Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
провести анализ конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Особенности современных теоретико-методологических подходов к изучению конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Значение выбора стратегии для формирования конкурентных преимуществ предприятия 17
1.4. Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия…………………………………………………………………. 25
2. Анализ деятельности ООО «Пектор» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика 31
2.2. Оценка финансового состояния ООО "Пектор"……………….………34
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Пектор» 46
2.4. Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности ООО «Пектор» 54
3. Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор» 63
3.1. Мероприятия в области маркетинга 63
3.2. Мероприятия в области совершенствования стратегии ценообразования 68
3.3. Мероприятия в области улучшения сервиса и логистики 72
3.4. Расчет экономической эффективности мероприятий 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Фактор |
Абсолютная величина, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
∆Р1 |
4700 |
42,5 |
∆Р2 |
1575 |
14,2 |
∆Р3 |
585,9 |
5,3 |
∆Р4 |
3000 |
27,1 |
∆Р5 |
1116 |
10,1 |
∆Р6 |
76,9 |
0,8 |
∆Р7 |
0 |
0 |
Абсолютная сумма отклонений |
11053,8 |
100 |
Данные таблицы 5 демонстрируют, что на прибыль от продаж продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции. Также немало важное влияние оказывают: изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости и от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров. Ввлияние же других факторов не столь заметно - менее 10%.
Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от продаж продукции на предприятии ООО «Пектор» возрастает, в основном, за счет увеличения цен, причиной которого является увеличение сети магазинов и выручки от реализации, а также инфляции. Это ставит предприятие в зависимость от поставщиков товаров, влияния инфляционных процессов в стране. Такие же факторы, как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли оказывают незначительное влияние. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансовое состояние предприятия является устойчивым. Но необходимо увеличивать влияние факторов, которые увеличивают прибыль за счет структурных сдвигов в составе продукции.
После выявления факторов прибыли рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия:
1) Рентабельность продаж:
Таблица 6
Расчет показателей рентабельности продаж торговой сети ООО «Пектор» (тыс руб.)
2004 г |
2005г. |
2006г. | |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
15946 |
20100 |
31700 |
Себестоимость реализации товаров |
10029 |
12000 |
18000 |
Коммерческие расходы |
890 |
1000 |
1100 |
Прибыль от реализации |
4999 |
6300 |
11200 |
Проценты к уплате |
100 |
100 |
200 |
Результат от прочей реализации |
1000 |
1100 |
1500 |
Балансовая прибыль отчетного периода |
4206 |
5300 |
9900 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
31,3 |
31,3 |
35,3 |
- по балансовой прибыли |
25,1 |
26,4 |
31,2 |
Заметим, что, как видно из таблицы 2.6 , в 2006 году, по сравнению с 2004 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс. руб.), а также резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс. руб.) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих товаров, рекламная деятельность и так далее.
Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ООО «Пектор» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.
2) Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как
Таблица 7
Расчет рентабельности
торговой и финансово-
2004 г |
2005 г. |
2006г. | |
Издержки обращения |
14980 |
15750 |
22000 |
Затраты предприятия |
10029 |
14350 |
23000 |
Прибыль от реализации |
4999 |
6300 |
11200 |
Балансовая прибыль |
4206 |
5300 |
9900 |
Рентабельность издержек обращения, % |
38 |
40 |
45 |
Рентабельность текущих расходов, % |
34 |
37 |
43 |
Из таблицы видно, что рентабельность издержек обращения намного выше рентабельности текущих расходов, что в 2005году, что в 2006 году. Это говорит о том, что предприятию очень прибыльно заниматься своей основной деятельностью: торгово-закупочной, и как можно скорее надо прекратить нерентабельные сферы деятельности и сконцентрировать все свои силы на максимизации прибыли от основной деятельности.
3) Рентабельность капитала.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках ( таблица 8).
Рентабельность собственного капитала показывает, что идет очень эффективное использование собственного капитала, так как произошло незначительное увеличение собственного капитала в 1,26 раза, тогда как прибыль возросла в 2,76 раза. Рост рентабельности собственного капитала говорит о том, что на предприятии нет перенакопления активов. Это является положительной тенденцией20.
Таблица 8
Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Пектор»
(тыс. руб.)
2004 г |
2005г. |
2006г. | |
Собственный капитал: на начало года на конец года |
2350 2500 |
2500 2500 |
2500 2750 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
2425 |
2500 |
2625 |
Чистая прибыль |
4047 |
5100 |
9500 |
Рентабельность собственного капитала, % |
167 |
204 |
362 |
4) Рентабельность используемых трудовых ресурсов.
Таблица 9
Расчет рентабельности трудовых ресурсов торговой сети ООО «Пектор» (тыс. руб.)
2004 г |
2005 г. |
2006 г. | |
Балансовая прибыль |
4206 |
5300 |
9900 |
Затраты на персонал |
2250 |
2900 |
3960 |
Численность работников |
230 |
255 |
270 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
161% |
183 |
250 |
Прибыль на одного работника |
87,3 |
96,4 |
141,4 |
Данные таблицы показывают, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом сумма прибыли на одного работника увеличилась в 1,4 раза, а балансовая прибыль увеличилась в 1,8 раза. При этом затраты на оплату труда персонала уменьшились значительно (на 56%). Коэффициент рентабельности расходов на оплату труда показывает, что расходы, вложенные в оплату труда, приносят прибыль. Причем рост прибыли носит возрастающий характер. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 1,4 раза. Это благодаря проведению качественной кадровой политике и работе с персоналом21.
Существует большое число
После проведения анализа коэффициентов рентабельности произведем планирование прибыли от реализации продукции. Эффективнее осуществлять планирование по каждому виду продукции отдельно, а потом суммировать результаты по всем видам22. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции. В таблице 10 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия:
Таблица 10
Показатели, необходимые
для планирования прибыли
(тыс. руб.)
Показатели |
2007 | |
в ценах базисного года |
в ценах планируемого года | |
Остатки нереализованной продукции на начало года: По производственной себестоимости По отпускным ценам Доход |
2200 3000 1230 |
2800 4000 1600 |
Товарная продукция: По полной себестоимости По отпускным ценам Доход |
22000 35000 12200 |
28000 42000 15500 |
остатки нереализованной продукции на конец года: По полной себестоимости По отпускным ценам Доход |
2000 2800 1100 |
2600 3600 1400 |
Реализация продукции: По полной себестоимости (стр.1.1 +стр.2.1 -стр.3.1) По отпускным ценам (стр.1.2 +стр.2.2 -стр.3.2) Доход (стр.1.3 +стр.2.3 -стр.3.3) |
22200 35200 12330 |
28200 42400 15700 |
5. Отчисления во внебюджетные фонды |
5 |
7 |
6. Акциз |
- |
- |
7. Налог на добавленную стоимость |
400 |
440 |
Произведем расчет планируемой прибыли в ценах базисного года:
Прибыль от реализации составляет:
Пб = 35200 – 5 – 0 – 400 – 22200 = 12595 тыс. руб.
Остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, если норматив остатков продукции на складе равен НО = 15 дней, равны:
ОПК = (2800 х 15) : 360 = 117 тыс. руб.
Доход от реализации данного вида продукции:
ДВ = 12200 + 1230 – 1100 = 12330 тыс. руб.
Плановый объем прибыли от реализации данной продукции равен:
Пбi = 12330 – 5 – 400 = 11925 тыс. руб.
Произведем расчет планируемой прибыли в ценах планируемого года:
Прибыль от реализации составляет:
Пб = 42400 – 7 – 0 – 440 – 28200 = 13753 тыс. руб.
Остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, если норматив остатков продукции на складе равен НО = 15 дней, равны:
ОПК = (3600 х 15) : 360 = 150 тыс. руб.
Доход от реализации данного вида продукции:
ДВ = 15500 + 1600 – 1400 = 15700 тыс. руб.
Плановый объем прибыли от реализации данной продукции равен:
Пбi = 15700 – 7 – 0 – 440 = 15253 тыс. руб.
Положительные тенденции в развитии основных показателей деятельности фирмы были обусловлены следующими факторами:
- более эффективным
использованием основных
- ускорением оборачиваемости оборотных средств;
- повышением показателей производительности труда;
- снижением трудоемкости продукции;
- повышением деловой активности сотрудников отдела маркетинга
- грамотным менеджментом руководства.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие-ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности
Как показывают исследования, основными конкурентами фирмы на данный момент можно назвать следующие предприятия, представленные в таблице:
Информация о работе Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор»