Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
провести анализ конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Особенности современных теоретико-методологических подходов к изучению конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Значение выбора стратегии для формирования конкурентных преимуществ предприятия 17
1.4. Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия…………………………………………………………………. 25
2. Анализ деятельности ООО «Пектор» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика 31
2.2. Оценка финансового состояния ООО "Пектор"……………….………34
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Пектор» 46
2.4. Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности ООО «Пектор» 54
3. Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор» 63
3.1. Мероприятия в области маркетинга 63
3.2. Мероприятия в области совершенствования стратегии ценообразования 68
3.3. Мероприятия в области улучшения сервиса и логистики 72
3.4. Расчет экономической эффективности мероприятий 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
В любой отрасли, будь то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами. Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала.
Конечная цель конкурентной стратегии состоит в том, чтобы овладеть этими правилами, а также, в идеале – быть способными изменять их в интересах компании. Основой эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе является устойчивое конкурентное преимущество. Для стратегии лидерства в цене центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки. Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. Третьей стратегией, которую фирма может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей.
Общая стратегия конкуренции определяет фундаментальный подход к тем конкурентным преимуществам, которые фирма пытается получить; она же является основой для понимания того, какие действия необходимо предпринять в рамках этого подхода в каждой функциональной сфере.
1.4.Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия
Для того чтобы эффективно управлять прибылью предприятия необходимо проводится тщательный анализ факторов, влияющих на размер прибыли, далее провести оценку показателей прибыли и в итоге осуществить планирование прибыли. Если качественно произвести все выше перечисленные действия, то вероятность получения максимальной прибыли резко возрастает.
Прибыль от продаж продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Сначала производится факторный анализ прибыли от реализации, т.к. она является основной составляющей чистой прибыли, получаемой предприятием.
Показателями, необходимыми для определения обстоятельств, влияющих на прибыль является реализация товаров в отпускных ценах предприятия, полная себестоимость товаров, прибыль. Данные по предприятию, касающиеся прибыли от реализации товаров за 2-3 года сводятся в таблицу, анализируются. Формализованный расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров производится в несколько этапов:
1) Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1). Рассчитывается разность между выручкой от продаж продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года(формула 1):
∆Р1 = Nр1 - Nр1,0
= Σ р1φ1 - Σ р0φ0
,
Где Nр1 = Σ р1φ1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
р1 - цена товара в отчетном году;
φ - количество товаров;
Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 - реализация в отчетном году в ценах базисного года;
р0 - цена товара в базисном году.
2) Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости(формула 5):
∆Р2 = Р0 х К1 – Р0 = Р0 х (К1 – 1), (2)
где Р0 - прибыль базисного года;
К1- коэффициент роста объема реализации товаров(формула 6):
К1 = S1,0 : S0 ,
S1,0 - фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 - себестоимость базисного года (периода).
Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли.
3) Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости (формула 4):
∆Р3 = Р0
х (К2 – К1) ,
где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
К2 = N1,0 : N0,
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 - реализация в базисном периоде.
4) Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4):
∆Р4 = S1,0
– S1 ,
Где S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.
S1 - фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.
5) Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5). Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции(формула 7):
∆Р5 = S0К2
– S1,0
6) Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6). Для этого используют сведения о себестоимости продукции.
7) Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Это устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2
+ ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5
+ ∆Р6 + ∆Р7
или
∆Р = ∑7i=1 Рi ,
(9)
Рi - изменение прибыли за счет 1-го фактора.
Общее отклонение по прибыли должно соответствовать сумме факторных влияний.
Таким образом выявляются основные факторы, повлиявшие на величину прибыли предприятия.
После выявления факторов прибыли необходимо провести анализ факторов определения состояния предприятия18. Среди множества факторов определения состояния предприятия следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, доходность капитала, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Основными показателями рентабельности предприятия являются следующие:
1) Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
2) Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разност
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
- сопоставлением показателей
- определения показателей за ряд лет;
- сопоставление фактических и плановых показателей;
- внутрифирменного
- сопоставление альтернатив с
целью выбора наиболее оптималь
3) Рентабельность капитала. Этот показатель показывает эффективность использования ресурсов предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый фактор обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках.
4) Рентабельность используемых
трудовых ресурсов. Самостоятельное
значение имеет показатель
Проведя анализ показателей прибыли вышеизложенным способом можно эффективно и адекватно принять необходимые управленческие решения с целью увеличения прибыли предприятия.
Управление
ООО «Пектор» - торгующее предприятие города. На торговой площади в 5600 квадратных метров размещены главный офис со складскими помещениями, торговые площади, фирма имеет 7 филиалов в разных районах города. Все 7 филиалов «Пектор» находятся на первых этажах жилых домов и являются встроенно-пристроенными помещениями.
Согласно принятой классификации ООО «Пектор» относится к разряду крупных предприятий бизнеса.
Основной целью предприятия является получение прибыли.
Направления бизнеса: общество создавалось для осуществления хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, работах, услугах и реализации на основе получения прибыли экономических интересов Участника и персонала Общества.
Общество может осуществлять следующие виды деятельности (согласно Уставу Общества):
- торгово-закупочная;
- коммерческая, посредническая;
- организация
культурно-зрелищных
- оптовая и розничная торговля;
- розничная
и оптовая реализация
Информация о работе Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор»