Разработка ассортиментной политики (на примере)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка эффективной ассортиментной политики на примере магазина кондитерских изделий «Конфетка». Для достижения этой цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы эффективной ассортиментной политики.
Определить сущность и структуру ассортиментной политики.
Определить понятие ассортимента и рассмотреть основные его показатели.

Содержание работы

вВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. тЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ Ошибка! Закладка не определена.
1.1. ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТА, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Ошибка! Закладка не определена.
1.2. СУЩНОСТЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.
2.1. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.
2.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ Ошибка! Закладка не определена.
3.1. АНАЛИЗ ассортиментных групп Ошибка! Закладка не определена.
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

курсовая тов политика.docx

— 316.54 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Товарная политика компании

На тему: «Разработка ассортиментной политики (на примере)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

вВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. тЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ Ошибка! Закладка не определена.

1.1. ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТА, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Ошибка! Закладка не определена.

1.2. СУЩНОСТЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ         ПРЕДПРИЯТИЯ Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.

2.1. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.

2.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Ошибка! Закладка не определена.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ Ошибка! Закладка не определена.

3.1. АНАЛИЗ ассортиментных групп Ошибка! Закладка не определена.

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА  Ошибка! Закладка не определена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день на рынке присутствует много оптово-розничных  фирм, каждая из которых занимается оказанием каких-либо услуг.

Потребитель предъявляет  все больше требований  к новым  товарам. Покупатели желают, чтобы купленные  товары были более красивыми, долговечными, практичными, дешевыми. Торговые предприятия  должны удовлетворять постоянно  растущие запросы своих клиентов. Таким образом, потребители диктуют производителям свои правила игры, в том числе они определяют товары и услуги, который обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности.

Ассортиментная политика является важным инструментом и составляющей маркетинга в борьбе компаний с конкурентами. В условиях современной экономики от эффективности ассортиментной политики компании зависят экономические показатели организации и рыночная доля. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Совокупность данных обстоятельств  обусловливает актуальность выбранной  темы курсовой работы.

Целью данной работы является разработка эффективной ассортиментной политики на примере магазина кондитерских изделий «Конфетка». Для достижения этой цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы эффективной ассортиментной политики.
  2. Определить сущность и структуру ассортиментной политики.
  3. Определить понятие ассортимента и рассмотреть основные его показатели.
  4. Изучить методы анализа ассортиментной политики, а так же особенности формирования ассортимента торгового предприятия.
  5. Провести анализ существующего товарного ассортимента компании
  6. Определить основные направления по оптимизации ассортимента компании.

 

Объектом исследований является ассортиментная политика предприятия.

Предмет исследований –  организация эффективной ассортиментной политики магазина кондитерских изделий «Конфетка».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ.

    1. ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТА, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

 

Набор товаров, который производитель  предлагает на рынке, называется ассортиментом. Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков1. Таким образом, ассортимент товаров представляет собой систему отдельных элементов, объединённых в группировки по одному частному признаку.

Наряду с данным понятием в российской и международной практике применяется  термин товарная номенклатура - это перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.

Таким образом, приведённые выше понятия  близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями  товаров. Отличие заключается в  назначении: ассортимент предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, а товарная номенклатура может иметь  иное значение - для регламентирования  определённой деятельности или иной сферы применения 

Хотелось бы отметить, что  понятие ассортимента товаров нельзя смешивать с понятиями товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

Товарный ассортимент  состоит из:

  • Товарных групп;
  • Товарных категорий;
  • Товарных линий;
  • Товарных единиц.

 

                        Рисунок 1. Товарный ассортимент.

 

Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.

Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.

Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон.

 

Классификация видов товарного  ассортимента.

Существует несколько  классификаций товарного ассортимента2.

1. По степени важности для предприятия:

Основной  ассортимент – включает товары, пользующиеся повышенным спросом. Продажа, в первую очередь, именно этих товаров, приносящих наибольшую прибыль, является целью деятельности предприятия. Необходимо обеспечить постоянное присутствие на складе основного ассортимента.

Дополнительный  ассортимент – включает товары, придающие завершённость основному ассортименту. Это дополняющие товары, товары импульсной покупки, товары для особых случаев, отсутствующие в других торговых местах.  
Например, расходные материалы при продаже оргтехники; светильники, портьеры, ковры в мебельном магазине.  
Дополнительный ассортимент может не всегда присутствовать на складе, меняться по наименованиям, т.е. относится к категории переменного ассортимента.

2.В зависимости от количества товарных групп в ассортименте:

Широкий ассортимент – состоит из множества товарных групп, в каждой из которых представлено большое количество товаров. Наиболее широкий ассортимент представлен в гипермаркетах (более 100 000 наименований), супермаркетах (до 100 000 наименований), торговых домах, крупных оптовых компаниях.

Достоинства широкого ассортимента:

-притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число;

-возрастает число незапланированных покупок;

-позволяет более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками.

Недостатки широкого ассортимента:

-требуются дополнительные площади оборудование;

-замедляется общая оборачиваемость товарных запасов;

-возрастает трудоёмкость учёта;

-трудно поддерживать стабильность ассортимента.

Узкий ассортимент – состоит из небольшого числа товаров нескольких товарных групп (3 - 5).

Достоинства узкого ассортимента:

-более легко поддерживать стабильность ассортимента;

-можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей;

-легче осуществлять учёт и управление

Недостатки узкого ассортимента:

-велик риск недополучения требуемой прибыли при снижении спроса на данные товарные группы;

-покупатели могут предпочитать продавцов с широким или специализированным ассортиментом.

Специализированный  ассортимент – состоит из 1 – 2 товарных групп.  
Специализированный ассортимент привлекает тех покупателей, которые хотят иметь широкий выбор товара и получить квалифицированное обслуживание и консультацию.

Достоинством специализированного ассортимента является – глубина ассортимента, что даёт возможность широкого выбора для покупателя.

3.В зависимости от количества похожих товаров:

Глубокий ассортимент – представлено много вариантов похожих или аналогичных товаров (например, разная упаковка зубной пасты, гелей, эликсиров)

Достоинства глубокого  ассортимента:

-большой выбор способствует тому, что покупатель вряд ли уйдёт без покупки;

-вырабатывается преданность покупателя.

Недостатки глубокого  ассортимента:

-слишком большое разнообразие одного и того же товара вызывает раздражение покупателя;

-продавцы сами плохо ориентируются в различиях между товарами;

-проявляется эффект "каннибализма"

По данным лишь 2% промышленных предприятий формируют ассортимент по глубине (по ширине-34%)3.

Плоский ассортимент – представлено небольшое число разновидностей товаров. Следует тщательно подбирать товары, ориентируясь только на самые ходовые.

4.В зависимости от степени дифференциации товара:

Простой ассортимент – состоит из простых недифференцированных товаров (металлопрокат, овощи, сахар, крупы и тд)

Сложный ассортимент – состоит из основных, дополняющих, взаимозаменяемых товаров или товаров, имеющих в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (обувь: фасоны, размеры, цвет, украшения и тд)

Смешанный ассортимент – в нём представлены совершенно разные товарные группы: продукты питания, товары бытовой химии, товары для личной гигиены, газеты и тд).

 

 

 

Показатели ассортимента.

Ассортименту товаров  присущи такие характеристики как  свойства и показатели.

Свойство ассортимента – это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента – количественное или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей  ассортимента  является  наименование товара или товарный артикул, который  может включать название вида и/или  торговой марки. Например, пельмени классические (вид) «Дарья» (торговая марка).

Для того чтобы охарактеризовать сбалансированность спроса и предложения,  пользуются такими показателями рациональности ассортимента, как широта, полнота, структура и устойчивость.

Широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем – коэффициентом широты.

Действительная  широта – фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами, или максимально возможное.

Коэффициент широты выражается как отношение действительного  количества видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп к базовому.

Наряду с широтой различают глубину ассортимента, под которой понимается число разновидностей конкретного вида изделий, число позиций в каждой группе товаров. Если, например, организация располагает тремя видами одежды – зимней, летней и осенней, а разновидностей (моделей) зимней одежды – 4, летней – 3, осенней – 2, то глубина ассортимента составит 9 позиций.

Действительная  глубина – количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке или потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины –  отношение действительной глубины  к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен  видовой ассортимент конкретного  товара.

Полнота ассортимента – это число разновидностей товара внутри вида. Она характеризуется коэффициентом полноты ассортимента – отношением (%) числа разновидностей товаров, фактически находящихся в продаже, к числу разновидностей, предусмотренному ассортиментным минимумом (прейскурантом, спецификацией). Например, ассортиментным минимумом предусмотрено наличие 8 разновидностей сыров, а фактически в продажу поступило лишь 5. Тогда полнота ассортимента составляет:

Информация о работе Разработка ассортиментной политики (на примере)