего начинать с соседних регионов и постепенно расширятся дальше при благоприятных обстоятельствах.
Основным рынком сбыта продукции ЗАО «Волчихинский пивзавод» является Алтайский край. Данный рынок изначально был наиболее приоритетным для реализации продукции предприятия. Благодаря усилиям, предпринятым руководством завода в сфере сбыта продукции на территории Алтайского края, напитки «Волчихинского пивзавода» хорошо известны практически всем потребителям региона и широко представлены в рознице, что создает предпосылки для успешного функционирования и развития организации на рынке в будущем.
Очень важным в стратегическом плане ЗАО «Волчихинский пивзавод» является процесс углубления и расширения на рынках Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, что объясняется двумя причинами. Во-первых, данные регионы - это большие и динамично развивающиеся рынки сбыта. Во- вторых, в этих районах на данный момент времени работают основные представительства завода, обеспечивающие сбыт и способствующие продвижению продукции предприятия.
Помимо рынков Новосибирской,
Томской и Кемеровской
3.Пути совершенствования
ассортиментной политики на
3.1 Оптимизация товарного ассортимента предприятия.
В предыдущей главе был проведен анализ товарного ассортимента производимой на предприятии продукции. В ходе данного анализа было определенно что:
При оптимизации ассортимента важно знать критические объемы производства и выручки, т.е. точку безубыточности. Имея данные о затратах, определим точку безубыточности конкретного продукта завода. Используем расчетные данные таблицы 8:
Таблица 8
Расчетные данные для определения точки безубыточности по основным видам продукции за 2011г.
Показатель |
Пиво «Хмельное» |
Напиток «Грушевый» |
Минеральная вода «Космалинская» |
Постоянные затраты, руб. |
1821685,71 |
8778731,80 |
10791872,20 |
Переменные затраты, руб. |
13,371436,59 |
81081837,19 |
43637004,01 |
Совокупные затраты, руб. |
15193122,30 |
89860568,99 |
54428876,21 |
Объем производства, ед. |
969232,5 |
12422926,5 |
11047398 |
Переменные затраты на единицу продукции, руб./ед. |
13,79 |
6,53 |
3,95 |
Заключение
Без маркетинга сегодня немыслима деятельность ни одной организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. Умелое и грамотное обращение менеджеров, управляющих всем наличным инструментарием маркетинга, позволит любому предприятию в полном объеме использовать свои конкурентные преимущества и соответственно занимать лидирующее положение в своей отрасли.
Можно еще долго рассуждать на тему эффективности и необходимости маркетинга, но я считаю, что можно выделить конкретные преимущества, которые дает маркетинг предприятию:
1) маркетинг обеспечивает
и объективно предполагает
2) способствует осуществлению
инновационных процессов к
3) является необходимым условием функционирования и выживания предприятия, фирмы в условиях рыночной экономики;
4) образует информационную основу функционирования предприятия и формирования его производственно-сбытовой стратегии.
Успех на рынке может быть достигнут только в том случае, если предприятие изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом, воздействует на рынок и спрос в своих интересах.
В первой главе, мы разобрали теоретические основы организации маркетинговой деятельности.
Во второй главе,проанализировали маркетинговую деятельность в ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод».
Проведенный анализ дает возможность утверждать, что услуги компании высокого качества и достаточно конкурентоспособны.
В целом предприятия
можно охарактеризовать как
И уже в третьей главе,мы выявили пути совершенствования ассортиментной политики на ЗАО «Волчихинский пивоваренный завод».
Следует отметить, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения, а, прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Cлужба маркетинга на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама и т.д.).