Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
провести анализ конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Особенности современных теоретико-методологических подходов к изучению конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Значение выбора стратегии для формирования конкурентных преимуществ предприятия 17
1.4. Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия…………………………………………………………………. 25
2. Анализ деятельности ООО «Пектор» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика 31
2.2. Оценка финансового состояния ООО "Пектор"……………….………34
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Пектор» 46
2.4. Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности ООО «Пектор» 54
3. Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор» 63
3.1. Мероприятия в области маркетинга 63
3.2. Мероприятия в области совершенствования стратегии ценообразования 68
3.3. Мероприятия в области улучшения сервиса и логистики 72
3.4. Расчет экономической эффективности мероприятий 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Введение
Актуальность. В эпоху глобализации и интернационализации экономики основным критерием ее эффективности является конкурентоспособность. По мере вовлечения России в мировые хозяйственные связи акцент в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно на предприятие. При вступлении на новый рынок, осуществлении инвестиций требуется объективная оценка конкурентоспособности предприятия, и эта проблема является новой.
Эффективность управления конкурентоспособностью отечественных предприятий во многом зависит от возможности и качества управления конкурентными преимуществами. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка необходимо разрабатывать адекватные конкурентные стратегии, которые в свою очередь должны вызвать изменения во внутренней среде и способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.
В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки.
Проблема
Изученность вопроса. Теоретическим и методологическим аспектам разработки эффективных конкурентных стратегий в течение последних 40 лет было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли: Ф. Абрамс, И. Ансофф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, М. Портер, К. Праалад, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления. Именно эти работы помогают выявить и сформулировать принципиальное отличие стратегического планирования бизнеса.
Знаковыми в области
методологии стратегического
Актуальность темы повышения
конкурентоспособности
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является ООО «Пектор». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является торговля.
Предметом исследования является сфера управленческих технологий стратегического характера, направленных на совершенствование управления конкурентоспособностью торгового предприятия ООО «Пектор».
Методологию исследования в данной работе составляет системный подход, в рамках которого к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования; в практической части использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке обоснования эффективности внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия.
Практическая значимость работы состоит в возможности практического применения большинства результатов исследования на любом другом предприятии.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В приложение вынесены таблицы критериев и факторов конкурентоспособности, динамики роста цен на продукты питания.
1. Особенности современных
теоретико-методологических подходов
к изучению конкурентоспособности предприятия
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в области конкуренции показал, что существуют различные позиции в определении ее сущности. В частности, различают понятия конкурентная борьба и конкурентный рынок; используются поведенческая, функциональная и структурная трактовка конкуренции. Сущность конкуренции можно определить как процесс, в котором проявляются деловые преимущества предприятия в целях достижения им более высокой конкурентоспособности. Цель деятельности предприятий это завоевание устойчивой позиции на основе непрерывного совершенствования конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность
отдельных предприятий это
В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так та или иная отрасль, предприятие или фирма.
Согласно Азоеву Г.Л., конкурентные преимущества «являются концентрированным проявлением превосходства в экономической, технической, организационной сфере деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими факторами1». К особенностям этого понятия относят следующее: - сопоставимый, а не абсолютный характер; - привязанность к конкретным условиям и причинам; - подверженность неоднозначному влиянию множества факторов; Р.А. Фатхутдинов определил конкурентное преимущество как превосходство объекта управления в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентами2. Под факторами конкурентной позиции здесь же понимается конкретный компонент внутренней или внешней среды объекта, по которому он превосходит конкурента. Сами факторы делятся на стратегические и тактические. Это утверждение не противоречит указанному выше, а дополняет его.
Согласно иному определению конкурентного преимущества, фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих соперников преодолевает силы конкуренции и выполняет работу по привлечению покупателей3. Это определение отличается от приведенных выше, поскольку конкурентные преимущества здесь трактуются как комплексный фактор, включающий все положительно оцениваемые факторы внутренней среды, а не выражение отличительных качеств какой-либо характеристики внешней или внутренней среды.
По М. Портеру, конкурентное преимущество выражается «либо в более низких чем, у конкурентов издержках, либо в способности изменять и контролировать цену с надбавкой, которая превышает дополнительную стоимость изменения цен». Также некоторые конкурентные преимущества выражаются в том, что их носители «занимают уникальную конкурентную позицию»4, здесь же показано, что «конкурентные преимущества зависят от конкурентной позиции и являются результатом различия между предприятием и его конкурентами»5. Согласно этому утверждению, конкурентная позиция служит основанием конкурентной стратегии предприятия. В некоторых источниках это понятие трактуется аналогично вышеизложенным.
В данной работе под понятием конкурентного преимущества понимается определение, данное Азоевым Г.Л.с поправкой на разделение факторов, сделанной Фатхутдиновым Р.А.. Конкурентоспособность, по определению Фатхутдинова Р.А., есть способность фирмы выпускать конкурентную продукцию, её преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами. Автор этого же источника также указывает на то, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары.
Согласно Рябовой Т.Ф.,
конкурентоспособность
Под конкурентной позицией предприятия в работе Азоева Г.Л. понимается степень его доминирования на рынке7. В работах М. Портера это понятие определяется как набор отличительных характеристик компании от конкурентов8. Согласно Ансоффу И., конкурентная позиция - это позиционирование компании на различных рынках и сегментах рынка с учетом ценовой и неценовой конкуренции, и согласно этому же источнику, она должна разделять будущие возможности и эффективные стратегии области бизнеса и исторически сложившуюся стратегию фирмы9.
Понятие конкурентной позиции предприятия также упоминается в работах отечественных и иностранных авторов, а также в публикациях иностранных периодических изданий (в частности под термином competitive position в научных журналах по вопросам управления США). В теоретических и практических публикациях описанным понятиям часто придают сходное значение. Однако, как показано выше, все они лежат в основе обособленных прикладных направлений теории конкуренции и в концепции научного менеджмента дополняют друг друга.
С точки зрения управленческого процесса конкурентоспособность — характеристика, определяемая в первую очередь комплексом финансовых факторов (например, рентабельность продукции, затраты на единицу выпущенной продукции и др.), складывается под влиянием существующего уровня спроса и определяет эффективность работы предприятия в сравнении с конкурентами или эталоном. Конкурентное преимущество отражает отличия в способе ведения хозяйственной деятельности и выражается через совокупность управленческих компетенций - значимых для процветания на рынке функциональных элементов внутренней среды организации. Конкурентная позиция предприятия является проекцией действий предприятия на данный рынок, которые могут не зависеть от финансовых факторов предприятия и того, насколько его способ деятельности отличается от других участников рынка и выражается через комплекс внешних рыночных факторов (например, доля рынка, уровень качества)
На основе проведенного анализа, сформулируем уточненное определение, которое будет основополагающим для данного исследования: Конкурентная позиция является отражением сравнительного положения объекта управления на ограниченном товарном рынке относительно отечественных и иностранных производителей, и характеризует эффективность внутренних и внешних управленческих действий. Тогда фактором конкурентной позиции можно считать элемент внутренней среды предприятия, значения которого являются результатом управленческих решений предприятия относительно конкурентной среды рынка.
Здесь же отмечалось, что конкурентная среда рынка является общим местом действий предприятий, где на каждого из них в разной степени влияют силы рыночной конкуренции. Следовательно, к методам определения конкурентной позиции предприятия можно отнести все те, которые основаны на анализе внутренней среды предприятия относительно влияния на нее сил конкуренции.
С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Информация о работе Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор»