Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
провести анализ конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Особенности современных теоретико-методологических подходов к изучению конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Значение выбора стратегии для формирования конкурентных преимуществ предприятия 17
1.4. Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия…………………………………………………………………. 25
2. Анализ деятельности ООО «Пектор» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика 31
2.2. Оценка финансового состояния ООО "Пектор"……………….………34
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Пектор» 46
2.4. Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности ООО «Пектор» 54
3. Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор» 63
3.1. Мероприятия в области маркетинга 63
3.2. Мероприятия в области совершенствования стратегии ценообразования 68
3.3. Мероприятия в области улучшения сервиса и логистики 72
3.4. Расчет экономической эффективности мероприятий 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
Таблица 11
Основные конкуренты ООО «Пектор»
Название |
Адрес |
Приблизительная доля рынка |
ЗАО «Коммерсант» |
ул. Фадеева, 43. |
2% |
ООО «Пектор» |
ул. 1-я Новокузьминская, 20, оф. 408. |
9% |
ЗАО «Копейка» |
ул. Невская, 18. |
5% |
ЗАО «Магнит» |
ул. Мира,14. |
11% |
ЗАО «Универсам» |
Набережная 62-й Армии, речпорт. |
3% |
ЗАО «Пятерочка» |
ул. Ленина, 41, 2-й подъезд. |
21% |
ЗАО «Калинка» |
ул. Коммунистическая, 5а. |
18% |
ЗАО «Дикси» |
ул. Коммунистическая, 21. |
2% |
АОЗТ «Гастроном» |
пр. Ленина, 31, оф. 25. |
3% |
ЗАО «Вероника» |
ул. Чуйкова, 9. |
8% |
ЗАО «Каприз» |
ул. Рабоче-Крестьянская, 18. |
2% |
Прочие |
16% | |
Итого: |
100% |
Представим полученные данные на диаграмме:
Диаграмма 2. Приблизительные доли рынка торговых компаний Москвы
В данном контексте необходимо отметить, что в сегмент «Прочие» входят не только крупные торговые организации, зарегистрированные как ЗАО, ЗАО, АОЗТ и др., но и ПБОЮЛ, мелкие торговые организации.
Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что на рынке торговли продовольствием Москвы на данный момент существует большая конкуренция, большинство фирм предпочитают не специализироваться на предоставлении какого-либо специального товара, а оказывать стремятся торговать практические всем спектром продовольственных товаров.
Так как на предприятии в настоящее время отсутствует отдел маркетинга, целенаправленной сегментации потребителей продукции и услуг не ведется. Основными критериями изучения потребителей являются юридическая организация потребителя – частное это лицо или предприятие, юридическая организация. При анализе потенциальных возможностей рынка специалисты фирмы учитывают, что рынок не представляет собой нечто однородное. Всегда существуют группы, члены которых реагируют на те или иные предложения производителей сходным образом. И в то же время реакции групп в целом между собой иногда существенно различаются.
Многие организации и частные лица остаются постоянными клиентами фирмы с момента основания фирмы по нынешний день.
Поиск «рыночной ниши» очень важная проблема для предприятия сегодня, т. к. трудно определить тот сегмент рынка, для которого товары и опыт именно ООО «Пектор» подходил бы в наибольшей степени. Руководство предприятия пока не смогло определить «рыночную нишу» для своей организации, тем самым пока не обеспечило себе прочного и долговременного рыночного успеха.
Таким образом, оценка потенциальной емкости рынка и учет рыночного сегмента должны дать возможность руководству фирмы принять решение о сосредоточении активности и ресурсов организации на тех или иных выигрышных направлениях, т. е. осуществить выбор целевых рыночных сегментов. Это решение должно дать ответ на два вопроса:
Проведем анализ основных конкурентов:
Таблица 12
Анализ конкурентов ООО «Пектор»
Показатели (критерии оценки) |
ООО «Пектор» |
ЗАО «Магнит» |
ЗАО «Пятерочка» |
ЗАО «Калинка» | |
1 |
Месторасположение |
О |
О |
У |
У |
2 |
Имидж |
Х |
О |
Х |
У |
3 |
Широта ассортимента |
У |
Х |
У |
Х |
4 |
Качество продукта |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 |
Известность на рынке |
У |
Х |
Х |
У |
6 |
Режим работы |
Х |
У |
Х |
Х |
7 |
Квалификация персонала |
У |
Х |
У |
У |
О – отличный уровень;
Х – хороший уровень;
У – удовлетворительный уровень.
Данные таблицы 12 показывают, что по критерию широта ассортимента ООО «Пектор» отстает от конкурентов. Анализ сильных и слабых стороны бизнеса приведен в Таблице 13
Для того, чтобы оценить
конкурентоспособность ООО «
Своими основными конкурентами «Пектор» считает магазины сети «Пятерочка» и «Магнит».
Таблица 13
Сильные и слабые стороны бизнеса
Постановка вопроса |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |||||||
ООО «Пектор» |
ЗАО «Магнит» |
ЗАО «Пятерочка» |
ЗАО «Калинка» |
ООО «Пектор» |
ЗАО «Магнит» |
ЗАО «Пятерочка» |
ЗАО «Калинка» | ||
1 |
Режим работы |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
2 |
Месторасположение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
3 |
Имидж |
+ |
+ | ||||||
4 |
Широта ассортимента |
+ |
+ |
+ |
|||||
5 |
Качество продукта |
+ |
+ |
+ |
|||||
6 |
Известность на рынке |
+ |
+ |
+ | |||||
7 |
Цели и формируемые стратегии |
+ |
+ |
+ | |||||
8 |
Степень проработанности каналов сбыта |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
9 |
Финансовое состояние фирмы |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
10 |
Конкурентоспособность товаров в отношении цен |
+ |
+ |
+ | |||||
11 |
Качество планирования и управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таблица 14
Факторы конкурентоспособности
показатели |
«Пектор» |
Основные конкуренты | |
«Пятерочка» |
«Магнит» | ||
Факторы, характеризующие фирму | |||
Место расположение |
Хорошее место расположение |
Хорошее месторасположение |
Не очень хорошее месторасположение |
Репутация фирмы |
Надежная репутация |
Надежная репутация |
Надежная репутация |
Квалификация персонала среднего звена |
Средняя |
Высокая |
Средняя |
Оформление витрин |
Традиционно |
Стильное, привлекательное |
традиционно |
Фирменный стиль |
Не разработан |
Имеется |
Не разработан |
Автоматизация процессов |
Высокая |
Высокая |
Частичная |
Факторы,
характеризующие процесс | |||
Уровень цен |
Средне-высокие |
Средне-низкие |
Средне-низкие |
Качество товаров |
Преимущественно качественные товары известных марок |
Высококачественные товары российских и зарубежных призводителей |
Преимущественно товары российского производства хорошего качества |
Ценовая политика |
Не гибкая |
Гибкая, есть дисконтные программы, акции |
Гибкая, есть дисконтные программы |
Богатство ассортимента |
Широкий ассортимент |
Широкий ассортимент |
Средний ассортимент |
Факторы, характеризующие покупателей | |||
Процент постоянных покупателей |
менее 30% |
Около 37% |
Около 32% |
Факторы, характеризующие маркетинговую политику | |||
Маркетинговая политика |
Внедрены отдельные элементы |
Разработана и действует |
Внедрены отдельные элементы |
Реклама |
Не активная |
Активная |
активная |
Из представленных данных видно, что «Пектор» уступает своим основным конкурентам по некоторым позициям, но есть много позиций, по которым «Пектор» занимает равную позицию, а это значит, что необходимо поработать над тем, чтобы еще более укрепить свои позиции на рынке и уделить большее внимание тем позициям, которые могут быть превзойдены конкурентами спустя какое-то время, кроме этого анализ выявил явные недостатки – отсутствие гибкой ценовой политики.
Так же, для более полного определения степени конкурентоспособности предприятия, необходимо провести «SWOT-анализ».
Таблица15
SWOT-анализ
Сильные стороны предприятия
|
Слабые стороны предприятия
|
Внешние возможности
|
Внешние угрозы
1.Рост цен на продукты 2.Конкуренция со стороны более сильных предприятий, торгующих схожим ассортиментом продуктов.. 3.Сокращение доходов населения, что приведет к сокращению платежеспособного спроса со стороны населения до таких объемов, которые будут невыгодны предприятию с точки зрения издержек. |
Анализ сегодняшних тенденций на российском рынке розничных сетей показывает, что наиболее активными игроками, обладающими наибольшим потенциалом, становятся торговые сети, имеющие широко диверсифицированный товарный ряд, а также филиалы и представительства во многих регионах страны. При этом изучение ретроспективы развития зарубежных рынков свидетельствует, что подобные сети имеют наибольший потенциал развития и в будущем. Поэтому наиболее интересным объектом анализа для дипломной работы представляются именно торговые сети.
Информация о работе Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор»