Разработка мероприятий по расширению рынка сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:57, дипломная работа

Описание работы

В данной бакалаврской работе выявлены особенности деятельности предприятий сферы мебельного производства, произведены маркетинговые исследования в этой сфере, разработаны меропориятия по расширению рынка сбыта и рассчитан экономический эффект от разработанных мероприятий.
Содержание работы изложено в 5 частях.
В первой части работы дана характеристика предпринимательской деятельности предприятия, его товаров и услуг, его партнёров и клиентов, а также проведён финансовый анализ.

Содержание работы

Anotācija 5
Annotation 6 Aннотация 7
Ключевые слова 8
Введение 9

I. Анализ предпринимательской деятельности
SIA “Vidzeme VMV”
Общая характеристика предприятия, организационная 11
структура
Характеристика услуг и товаров предприятия 14
Характеристика основных партнёров и клиентов 15
Финансовый анализ предприятия 16

II. Стратегии и политика предприятия SIA
“Vidzeme VMV”
Базовые стратегии 36
Продуктовые стратегии 37
Конкурентные стратегии 38
Товарная политика 41
Ценовая политика 42
Коммуникационная политика 44

III. Маркетинговые исследования рынка
Мебели г. Рига
Общая характеристика рынка 47
Конкурентная позиция предприятия на
Латвийском рынке 51
Обзор целевых рынков 52
SWOT анализ 59

IV. Маркетинговые исследования потребителей
Общая характеристика потребителей 63
Результаты анкетирования 63




V. Разработка мероприятий по расширению
рынка сбыта
Ассортиментная политика 67
Сбытовая политика 67
Планируемые объёмы продаж 71
Ожидаемый экономический эффект 72

Заключение 74
Список литературы 75
Реферат 77
Поручительство 89

Файлы: 1 файл

ISMA_OBRAZ_DIPL.doc

— 851.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Общая характеристика рынка

 

       Отечественные  мебельщики активно наращивают  объемы производства и экспорта. В  2004 году перед ними открылись интересные и многообещающие возможности на Западе. А вот на внутреннем рынке появились тенденции, которые вынуждают производителей мебельной продукции в ожидании лучших времен потуже затянуть свои пояса.

        Повышению  конкурентоспособности латвийских  мебельщиков на европейском рынке  способствовала отмена таможенных  барьеров. Теперь продукция значительно быстрее, чем раньше, доставляется заказчикам. На руку нашим мебельщикам и то, что в последнее время крупные торговые сети отказываются от услуг посреднических и оптовых фирм, предпочитая налаживать прямые контакты с производителями. Исключение среднего звена в цепочке "производитель—посредник—заказчик" позволяет снизить закупочные цены на мебель. В этой ситуации и у мебельщиков Латвии появился шанс работать без третьих лиц.  
          Латвийские производители ищут способы сбыта товара, которые дают возможность сохранить или даже увеличить цену продажи. Однако на некоторые виды изделий конкуренция столь высока, что ценовую планку порой приходится снижать.  
           В прошлом году мебельщикам Латвии удалось увеличить объем производства мебели (почти на 14%) и экспорта (почти на 12%). Однако, как посетовал президент Ассоциации производителей мебели Latvijas mebeles Айвар Эйнаус, предприятиям пришлось "здорово покрутиться", чтобы выполнить заключенные ранее контракты. Главной неприятностью стало повышение стоимости сырого дерева и пиломатериалов. Отнести это событие можно на счет зарубежных компаний, монополизировавших в Латвии сферы разработки и пиления леса. Только с ноября по февраль прошлого года сырье подорожало на 25 процентов. А в течение всего прошлого года цены росли чуть ли не каждые два месяца. Мебельщикам пришлось потуже затянуть свои пояса, чтобы найти внутренние резервы и поставлять мебель по ценам, указанным в договорах. Стоимость сырья в Латвии уже достигла европейского уровня.  
           В основном мебельная продукция Латвии идет в Германию, Данию, Францию и Великобританию. Экспорт составляет примерно 75 процентов от всей произведенной в нашей стране мебели. Немного идет в США и другие страны.

          Каждый  рынок имеет свою специфику  и свои требования, которые учитывают  наши мебельщики. Западный потребитель предпочитает меблировку прямых, лаконичных форм. Но есть и любители рустикальной мебели (с резными деталями).  
         В Англии и Австрии, например, хорошо идет мебель из березы. Во Франции к ней не проявляют особого интереса. В Скандинавских странах интерес к березе то появляется, то исчезает. Производители в этих странах пытаются подстроиться под вкусы местного населения — предлагают мебель из крашеной березы. Топовым материалом в последние годы является дуб. Однако дешевая китайская продукция "под дуб" (смесь дуба, ясеня, ореха) основательно повлияла на формирование мировых цен. Сегодня производители подумывают, как возродить спрос на мебель из сосны. Латвия в основном работает в сегменте мебели из массива натурального дерева. Литва, в отличие от нашей страны, не только сохранила, но и модернизировала комбинаты советской эпохи, которые специализировались на производстве мебели из древесно-стружечной плиты (ДСП). Дальновидная политика позволила литовским мебельщикам занять на европейском рынке нишу простой (ящичного типа) продукции из ДСП. Делают они в основном мебель по заказу IKEA — одного из самых крупных мировых производителей меблировки массового потребления.  
            Hапример, Вильнюсский мебельный комбинат работает в четыре смены и поставляет этой компании 95—97 процентов своей продукции. Этот комбинат один выпускает столько мебели (в денежном выражении), сколько почти все мебельные предприятия Латвии. Эстония сумела соблюсти баланс в производстве мебели. Она модернизировала старые предприятия в сфере производства ДСП и поставляет мебель из плиты нескольким западным заказчикам. Такая организация работы выгодна, так как предприятия не зависят от экономического положения одной компании. Кроме того, эстонцы развивают производство мебели из натуральной древесины (массива дерева), которая тоже идет на мировой рынок.  
            В результате самый большой объем производства мебели имеют литовцы (290 млн. евро в 2008 году). За ними следуют Эстония (275 млн. евро) и Латвия (139 млн. евро). Надо отметить, что во всех трех балтийских странах мебель из массива дерева не пользуется массовым спросом. Наш народ предпочитает более дешевую — из древесно-стружечной плиты.  
            Ежегодно на внутреннем рынке продается мебели более чем на 40 млн. латов, половина ее изготовлена в Латвии. В числе импортной превалирует итальянская, польская, литовская и эстонская. Пятое и шестое места занимают белорусская и российская мебель.  
 
            Мебель из ДСП делают на Bolderajas serviss. В прошлом году оборот этого предприятия вырос на 40 процентов, а экспорт — в три раза. Часть мебели поступает и на местный рынок, где она конкурирует с литовской продукцией. Выпускает мебель из ДСП также Valmieras mebeles. Но после того как эта фирма перешла под эгиду Daiіrade koks, здесь начали делать мебель из массива дерева. Кстати, Daiіrade koks является самым успешным мебельным предприятием Латвии. В прошлом году его оборот превысил 8,5 млн. латов. Кроме производства мебели фирма занимается торговлей фурнитурой и комплектующими для мебели. Но это составляет лишь третью часть оборота.  В сегменте производства мебели из массива древесины лидирует предприятие Malteks (оборот — почти 6,5 млн. латов). В числе успешных — ERKE , EIBE, Kristbergs, а также Rondeks (стулья из натурального дерева), Tukot (мебель из фанеры) и другие. Кроме мебели в Латвии производят фурнитуру и комплектующие для мебели. В этой сфере работает фирма Markuss. Матрасы делают Marks M и Relat-K. Мягкой мебелью занимаются несколько предприятий. В их числе — Dialogs и группа Nakts m¦beles, продукция которых в основном продается на местном рынке, а также Eliza-K, работающая и на западный рынок.  
            Стремительный рост цен на латвийское сырье заставил мебельщиков подумать о том, что им придется привозить более дешевый лес из других стран. К примеру, Эстония значительную долю сырья ввозит из России. То же теперь происходит и в Латвии. "Россия скоро станет членом ВТО, поэтому в наших отношениях исключены таможенные препятствия",— подчеркнул г-н Эйнаус. С начала этого года 60 процентов потребляемого Latvijas finieris (самое крупное предприятие деревообработки в Латвии) леса составляет российский. Правда, речь не идет об отказе от латвийского леса, так как все необходимое для производства сырье привезти из-за рубежа невозможно.  
            Производители считают, что природа сама внесла коррекцию в стоимость древесины. Буря повалила в начале января в Латвии более 7 млн. кубометров леса, а в Скандинавских странах — в десять раз больше. Причем лес необходимо переработать как можно быстрее, иначе в древесине появятся насекомые — вредители, которые начнут портить растущий лес. Учитывая тот факт, что крупнейшие в нашей стране лесопильни принадлежат скандинавским компаниям, мебельщики Латвии все же ждут снижения цен на сосновую древесину.  
              Латвийская мебель продается на Западе под чужими торговыми знаками. Как, впрочем, и другая производимая в нашей стране продукция. Да и внешний вид ей придумывают западные дизайнеры. Предприятие Malteks, к примеру, уже много лет работает с датскими художниками. Два года назад специалисты Ассоциации Latvijas mebeles решили, что поправить дело можно, только если серьезно заняться подготовкой своих дизайнеров. Идею создания технологического центра (инкубатора) дизайна поддержали ассоциации предприятий металлообработки и легкой промышленности, а также три вуза Латвии: ЛУ, РТУ и Академия художеств. Этими структурами основан Фонд дизайна, а сам путь достижения главной цели разбит на несколько этапов. В их числе — создание информационного центра дизайна, организация и проведение мероприятий, которые должны способствовать налаживанию контактов с зарубежными специалистами, а также обучение наших дизайнеров и повышение их профессионализма. Активно помогают в столь важном для Латвии деле датчане, которые выделили под этот проект 1,6 млн. датских крон. Специалисты из Дании даже провели анализ ситуации с промышленным дизайном в нашей стране и дали свои рекомендации, как выйти из тупика.

             В экономически развитых странах  Европы объемы производства мебели  падают. Если в 2006 году в Евросоюзе было произведено продукции на 82,2 млрд. евро, то в 2007-м — на 79,5 млрд. евро, а в 2008-м — на 76,8 млрд. евро. Самый большой спад производства наблюдается в Германии и Италии. Место не выдержавших конкуренции предприятий на рынке занимают производители из стран с низкой оплатой труда (в их числе и Латвия). Но и среди них идет война цен.  
             Возглавляют список стран—производителей мебели в Евросоюзе Италия (20,2 млрд. евро в 2008 году) и Германия (19,8 млрд. евро). Более чем в два раза отстают от лидеров Франция, Испания, Великобритания. Завершает список развитых стран Ирландия (0,5 млрд. евро). Латвия стоит последней в списке новых членов ЕС (139 млн. евро).

            Выпуском мебели в Латвии занимается около 400 предприятий. К крупным относят производства с годовым оборотом более 5 млн. латов, к средним — с оборотом в 1—5 млн. латов, к мелким — ниже 500 тыс. латов в год. Последние составляют 60—70 процентов всех производителей. Латвийские мебельщики выпускают как готовую мебель (60 процентов), так и детали для ее производства (40 процентов).  
             Делают мебель в основном из натурального (массива) дерева: сосны, березы, ольхи, дуба, ясеня. Самый большой объем занимает мебель из сосны и березы. Надо отметить, что именно ориентация на натуральное дерево позволила латвийским мебельщикам найти свое место на западном рынке.  
           Концентрируется мебельное производство в основном в Риге, где работают самые крупные предприятия Латвии. За столицей следуют Лиепая, Валмиера, Тукумс и Смилтене.

 

 

3.2. Конкурентная позиция  предприятия на Латвийском рынке.

           На протяжении 20 лет до 1990 года  производство стульев,кресел,детской  мебели концентрировалось в Скандинавских  странах, Югославии, Чехословакии. Специфика производства с одной стороны заключается в значитьельном удельном весе ручного квалифицированного труда в общем объёме затрат (до 52%). С другой стороны, производство такой продукции требует наличия необходимого сырья и соответствующей квалификации. После 1990 года в связи с происходящими политическими событиями в Югославии и Чехословакии значительно снижены объёмы производства.Финляндия, Швеция и Норвегия прекратили выпуск продукции в связи с тем, что затраты на ее изготовление выше цен реализации. Росия не производит эти виды продукции на экспорт. В Эстонии и Литве отсутствуют специализированные предприятия. В Латвии есть два предприятия, выпускающие стулья и детскую мебель. Это мебельные предприятия "Zunda" в Риге и Даугавпил-ский мебельный комбинат. Однако возможности этих предприятий по качеству и количеству значительно ниже, чем у предприятия "Vidzeme VMV". Имеется во всех странах сеть мелких производителей, но их продукция, как правило, выполняется по индивидуальным заказам и не имеет широкого спроса. Таким образом, мы можем основываясь на вышеизложенном с достаточной обоснованностью утверждать, что сегмент рынка реализации продукции предприятия "Vidzeme VMV" будет стабильно расширяться при условии обеспечения выполнения уже заключенных контрактов.

          

SIA „Vidzeme VMV” конкуриющиее предприятия:

„Latvijas finieris” – один из самых  крупных предприятий, который изготавливает  фанеру.

Предприятие изготавливает разную продукцию и также мебель из фанеры.

«Hanzas mēbeles” - занимается столярными работами, большие корпоративные предпри-

ятия делают заказы , напр. „Laima”, „Depo” итд.

„Čiekurs” - распространитель мебели и фурнитуры.  Большое производство по

изготовлению разной мебели. Реализация восновном производится за границей, в стра-

нах Евросоюза. Рынок этих предприятий невозможно завоевать.

SIA “Vidzeme VMV” анализирует работу конкурентов только по  уровнью цен. Предлагаем таблицу сравнения двух предприятий. Оценка: миним. – 0-5.

 

 

 

 

Таблица 3.1.

 

                                                                     «VIDZEME VMV”               „Finieris”

_____________________________________________________________________

Качество товара                                                    4                            5

Низкие цены                                                          4                            3

Простор ассортимента                                          2                            3

Сервис после продажи                                          4                           5

Доставка товаров                                                   4                           5

Местонахождение                                                  0                           4

Сервис обслуживания                                           4                           4

Консультирование                                                 5                           3

_____________________________________________________________________

Результаты                                                              27                        32

 

           Производя  этот анализ,  оказалось, что  „Latvijas finieris” получает больше пунктов, но разница показывает на то, что предприятие “Vidzeme VMV”, не намного отстает от большого  опытного предприятия.  Анализируя каждый фактор отдельно, можно сделать вывод,  что сила конкурента – это широкий профиль и долгосрочный опыт.

 

3.3. Обзор целевых рынков.

 

   Если в прежние времена  предприятия могли планировать  свою деятельность, опираясь только  на внутреннюю среду (микросреду), то с переходом на рыночную экономику предприятиям приходится учитывать и внешнюю среду (макросреду).

  Макросреда представлена силами  более широкого  социального плана,  которые оказывают влияние на  микросреду факторами демографического, экономического, природного, технического, политического, правового, и культурного характера.

Анализ внешней среды для  предприятия SIA «Vidzeme VMV» представлен в таблице.

 

Таблица 3.2.

Результаты анализа внешней  среды маркетинга (на латвийском рынке)

для фирмы SIA «Vidzeme VMV»

 

Составляющие внешней среды  маркетинга

 

Результаты анализа

Политическая среда

До недавнего времени, пока небыл  заключен пограничный договор с  Россией, тормозилось рассмотрение вопросов, связанных с налоговым  обложением товарв. В настоящее время появилась надежда, что в ближайшем времени будут подписаны договора, отменяющие двойное налогооблажение на мебель, что позволит значительно расширить экспорт за счет Росии.

Экономическая среда

Важная проблема мебельных предприятий  – недостаток инвестиций. Отрасль малопривлекательная для инвестиций, в силу большого числа некоммерческих рисков. Проблема усложняется неустойчивыми показателями финансово экономической деятельности предприятий мебельной промышленности.

Социальная среда

Отток молодых специалистов, что порождает проблему старения кадров, которые с трудом осваивают новые технологии. Сравнительно низкая заработная плата и производительность труда в отрасли и в Латвии в целом. Недостаток высококвалифицированных специалистов. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Нужно улучшать условия труда и быта для работников предприятий, совершенствовать систему стимулирования.

Культурная среда

Необходимо способствовать образованию  организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Низкий уровень трудовой дисциплины.

Наблюдается положительная тенденция  в стремлении граждан получить высшее образование.

Правовая среда

Наша продукция не является новой  на латвийском рынке, обладает достаточной патентной чистотой и высокой степенью патентной защиты. Продукция имеет товарную марку, что значительно повышает ее конкурентоспособность. Также имеются различные сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат)

В настоящее время  мебельная промышленность находится в неблагоприятном состоянии. Необходимы усиление государственного регулирования в области лесной сферы и разработка четкой законодательной базы.

Научно-техническая среда

С каждым годом совершенствуются технологии производства, внедряются совершенно новые технологические процессы, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции, появляются новые прогрессивные материалы, высокопроизводительное оборудование и инструменты и технологическая оснастка. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.

Морально устаревшее и изношенное оборудование, отсутствие нового современного оборудования крайне негативно отражается на конкурентоспособности мебели, отсутствие в Латвии современного деревообрабатывающего  машиностроения, способного производить технику, соответствующую мировым стандартам, крайне негативно отражается на конкурентоспособности мебели.

Экологическая среда

Люди стремятся покупать продукцию  из экологически чистого сырья. С  каждым годом увеличивается давление экологов.


 

 

          Как  известно, «Спрос – это потребность  в определенных товарах выраженная  не столько в            желании, сколько в потребности  приобрести их ».

Поэтому первым фактором, определяющим спрос на рынке бытовой мебели, является численность населения. Его динамика представлена далее.

 

Количество жителей в Латвии - 2284871.  В в Риге живут - 723.9 тыс. жителей,  из них –

 

321.9 тыс. (44.5%) мужчин,  402.0 тыс. (55.4%) женщин.  Плотность жителей - 2382

 

человек на 1 км2.

 

Распределение количества жителей в Риге по районам и предместьем.

 

Центр                                              - 26966

Курземский район                         - 135406

Латгальское предместье               - 199462

Видземское предместье                - 173253

Земгальское предместье               - 106349

Зиемельский район                       -  82495

 

Источник: Управление дел гражданства  и имиграции. Данные регистра жителей  о количестве жителей в самоуправлениях (данные на 01.01.2008.).

 

Ближайший город Юрмала - количество жителей 55562.

 

Экономически активные жители                                403.3 тыс.

 

Из них     обеспеченные работой                                361.8 тыс.

                 работоискатели                                              41.5 тыс.

 

Демографическая ситуация. Некоторые факты о рижанах:

                                                                           

                                                                                                  2006   2007   2008

Количество регистрированных браков на 1000 жителей     4.6       5.0       5.3

 

Количество разведенных браков на 1000 жителей               3.2       2.3       2.7

 

Количество новорожденных на 1000 жителей                      7.1       8.9       9.1

 

Рождаемость на 1000 жителей                                              - 6.1    - 4.4     - 4.2

 

Количество приезжих                                                              6.7     12.5     12.9

 

Количество выезжих                                                              11.8    13.3     13.4

 

Изменение общего количества жителей                             - 5.0    - 0.8     - 0.4

 

Предусмотренная продолжительность  жизни новорожденных

 

мужщины                                                                               65.7     68.8     67.5

Информация о работе Разработка мероприятий по расширению рынка сбыта