Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
провести анализ конкурентоспособности предприятия;
рассмотреть пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Особенности современных теоретико-методологических подходов к изучению конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 11
1.3. Значение выбора стратегии для формирования конкурентных преимуществ предприятия 17
1.4. Методика расчета факторных влияний на прибыль и рентабельность предприятия…………………………………………………………………. 25
2. Анализ деятельности ООО «Пектор» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика 31
2.2. Оценка финансового состояния ООО "Пектор"……………….………34
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Пектор» 46
2.4. Обоснование необходимости повышения конкурентоспособности ООО «Пектор» 54
3. Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор» 63
3.1. Мероприятия в области маркетинга 63
3.2. Мероприятия в области совершенствования стратегии ценообразования 68
3.3. Мероприятия в области улучшения сервиса и логистики 72
3.4. Расчет экономической эффективности мероприятий 74
Заключение 80
Список использованных источников 82
и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии в установленном законом порядке.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2006 году – 270 человек.
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия ООО «Пектор»
Организационная структура компании «Пектор» является линейно-функциональной и является типичной для малых предприятий. Она наиболее эффективна при решении управленческих задач, потому что директор непосредственно руководит всеми службами организации. Данная схема организационной структуры эффективна на предприятиях с небольшом количеством работников, каковым и является компания.
Основные направления
Предприятие занимается розничной торговлей продуктами и сопутствующими товарами и является отделением сети в городе Москве и области. Данное предприятие является сетью магазинов по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров.
Перспективы развития.
Не взирая на то, что ООО «Пектор» открыло еще два магазина и довело общую численность до 7, в 2007 году предприятие намерено увеличить ассортимент предлагаемых товаров, а также еще расширить сеть своих магазинов. Тем самым предприятие планирует завоевать как можно большую долю потребителей на рынке.
В 2007-2008 годах планируется произвести расширение ассортимента товаров, пользующихся сезонным спросом.
Рассмотрим динамику оптовых продаж.
Оптовые продажи в 2006 г от общего объема продаж, осуществляемых фирмой, составляют более 45%.
Рисунок 2 Соотношение оптовых и розничных продаж в 2006 г
Все помещения филиалов отличаются современным интерьером. хорошо оборудованы и выглядят современными торговыми предприятия.
Конкурентная стратегия направлена на укрепления позиций на «своей» территории «захват» территории конкурента и сдерживания конкурентов – «тигровый конкурент».
Стратегия маркетинга более акцентирована на конечном потребителе – предлагаются новые виды продукции под конкретные запросы потребителей, оптимизируется длина канала распределения, интенсивность распределения продукции.
Перед тем как начать анализ результатов деятельности сети ООО «Пектор» (далее - фирма) необходимо произвести анализ текущего состояния фирмы.
2.2.Оценка финансового состояния ООО «Пектор»
Проведем анализ финансовой деятельности ООО «Пектор»
Таблица 3
Основные показатели
финансово-хозяйственной
Показатели |
Ед. изм. |
2004г |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение (2005-2006 гг.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уставной фонд |
Тыс. руб. |
650 |
650 |
650 |
0 |
Выручка от реализации (В) |
тыс.руб. |
15946 |
20100 |
31700 |
+11600 |
Собственный капитал (СК) |
Тыс. руб. |
2350 |
2500 |
2750 |
+250 |
Затраты |
Тыс. руб. |
10029 |
12000 |
18000 |
+6000 |
Себестоимость реализации продукции |
% от В |
59% |
60 |
57 |
-3 |
Прибыль от реализации продукции |
Тыс. руб. |
4999 |
6300 |
11200 |
+4900 |
Балансовая прибыль (БП) |
Тыс. руб. |
4206 |
5300 |
9900 |
+4600 |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
4047 |
5100 |
9500 |
+4400 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
Тыс. руб. |
650 |
710 |
820 |
+110 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
% от СК |
27% |
28 |
30 |
+2 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов (ОбФ) |
Тыс. руб. |
2458 |
2710 |
3180 |
+470 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов (ОбФ) |
% от СК |
105% |
108 |
115 |
+7 |
Запасы |
% от ОбФ |
74% |
77 |
69 |
-8 |
Продолжение таблицы 3
Проценты к уплате |
Тыс. руб. |
100 |
100 |
200 |
+100 |
Прибыль (убыток) от прочей реализации |
Тыс. руб. |
- 1000 |
-1100 |
-1500 |
+400 |
Издержки обращения |
Тыс. руб. |
14980 |
15750 |
22000 |
6250 |
Затраты на персонал |
Тыс. руб. |
95 |
2900 |
3960 |
+30 |
Кредиторская задолженность |
Тыс. руб. |
470 |
560 |
750 |
+190 |
Дебиторская задолженность |
Тыс. руб. |
29 |
35 |
30 |
-5 |
В табл. 3 даются характеристики изменения состояния бизнеса предприятия, приводятся основные финансовые показатели за 3 года, данные по предприятию, касающиеся прибыли от реализации товаров за 3 года.
Собственный капитал в 2005 году возрос на 250 тыс. руб., что является позитивной тенденцией, так как происходит рост активов.
Негативной тенденцией является увеличение кредитов банка почти в 1,5 раза в 2005 году по сравнению с 2004 годом (с 360 до 500 тыс. рублей), что привело к увеличению общей кредиторской задолженности с 560 до 750 тыс. руб. Также это вызвало рост процентов к уплате на 100 тыс. руб. (диаграмма 2).
Уставный фонд организации остался неизменным, так как для его изменения не было причин.
Сумма основных фондов увеличилась на 110 тыс. руб. вследствие покупки нового торгового оборудования для открывшихся магазинов, что является положительной тенденцией развития финансово-хозяйственной деятельности. Это стало причиной увеличения выручки от реализации в 2005 году сумма, которой увеличилась на 11600 тыс. руб. (диаграмма 2). Основной причиной увеличения чистой прибыли предприятия (на +4400 тыс. руб.) явилось резкое увеличение выручки в 2005 году на 58%, а также одновременного уменьшения себестоимости продукции на 3% и увеличения прибыли от реализации с 6300 до 11200 тыс. руб. В 2005 году произошло увеличение численности персонала с 255 до 270 человек, что повлияло на увеличение затрат на персонал со 110 до 140 тыс. руб. Наблюдается небольшое увеличение оборотных фондов в течение 2005 года в размере семи тысяч рублей (рис. 2.3).
Произведем анализ факторов, влияющих на размер прибыли на предприятии:
Сначала сделаем анализ факторный анализ прибыли от реализации, т.к. она является основной составляющей чистой прибыли, получаемой фирмой.
В таблице 4 приводятся данные по предприятию, касающиеся прибыли от реализации товаров за 3 года.
Таблица 4
Показатели необходимые для определения обстоятельств, влияющих на
прибыль (тыс. руб.)
Слагаемые прибыли |
Данные по 2004 г |
По 2005 году |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактические данные по отчету (2006 год) |
Фактические данные с корректировкой на изменение цен |
Реализация товаров в отпускных ценах предприятия |
15946 |
20100 |
27000 |
31700 |
27000 |
Полная себестоимость товаров |
10029 |
12000 |
15000 |
18000 |
17800 |
Прибыль |
4999 |
6300 |
9700 |
11200 |
9800 |
Рисунок 3 Динамика выручки себестоимости и прибыли
от реализации торговой сети «Пектор»
Из данных таблицы видно, что прибыль от продаж продукции находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Произведем расчет факторных влияний на прибыль от реализации товаров.
1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1).
∆Р1 = 31700 – 27000 = 4700 тыс. руб.
2. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базисной) себестоимости (∆Р2).
∆Р2 = 6300 х 1,25 – 6300 =1575 тыс. руб.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3).
К2 = 27000 : 20100 = 1,343
∆Р3 = 6300 х (1,343 – 1,25) = 585,9 тыс. руб.
4. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4):
∆Р4 = 15000 – 18000 = 3000 тыс. руб.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5).
∆Р5 = 12000 х 1,343 – 15000 = 1116 тыс. руб.
6. Используя сведения о себестоимости продукции, определяем влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6). В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 18900 руб.лей, оплата труда на 58000 руб.лей, что дало снижение прибыли в сумме ∆Р6= 76,9 тыс. руб.
7. Расчет экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). В ООО «Пектор» не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин, т.е. ∆Р7 = 0.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, где Рi - изменение прибыли за счет 1-го фактора.
∆Р = 4700 + 1575 + 585,9 – 3000 + 1116 – 76,9 = 4900 тыс. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 4900 тыс. руб., что соответствует сумме факторных влияний.
Таким образом, на данном предприятии основными факторами, повлиявшими на величину прибыли, являются:
- увеличение объема продукции на 1575 тыс. py6.;
- структурные сдвиги
в составе продукции дали
- изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 1116 тыс. руб.
- изменение отпускных
цен на реализованную
Нельзя не обойти такой фактор, как инфляция. Именно ее влияние на изменение отпускных цен, наиболее сложно учитывать. Но стоит отметить, что уровень закупочных цен в течение года постепенно повышался, и в результате в среднем цены повысились в магазинах розничной торговли ООО «Пектор» на 9%-18%, в зависимости от категории продукции.
Для более осмысления влияния каждого фактора на прибыль от продаж продукции следует составить следующую таблицу:
Таблица 5
Факторы, воздействующие на прибыль
Информация о работе Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «Пектор»