Разработка маркетинговой стратегии на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является ОАО «Агромашхолдинг». Предметом выступает маркетинговая стратегия данного предприятия.
Цель написания работы – используя источники литературы и имеющиеся сведения об исследуемом предприятии проанализировать внутреннюю и внешнюю среду ОАО «Агромашхолдинг», рассмотреть теоретический аспект темы курсовой работы. Задачей является разработка товарной стратегии анализируемой компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии на предприятии
1.1 Маркетинговая стратегия предприятия
1.2 Инструменты формирования маркетинговой стратегии предприятия
1.3 Методы формирования стратегии в специальной области
1.3.1 Анализ внешней среды
1.3.2 Анализ внутренней среды предприятия
1.3.3 SWOT – анализ
1.3.4 Анализ жизненного цикла товаров
1.3.5 Анализ модели Портера
1.3.6 Анализ матрицы «роста – рыночной доли» (БКГ)

Глава 2. Стратегический анализ деятельности предприятия
2.1 Описание исследуемого предприятия
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия
2.2.1 Анализ состояния и динамики макроокружения
2.2.2 Анализ состояния и динамики микросреды (отраслевой анализ)
2.3 Анализ внутренней среды (потенциала) предприятия
2.4 Анализ ассортиментной области маркетинговой деятельности
Глава 3. Разработка специальной стратегии предприятия
3.1 Моделирование специальной стратегии предприятия
3.2 Программа стратегии в специальной области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

Разработка продукции  в маркетинге основывается на следующих принципах:

1. Товар – первый  и самый важный элемент комплекса  маркетинга. Товарную единицу можно  рассматривать с точки зрения  трех уровней:

товар по замыслу;

товар в реальном исполнении;

товар с подкреплением.

2. Товары можно классифицировать:

по долговечности (длительного  или кратковременного спроса);

на основе покупательских привычек потребителей (повседневного  спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного выбора);

по степени участия  их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).

3. Фирма должна разработать  товарно-марочную политику, включающую  решение о марках, качестве упаковки, маркировки, комплексе услуг.

4. Фирма должна принять  решение о товарном ассортименте, о товарной номенклатуре, являющимися орудиями в процессе разработки товарной политики.

5. Процесс создания  нового товара включает составляющие:

технологическую (формирование и отбор идей, техническую проверку замысла, опытно-конструкторские разработки, опытное производство);

экономическую (обоснование  инвестиций, калькуляция расходов, расчеты себестоимости, цены и прибыли);

маркетинговую (анализ рынка, пробный маркетинг, коммерциализация).

6. На этапе выработки  идеи используется ряд методов:

творческого решения проблем (метод “мозговой атаки”, научный метод, параметрический анализ и т.д.);

психологические модели исследования рынка: (модель Розенберга, модель с идеальной точкой, модель продукт - рынка).

7. Каждый товар, запущенный  в коммерческое производство, имеет свои потенциальные циклы, состоящие из нескольких этапов, в зависимости от которой выбирается стратегия продвижения товара:

выведение на рынок;

роста спроса;

зрелости (насыщения);

спада спроса;

реанимации.

Компонент маркетинга место/распределение- микс разрабатывается, исходя из следующих принципов:

1. Выбор каналов распределения  – одно из самых сложных  и ответственных решений. Каждый  канал характеризуется уровнем  сбыта и издержек, и фирме необходимо  разработать несколько вариантов  достижения рынка.

2. Формирование канала  распределения требует изучения  типа и числа посредников, их  отбора, оценки деятельности.

3. Товародвижение –  это сфера потенциально высокой  экономии издержек и обеспечения  более полной удовлетворенности  клиентов за счет оптимизации расходов по транспортировке, складированию, поддержанию товарно-материальных запасов, обработке заказов, упаковке, административных расходов, получения и отгрузки товаров.

Продвижение (стимулирование) – это еще один элемент комплекса  маркетинга.

Основные средства стимулирования:

реклама;

стимулирование сбыта;

личная продажа;

связи с общественностью;

Наконец, основные принципы работы с ценой в маркетинге:

1. Цена в теории  и практике конкуренции рассматривается  как решающий инструмент маркетинга. Цена в широком смысле слова  включает все объективные и субъективные затраты, связанные с приобретением продукта – носителя качества.

2. В принятии решения  о ценах при постановке задач  ценообразования определяющими  являются затраты, поведение потребителей, влияние конкурентов, поэтому  стратегии ценообразования могут быть ориентированы на одну из этих величин:

установление низких цен (затраты плюс нормальная прибыль);

стратегия исчерпания («снятия  сливок»);

стратегия приспособления к рыночной цене (следование за лидером).

3. При использовании  всех стратегий для различных товаров фирма может использовать метод калькуляционного выравнивания;

4. Процесс формирования  рыночных цен включает этапы:

постановка задач ценообразования;

определение спроса;

оценка издержек производства;

проведение анализа  цен и товаров конкурентов;

выбор метода установления цен;

определение окончательной  цены.

5. Фирма устанавливает  исходную цену, а затем корректирует  ее с учетом факторов окружающей  среды. Основные подходы к проблеме  ценообразования:

установление цен на новый товар;

ценообразование в рамках товарной номенклатуры;

установление цен со скидками и зачетами;

установление цен для  стимулирования сбыта;

установление дискриминационных  цен.

 

1.3.1 Анализ  внешней среды

Ситуационный анализ внешней среды – рассмотрение информации об экономике в целом и об экономическом положении данного предприятия. Предполагает изучение следующих факторов: экономика и политика страны, технологии, законодательство, конкуренты, каналы сбыта, покупатели, наука, культура, поставщики, инфраструктура.

Наиболее типичными  вопросами при проведении внешнего ситуационного анализа являются:

Сможем ли мы удовлетворить  потребности рынка без кардинальной реорганизации предприятия?

Есть ли у наших  конкурентов то, чего нет у нас?

Существует ли угроза деятельности предприятия со стороны законодательной системы?

Таким образом, внешний  ситуационный анализ – это рассмотрение информации о состоянии экономики  в целом и об экономическом  положении данного конкретного  предприятия, конкуренции, рынках сбыта, наличии необходимых транспортных путей, политической и экологической обстановке в стране, законодательного и правового пространства.

 

1.3.2 Анализ  внутренней среды предприятия

Анализ внутренней среды  предполагает оценку ресурсов предприятия  по отношению к внешней среде и ресурсам основных конкурентов. Предполагает изучение таких факторов как товары и услуги, место предприятия на рынке, персонал, ценовая политика, каналы продвижения на рынок. Речь идет о переменных, которые относятся к маркетинговому комплексу и полностью находятся под контролем предприятия.

Цель анализа внутренней среды – оценка ресурсов предприятия  по отношению к окружающей среде и ресурсам основных конкурентов. Суть анализа в изучении ситуации, сложившейся к данному моменту на рынке, и всесторонний анализ продукта, предлагаемого на конкретный рынок. Основное внимание должно уделяться тому, что предприятие может предложить потребителю, то есть тем факторам, которые связаны со сбытом и прибыльностью продукции, ее достоинствами и недостатками, возможностями в продвижении товаров.

 

1.3.3 SWOT – анализ

В процессе проведения SWOT- анализа рассматриваются:

- сильные и слабые  стороны деятельности предприятия;

- анализируются возможности;

- вскрываются причины  эффективности (неэффективности)  работы;

- анализируется соотношение достоинств и недостатков предприятия и конкурентов;

- определяется степень  восприимчивости к внешним факторам.

SWOT- анализ может быть  проведен по предприятию в  целом, товарной линии или конкретному  товару. Он объективно напоминает  о существующих возможностях и ограничениях предприятия, которые важно иметь в виду для формирования маркетинговой стратегии фирмы. При этом возможности на рынке выявляются в связи с разработкой нового товара или планируемыми продажами существующего. Например, есть ли на рынке возможности для формирования концепции нового товара? нового типа упаковки? самых эффективных каналов распределения? нового подхода к рекламе? мощной идеи стимулирования сбыта? есть ли способ получить преимущества в каналах паблик рилейшнз? Эти и другие возможности стремятся выявить в каждой функциональной области маркетинга. Выявляют также угрозы существующей или желаемой позиции предприятия на рынке.

Они могут исходить от рыночного окружения, конкурентов, в связи с внедрением новой  технологии, законов, каких-либо других существующих или возможных проблем, которые могут препятствовать достижению поставленных целей. Выявление угроз дает возможность своевременно принять необходимые меры защиты. Способность превратить существующие возможности в капитал и защититься от угроз зависит от сильных и слабых сторон предприятия. Возможно, после SWOT- анализа предприятие может отказаться от планов разработки нового товара или включения в новое направление деятельности, если осознает, что не может предложить какое-либо ноу-хау, способствующее рыночному успеху. Такое отсутствие ноу-хау может быть отнесено к слабости предприятия. Если же предприятие обладает соответствующими знаниями (опытом) и располагает каналами распределения, облегчающими расширение сбыта, то это может расцениваться как сила, которая может быть превращена в капитал. Иногда слабые стороны могут быть превращены в сильные, например, лишние мощности могут рассматриваться как слабость, но если есть планы расширения предприятия, то это может рассматриваться и как сила.

На основе данных SWOT – анализа составляется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела – сильные и слабые стороны, в верхней части матрицы выделяют два раздела – возможности и угрозы.

На пересечение разделов образуются четыре поля, для которых следует рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии предприятия:

- «СИВ» - сила и возможности.  Для таких пар следует прорабатывать  стратегию по использованию сильны  сторон предприятия, для того чтобы для того чтобы получить результат от возможностей, выявленных во внешней среде;

- «СИУ» - сила и угрозы. Стратегия должна предполагать  использование сильных сторон  предприятия для устранения угроз;

- «СЛВ» - слабость и  возможности. Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы предприятие могло использовать появившиеся возможности для преодоления имеющихся слабостей;

- «СЛУ» - слабость и  угрозы. Стратегия должна быть  построена таким образом, чтобы  предприятие избавилось от слабостей и преодолело имеющуюся угрозу.

 

Матрица SWOT1

 

Возможности

1.

2.

3.

Угрозы 

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.

 

 

Поле «СИВ»

 

 

Поле «СИУ»

Слабые стороны

1.

2.

3.

 

 

Поле «СЛВ»

 

 

Поле «СЛУ»


 

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Аналогичная матрица составляется для оценки угроз.

В целом, SWOT-анализ обеспечивает объективный контекст для определения  маркетинговой стратегии предприятия.

 

1.3.4 Анализ жизненного цикла товаров

Жизненный цикл товаров (ЖЦТ) – это время существования  товара на рынке, концепция ЖЦТ исходит  из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка  другим, более совершенным или  дешёвым товаром. Могут быть товары – долгожители, но вечного товара нет2. Концепция ЖЦТ может применяться в отношении вида продукции, конкретной модели и торговой марки. Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более чётко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или торговая марка.

Рассмотрим, какие маркетинговые стратегии применяются на различных этапах жизненного цикла товара.

 

Таблица 1

Маркетинговые стратегии  на различных этапах жизненного цикла  товара

Этапы жизненного цикла  товаров

Маркетинговые стратегии

1. Этап внедрения на  рынок

- стратегия быстрого «снятия  сливок с рынка»;

- стратегия медленного «снятия  сливок с рынка»;

- стратегия быстрого проникновения  на рынок;

- стратегия медленного проникновения  на рынок.

2. Этап роста

- улучшение качества товара, придание  ему новых свойств;

- выпуск новых моделей и модификаций,  а так же расширение номенклатуры  размеров, ароматов, и т.д., чтобы  защитить основной товар;

- выход на новые сегменты  рынка;

- расширение действующих каналов  сбыта и определение новых.

- в рекламе переход от осведомления к стимулированию предпочтения;

- снижение цен, чтобы привлечь  потребителей, для которых их  уровень является доминирующим  фактором приобретения товара.

Этап зрелости.

- стратегия модификации рынка;

- стратегия модификации продукта;

стратегия модификации маркетинга – микс.

Этап спада.

Увеличение инвестиций с целью  захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

Сохранение определённых уровней  капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.

Сокращение инвестиций, отказ обслуживать  группы менее выгодных потребителей и одновременно увеличить капиталовложение в прибыльные ниши.

Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств.

Отказ от производства товара и продажа  освободившихся основных средств с  наибольшей выгодой.

Информация о работе Разработка маркетинговой стратегии на предприятии