Разработка маркетинговой стратегии компании «Нестле»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке маркетинговой стратегии компании «Нестле» в российских условиях.
Предметом анализа в работе выступает процесс управления маркетингом, который включает в себя процесс анализа рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработку маркетингового комплекса и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Основными задачами работы являются:
изучение теоретических аспектов формирования маркетинговой стратегии фирмы;
проведение анализа маркетинговой среды компании «Нестле» в России;
разработка маркетинговой стратегии компании «Нестле».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты реализации функции маркетинга фирмы 6
1.1 Анализ подходов к определению и формированию маркетинговой стратегии 6
1.2 Этапы разработки стратегии маркетинга 12
1.2.1 Анализ внешней и внутренней среды 16
1.2.2 Сегментация рынка и позиционирование товара 21
1.2.3 Разработка комплекса маркетинга 26
2. Анализ маркетинговой среды компании «Нестле» в России 31
2.1. Характеристика деятельности компании «Нестле» в России. Характеристика продукции. Построение дерева целей компании «Нестле» 31
2.2. Анализ внешней среды компании «Нестле» 42
2.3. Анализ внутренней среды компании «Нестле» 51
2.4. SWOT – анализ компании «Нестле» 56
3. Разработка маркетинговой стратегии компании «Нестле» 61
3.1. Формирование маркетинговых стратегий на основных рынках продаж компании «Нестле» 61
3.2. Комплексная маркетинговая стратегия компании «Нестле» 68
Заключение 80
Список использованной литературы 84

Файлы: 1 файл

catalog_r_14354_document.doc

— 698.00 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим более подробно влияние  угроз на деятельность компании:

  • выход на рынки новых потребителей может способствовать сокращению объемов продаж товаров компании и потери части потребителей;
  • увеличение объемов продаж товаров-заменителей может способствовать снижению объемов продаж и прибыли;
  • изменение потребностей покупателей может также снизить спрос на ряд товаров компании и сократить объемы продаж;
  • сокращение рынка способствует потере части покупателей, снижению объемов продаж и прибыли;
  • повышение банковского процента способствует увеличению издержек и при тех же объемах продаж, сокращению прибыли компании.

Проанализируем влияние возможностей компании:

  • расширение спроса на товары компании и потенциал спроса являются источниками увеличения объемов продаж и прибыли организации;
  • расширением рынка и открытие рынка способствуют появлению новых покупателей и росту объемов продаж;
  • ослабление позиций конкурентов способствует увеличению числа покупателей, приобретению новых покупателей и росту объемов продаж и прибыли;
  • возможности интеграции предполагают снижение себестоимости товаров и рос прибыли;
  • использование и освоение новых технологий также способствует экономии издержек и росту прибыли.

Таким образом, внешняя среда благоприятна деятельности компании «Нестле» в России. Основные возможности для организации зависят от потенциала спроса, расширения рынка, открытия новых сегментов, ослабления позиций конкурентов (отечественных и зарубежных), создания сетевой структуры, а также разработки и внедрения новых технологий производства и обслуживания. Основные угрозы исходят от существующих конкурентов, также существует опасность выхода на рынок новых конкурентов, роста продаж товаров-заменителей, изменения потребностей покупателей и структуры спроса, сокращения рынка, которые могут способствовать снижению доли компании «Нестле» на потребительском, фармацевтическом и медицинском рынках России.

Далее проводим анализ внешней микросреды: анализ рынков, поставщиков и конкурентов  на них.

2003 год является переломным для  деятельности компании в России  в связи с созданием российского  предприятия ООО «Нестле Фуд». Это способствовало:

 

  • появлению новых перспектив по увеличению объема продаж, доли рынка товаров компании;
  • планированию запуска производства новых товаров и новых торговых марок;
  • расширению маркетинговой поддержки продаж;
  • обеспечению корпоративного стандарта обслуживания партнеров;
  • завоеванию большего количества постоянных потребителей продукции компании «Нестле».

Основными секторами деятельности «Нестле», как было уже указано, являются: фармацевтический, медицинский и потребительский (косметических средств и средств личной гигиены) рынок. В таблице 3 представлен перечень основных товарных групп, продаваемых компанией «Нестле» в России.

Таблица 3

Структура продаж ООО «Нестле Фуд» в России

Сектор рынка

Серия, область

Доля в общем объеме продаж, %

Потребительский пищевой рынок

Кофе NESCAFE

9,2

Минеральная вода NESTLE

7,8

Питьевая вода NESTLE

6,3

NESTEA

3,6

NESQUIK

4,8

NESCAU

4,5

MILO

3,9

Молочные продукты NESTLE

18,3

Мороженное NESTLE

11,4

Сухие завтраки NESTLE

7,8

Специальные товары

Специальное питание

9,3

Кулинарные продукты

2,6

Фармацевтические продукты, косметика

ALCON

3,6

GALDERMA

2,4

L'ORÉAL

1,2

LABORATORIES INNÉOV

2,3

Гематология

1,0


 

Проанализируем состояние и  тенденции развития этих рынков в  России.

Российский рынок пищевой продукции, фармацевтической и лекарственной продукции после кризиса 1998 г. вновь начал расти и в 2003г. достиг уровня 1997г.

В 2005 году структура фармацевтического рынка сложилась следующим образом (рис.9): 47% - отечественные производители, включая западные компании, работающие в России (к последним относится ООО «Нестле Фуд»); 30% - западные производители (включая Восточную Германию и бывшую Югославию); 17% - восточно-европейские производители; 1% - производители стран СНГ.

Рис.9 – Структура рынка России в 2005 году

 

По сравнению с 2004 годом (рис.10) структура рынка значительно не изменилась.

Рис.10 – Структура рынка России в 2004 году

 

Доля основных конкурентов для  отечественных производителей – западных производителей не изменилась. Доля отечественных производителей в свою очередь увеличилась на 1% и составила 46%. Это увеличение произошло за счет снижения доли производителей стран СНГ.

Итак, основными конкурентами ООО  «Нестле Фуд» являются западные производители. Хотя сама компания была создана именно в США, предприятие, которое рассматривается в настоящей работе (ООО «Нестле Фуд») расположено на территории Российской Федерации, поэтому относится к категории отечественных производителей.

Если рассматривать структуру  импорта (рис.11) пищевыз продуктов в России, то видим, что основную конкуренцию на протяжении последних трех лет создают компании Западной Европы, США и Канады, а также компании Восточной Европы.

Рис.11 – Структура импорта на рынок России

 

По результатам анализа рынка  пищевой, фармацевтической и косметической продукции России можно сделать следующие выводы. После кризиса 1998г. и до 2005г. наблюдается рост производства фармацевтических средств, при этом доля отечественных производителей, хотя и невысокими темпами, но увеличивается. При этом увеличилось производство большей частью дешевых препаратов. Дорогие западные «комфортные» препараты потеряли существенную часть своей доли рынка и объемов продаж, и вряд ли вернут утраченные позиции в обозримом будущем. С другой стороны, жизненно важные импортные препараты успешно конкурируют на рынке и демонстрируют рост продаж.

Теперь проанализируем состояние рынка косметических  средств.

Сегодня в России насчитывается более 120 крупных предприятий — производителей парфюмерно-косметической продукции. Объем производства многих из них только за прошлый год увеличился на 20-25%. При этом количество представляемых новинок в этой области расширяет ассортимент имеющихся товарных групп примерно в 1,2 раза ежемесячно.

С 1998 г. объем российского рынка  косметических средств и парфюмерии в денежном выражении стабильно  увеличивался, и в будущем ожидается  сохранение данной тенденции. В то же время этот рынок характеризуется нестабильностью и подверженностью сезонным колебаниям. Отрасль в целом в значительной степени фрагментирована, ее участники работают в условиях жесткой конкуренции, а ключевым фактором успеха является эффективный маркетинг. Конкуренция обостряется по мере того, как расширяется присутствие крупных международных компаний, пользующихся большей экономией на издержках за счет масштабов и располагающих более широким доступом на рынки капитала по сравнению с российскими участниками (к которым относится компания «Нестле»).

 ООО «Нестле Фуд» имеет сильные позиции на рынке в качестве производителя косметики. Следует особо подчеркнуть, что компания лидирует как производитель средств по уходу за детской кожей, а также в ряде других областей.

По данным аудита розничной торговли MEMRB Bubchen лидирует на рынке международных торговых марок благодаря широкому ассортименту, профессиональному маркетингу и серьезным вложениям в дистрибуцию (особенно в детские магазины).

 

На рынке шампуней, «Нестле» занимает долю в размере 0,8-1,1% от общего объема продаж.

Итак, на основании вышеизложенного  материала делаем вывод, что рынок  косметических средств в России будет развиваться, увеличиваться  по объему и ассортименту. Поэтому  деятельность компании «Нестле» на этом рынке является перспективной, более того, в некоторых областях (детской косметики, женских гигиенических средств) она занимает ведущие позиции по объемам продаж.

Таким образом, видим, что конкуренция  в тех секторах, где действует  «Нестле» хорошо развита.

2.3. Анализ внутренней среды компании «Нестле»

Внутренняя среда организации  – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации: кадровый, организационный, маркетинговый, финансовый.

В качестве интегрального показателя оценки внутренней среды предприятия  является сводная оценка его конкурентной позиции.

Сводная оценка необходимая для  матричного анализа, разработки стратегии. Выполняется с использованием средних оценок по различным факторам, характеризующим конкурентную позицию.

В качестве таких факторов могут выступать:

    • относительная доля рынка;
    • темп изменения доли;
    • качество продукции в сравнении с конкурентами;
    • конкурентоспособность цен;
    • ассортимент продукции;
    • имидж компании;
    • относительная позиция по издержкам;
    • уровень использования мощностей;
    • технологическая позиция (наличие патентов);
    • охват сбытовой сетью, эффективность сбытовой сети;
    • приверженность и консерватизм потребителя;
    • маркетинговые преимущества;
    • гибкость производственной системы и системы управления;
    • вертикальная интеграция;
    • качество обслуживания:
    • другие факторы.

Сводную оценку внутренней среды и конкурентной позиции  компании проведем методом экспертного  опроса.

Технология использования  метода экспертных оценок:

  1. определение состава экспертной группы;
  2. анкетирование членов группы и определение оценки показателей по шкале баллов;
  3. расчет коэффициентов относительной значимости;
  4. расчет сводной оценки конкурентной позиции;
  5. составление выводов.

Коэффициент относительной важности показывает доли влияния и значимости того или иного фактора среди остальных. Естественно, что фактор с наибольшим коэффициентом относительной значимости будет оказывать наибольшее влияние на деятельность компании, и наоборот. Поэтому определение коэффициентов относительной значимости имеет целью расчет степени влияния факторов внешней микросреды на деятельность компании. Они также рассчитываются для нахождения сводной итоговой оценки.

В качестве экспертов  будут выступать: маркетолог ООО «Нестле Фуд», экономист по сбыту ООО «Нестле Фуд», маркетолог специализированной исследовательской компании «Медиа Софт» и автор данной работы.

Прежде всего, необходимо определить коэффициент относительной  важности для каждого из фактора. Для этого предложим экспертам оценить факторы по пятибалльной шкале (табл. 5).

 

Таблица 5

Таблица исходных данных для оценки внутренней среды и конкурентной позиции ООО «Нестле Фуд»

Фактор

Оценка экспертами

Маркетолог  компании

Экономист по сбыту

Маркетолог  –исследователь

Автор работы

1

2

3

4

5

Относительная доля рынка 

4

4

3

4

Темп изменения доли

3

4

3

3

Качество продукции

5

5

4

4

Ассортимент

4

3

4

4

Конкурентоспособность цен

4

4

3

3

Рентабельность

4

5

5

5

Имидж компании

4

5

5

4

Относительная позиция  по издержкам

4

3

3

4

Уровень использования  производственных мощностей

4

4

3

4

Технологическая позиция

4

4

5

4

Эффективность сбытовой сети и маркетинговая политика

5

4

3

3

Гибкость производственной системы и системы управления

3

4

3

4

Максимальный ранг = 5

Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии компании «Нестле»