Разработка маркетинговых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

В теории управления экономическими системами одной из важнейших проблем менеджмента считают процесс принятия управленческих решений. Многие специалисты по теории общего и функционального менеджмента прямо связывают управленческую деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность финансово-экономических отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Yulik_2.doc

— 693.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  теоретическом и методическом плане  вопросы оценки эффективности управленческих решений, как и управления в целом, разработаны еще недостаточно. Поэтому чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

К оценке эффективности решений  подходят с позиции практика - критерий истины. С этим трудно не согласиться хотя, с другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорироваться практикой. И это явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвердилось мнение, что к моделированию как методу разработки решений проявляется страх пользователей, так как порой уровень методов моделирования превосходит уровень лиц, принимающих решение. Очевидно, с течением времени сложность практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему способствует широкая компьютеризация сферы управления.

В состав качественных показателей  эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:

1. Своевременность представления  проекта решения;

2. Степень научной обоснованности  решений (использование научных  методов разработки, современных  подходов), — многовариантность  расчетов, применение технических  средств;

3. Ориентация на изучение  и использование прогрессивного  отечественного и зарубежного опыта;

4. Расходы, связанные с  разработкой проектов решений;

5. Численность  занятых в разработке решений  (специалистов, привлеченных работников  предприятия), стоимость и сроки  реализации проекта, количество  соисполнителей на этапе разработки  решений;

6. Использование  внешних консультантов в ходе  разработки вариантов решений;

7. Степень риска  в реализации решений и др.

Количественная  оценка эффективности управленческих рещений во многом затруднена из –  за специфических особенностей управленченского труда, которые состоят в том, что:

1. Управленческий  труд, включая выработку и принятие  решений, преимущественно творческий, трудно поддается нормированию  и учету;

2. Реализация  решения сопряжена с определенными  социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;

3. Результаты  реализации решений проявляются  oпосредованно через деятельность  коллектива предприятия в целом,  в котором сложно выделить  долю затрат труда управленческого.  В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;

4. Из-за существующих  трудностей нередко отсутствует  текущий контроль за реализацией  решений, в результате деятельность  оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;

5. Затрудняет  оценку эффективности решений  и временной фактор, поскольку  их реализация может быть как  оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет). Динамизм хозяйственной жизни может преподносить нюансы, в совокупности искажающие величину ожидаемой результативности решений;

6. Затруднено  и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников.

Как видно, спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно широк. Тем не менее  теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения.

1. Методологические подходы к оценке эффективности решений.

При всех сложностях оценки эффективности управленческого  труда в большей мере разработаны теоретико - методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированныхсистем управления и др.

До недавнего времени  для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель - национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени на уровне отрасли - показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий  «эффективность в широком смысле»  и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком  смысле понимается результат деятельности достигнутый за счет труда всего коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность выражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система линейных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической  эффективности управления в широком  смысле используются следующие обобщающие показатели: эффективность ресурсная  и эффективность затратная. Частных  показателей экономической эффективности  деятельности трудового коллектива очень много (более 60-ти). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

1. Степень выполнения  заказов потребителей;

2. Доля объема  продаж фирмы на рынке и  др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

1. Своевременность  выполнения заказа;

2. Полнота выполнения  заказа;

3. Сказание дополнительных услуг;

4. Послепродажный  сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в  узком смысле характеризуют следующие  показатели:

1. Доля административно-управленческих  расходов в обще сумме затрат  предприятия;

2. Доля численности  управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;

3. Нагрузка управляемости  (фактическая численность paботающих  на одного работника аппарата  управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком  смысле являются:

1. Доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

2. Количество  работников, привлеченных к разработке  управленческого решения.

К частным показателям  социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

Оценка эффективности  управления может осуществляться за различные календарные отрезки  времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление  с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно - географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный  подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата целом, так и для оценки конкретных решений. Эффективность отражает результативность, в истекшем периоде. Эта изложенная методология оценки вполне приемлема для отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.

Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность  коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий по изучению спроса. Под эффективностью мероприятий (проведенных в рамках принятого  решения) понимается соизмерение затрат на их организацию проведение и полученных результатов; во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие совокупный экономический эффект, т.к. в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы; в-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой - на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности; в-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых, удельных показателей - прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1 млн. товарных запасов (либо на 1 тыс. рублей товарооборота издержек).

При анализе  годовой эффективности коммерческих решений целесообразно принимать  во внимание факторы организационно-технического порядка, при которых совершалась  их разработка: качественный состав работников, укомплектованность специалистами, стабильность кадров, обеспеченность вычислительной техникой и др. Это способствует повышению степени объективности оценки. Одновременно по результатам анализа условий работы могут приниматься необходимые меры по ее улучшению.

Разработка  и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность, - трудная  задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к  максимизации эффекта, ибо недостаточная эффективность квалифицируется как « брак » в работе менеджера. Отдельные известные экономисты неэффективную работу считают безнравственной. В данном контексте заслуживает внимания рассмотрение вопросов ответственности руководителей, в том числе нравственной, за принятие управленческих решений [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Описание  маркетинговых задач

2.1 Постановка  задачи

Необходимо  осуществить выбор наиболее эффективного варианта посудомоечной машины, удовлетворяющего потребительским качествам, среди производителей: Electrolux, Siemens и Bosch, для определения ассортиментной структуры закупок.

2.2 Описание  условий и методов решений

Условия: Задача характеризуется одной, вполне определенной ситуацией, множеством целей (критериев) и индивидуальным ЛПР, осуществляющим процесс выбора.

Решение задачи по принципу Гурвица.

1. Задаётся коэффициент a, который характеризует ориентацию на принцип максимина или принцип оптимизма и 0 £ a £ 1.

2. Решаем задачу  выбора по принципу гарантированного результата (пессимизма)

3. Решаем задачу  выбора по принципу оптимизма.

4. Формируется  процедура расчета функции полезности  альтернативы fG(Yi) по правилу:

[α(min f1ij)+(1-α)*(maxf2ij)]= fG(Yi) (2.1)

5. По результатам расчета занчений функций полезности для каждой альтернативы по Гурвицу fG(Yi) проводится выбор среди полученного множества значений по правилу [max{f1G, f2G,…,fnG}= fGmax(Yi)→Y*].

Решение задачи по принципу Сэвиджа.

1. Для каждого  критерия kj по конкретной альтернативе Yi определяется максимальное значение функции полезности:

max fij =max fi | kj, (2.2)

      j                      j

 

показывающее  наилучший возможный уровень  полезности fi , котрый можно получить для конкретного критерия kj.      

2. На основании полученных максимальных значений max fi, для каждой альтернативы строится показатель риска (потерь), который вычисляется по следующему решающему правилу:

[W(Y1) | kj ]=W(Yij)=max fij – fij, (2.3)

                                        j

Значение  W(Y1) характеризует потенциальный риск (потерянную выгоду или потери от выбора неоптимальной альтернативы) для конкретного критерия  kj. На этом этапе строится дополнительная матрица потенциальных потерь (матрица сожалений), значение котрой вычисляется по решающему правилу определения потерь (2.3).

3. Производится  поиск стратегии с наименьшим показателем максимального риска:

Информация о работе Разработка маркетинговых решений