Разработка плана маркетинга (на примере магазина обуви «ТОП-ШОП»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности, в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: разработка плана маркетинга для наиболее эффективного удовлетворения потребностей фирмы, определение ценовой и сбытовой политики предприятия, а так же политики продвижения товара.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- собрать, изучить и проанализировать литературные источники;
- проанализировать и оценить внутреннюю и внешнюю среду организации;
- проанализировать и оценить маркетинговую деятельность фирмы;
- разработать план

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы планирования маркетинговой деятельности .....
1.1 Общие концепции планирования маркетинга ...................
1.2 Методологические подходы к разработке стратегического
планирования ...................................................................................
1.3 Структура и последовательность разработки плана маркетинга ..... 8
2 Разработка маркетингового плана предприятия .......................................
2.1 Текущая и прогнозная маркетинговая ситуация .......................
2.2 Анализ возможностей и угроз (SWOT-анализ) ......................
2.3 Цели маркетинга ...................................
2.4 Стратегии маркетинга ................................
2.5 Разработка комплекса маркетинга ......................
2.6 Программа действий ................................
2.7 Бюджет маркетинга ...........................
2.8 Порядок контроля .....................................
Заключение ...........................
Список использованных источников .............................................

Файлы: 1 файл

97Курсовая Чернявская.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас идет процесс создания новых обувных производств и одновременное становление розничных сетей. В последние годы обувная розница растет очень динамично: количество магазинов внутри сетей за год увеличивается в полтора-два раза. Количественное направление реформ предполагает расширение сетей. Качественные реформы осуществляются путем повышения уровня сервиса, изменения внешнего вида и интерьеров магазина, изменения ассортиментной политики, внедрения новых технологий продаж. В процессе изменения форматов обувной розницы формируется культура потребления брендированной обуви, происходит перетекание клиентуры в фирменные магазины, ориентированные на покупателей, лояльных к тем или иным маркам. Данная тенденция способствует уменьшению доли рынков в структуре основных мест покупок обуви.

Выбирая обувь в магазине, большинство покупателей наиболее важным фактором считают качество товара (63,7%), другими значимыми факторами  являются цена товара (38,2%), широта предлагаемого ассортимента (14,4%), степень удобства обуви (13,3%) и другие.

Под «качеством» среднестатистический российский покупатель сейчас понимает функциональные характеристики обуви - материал изготовления, качество пошива, предполагаемый срок носки, а также  известность марки. Об этом говорит  тот факт, что при выборе между двумя примерно одинаковыми по качеству моделями и прочих равных условиях, покупатель выберет знакомую марку обуви. Эксперты отмечают, что значимость фактора "качество товара" продолжает расти. Кроме этого, важнейшими критериями являются "место" и "ассортимент" - в последние годы успех магазина, торгующего обувью, определяется этими понятиями на 75-80 %. Особенностью сегодняшнего рынка обуви эксперты называют большое количество различных комбинаций "цена-качество", а также сегментированность потребителей по уровню покупательной способности и по предпочтениям.

Текущую и прогнозную маркетинговую ситуацию рассмотрим на примере деятельности магазина «ТОП-ШОП».

Макарова Оксана Валерьевна 07.05.2003 получила статус предпринимателя, осуществляющего деятельность без объявления юридического лица. В этом же году был открыт первый отдел торговой сети «ТОП-ШОП» по адресу пр. Мира, 37. В 2005 г. были открыты еще два отдела на Васянина, 14 и ул. Советской, 35.

Статус ИП был приобретен в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Целями такой деятельности являются: удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах  и услугах. ИП осуществляет в установленном порядке все виды деятельности, не запрещенные действующим Законодательством, а именно:

- увеличение  прибыльности деятельности предприятия;

- увеличение  объема продаж продукции предприятия;

- расширение  рынка сбыта продукции предприятия  и увеличение доли рынка по  продаже обуви.

Основными задачами деятельности предприятия являются:

- повышение  уровня обслуживания потребителей  за счет повышения уровня квалификации  персонала предприятия;

- привлечение  новых потребителей за счет  расширения ассортимента предлагаемых  услуг;

- возмещение  затрат и получение дохода владельцем предприятия;

- недопущение  сбоев в работе предприятия;

- обеспечение  выплаты заработанной платы персоналу,  организация нормальных условий  труда.

Компания строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и клиентами во всех сферах деятельности исключительно на основе договоров и действующего законодательства.

Предприятие несет самостоятельную  ответственность за нарушение договорных, внедоговорных, расчетных, кредитных  и налоговых обязательств.

Сеть магазинов «ТОП-ШОП» специализируется на розничной торговле обувью. В структуре ассортимента присутствует мужская и женская обувь производства Китая. Также магазины осуществляют торговлю сопутствующими товарными группами, такими как кожгалантерея (сумки, перчатки), аксессуары (зонты, носки, колготки), средства по уходу за обувью.

Основное население, обслуживаемое  магазином «ТОП-ШОП» - жители Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре и близлежащих населенных пунктов (г. Амурск, пос. Солнечный, пос. Горный и другие) со средним и высоким уровнем дохода, поэтому работники предприятия стараются формировать ассортимент с учетом предпочтений этой категории населения. Покупателями магазина являются, в основном, женщины, чем объясняется преобладание ассортимента женской обуви и аксессуаров.

Для более полного  представления сегмента покупателей  отделов «ТОП-ШОП» приведем классификацию  по основным признакам.

По географическому  признаку покупатели товаров отдела «ТОП-ШОП» - группы потребителей с одинаковыми  или схожими потребительскими предпочтениями. Это покупатели, проживающие в Хабаровском крае, а именно в городе Комсомольске, Амурске и поселке Солнечном. Отсюда можно сделать вывод, что небольшой сегмент рыка имеет достаточно большое количество покупателей, приезжающих из других районов края с целью приобрести обувь уже известных им марок и фирмы или новинку сезона.

По демографическому признаку покупатели обуви – мужчины, женщины и дети, независимо от возраста, принадлежности к той или иной социальной группы, независимо от образования, семейного положения и национальности.

Социально-экономические  признаки предполагают выделение потребителей по профессиональной принадлежности, уровню жизни и доходу. Покупателями являются в замужние женщины и женатые мужчины, которые работают,  имеют стабильный средний и высокий доходы, а также незамужние девушки и молодые люди, обучающиеся в школах или ВУЗах, не работающие, не имеющие своего дохода, зависящие от своих родителей, которые имеют средний и высокий доходы.

Сегментация по психологическим  признакам выявила, что на выбор покупки обуви влияет не только мода, реклама, но и имидж фирмы.             Психографическая сегментация объединяет целый комплекс характеристик покупателя, который можно выразить понятием «образ жизни».  Выделим группы покупателей отдела «ТОП-ШОП» по определенному образу жизни:

- «соревновательные» - люди с амбициями, стремящиеся наверх, все время желающие добиться большего;

- «я - себе» - люди молодые, поглощенные собой, капризные.

Эти две группы наиболее полно характеризуют  покупателей молодого поколения. Поведенческие признаки  являются наиболее образными и наиболее логичной основой для формирования сегментов рынка. Сегментация по поведенческому признаку позволяет выделить ряд дополнительных и важных сегментов.

По степени приверженности покупателей к товару (определенной товарной марке) можно выделить:

- безоговорочные приверженцы - это потребители, которые все время покупают товар одной и той же модели;

- терпимые приверженцы, которые делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;

- странники- потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров.   

Так же могут встречаться  «случайные» покупатели, которые  ранее не приобретали товары в  отделе «ТОП-ШОП», но, если их заинтересуют товары, которые предлагаются, то они могут стать постоянными клиентами.

Решения детей и подростков в  процессе покупки товара играют немаловажную роль. Подростков уже не просто видно и слышно, к ним относятся как к полноценной потребительской группе, имеющей свои вкусы, предпочтения и т.п.

Сегментирование выявило, что большинство  потребителей женщины до 30 лет, для которых важны – качество обуви, соответствие моде, внешнее оформление, торговый знак. Они быстро реагируют на новый дизайн изделия, предпочитая новую, стильную модель. Для женщин старше 40 лет – большее значение имеют качество, цена, сервисные услуги. В группе 30-40 лет нет особого постоянства во мнениях. Примерно такая же картина наблюдается и у мужчин.

Фирма «ТОП-ШОП» должна ориентироваться на новый целевой сегмент, выделенный по психологическому признаку: люди, которые чувствуют себя молодыми, и характеризуются подвижностью, высокими требованиями к дизайну и качеству, хозяйственной рассудительностью хотели бы удовлетворить свои потребности, осуществив покупки у фирмы «ТОП-ШОП». Сегментация по потребительским признакам выявила, что, так как большинством потребителей обуви являются люди со средним душевым и высоким доходом, то на выбор изделия большое влияние оказывает цена.

В настоящее  время фирма «ТОП-ШОП» работает на основе 3 основных ценовых сегментов обуви. Разброс цен небольшой - в средне-низком ценовом сегменте пара обуви стоит около 2500 р., в среднем и средне-высоком от 2500 до 5000 р., в сегменте «люкс» - более 5000 тыс. руб. Большинство покупок обуви приходится на средне-низкий и средне-средний ценовые сегменты, на которые ориентировано большинство производителей. Данные сегменты цен наиболее динамично развиваются, и продажи обуви здесь активно растут благодаря процессу перехода покупателей из средне-низкого в средне-средний ценовой диапазон и активного смещения потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента. Эта тенденция связана с повышением уровня благосостояния россиян, которое затронуло самый многочисленный слой общества. Растущие доходы этой группы населения позволяют людям переходить с нижнего в средний класс, постепенно приобретая стандарты потребления среднего класса. В то же время для среднеценового сегмента характерно быстрое изменение потребительских предпочтений. Российский потребитель стал лучше ориентироваться на рынке обуви, он следует модным тенденциям, предъявляя повышенные требования к качеству и стилю обуви, уделяя внимание бренду.

Особенностью рынка  обуви является особое внимание потребителя  к торговой марке: 58% потребителей смотрят  на марку при выборе обуви. Предпочтение стран-производителей выражено у потребителей еще больше - этот фактор важен для 81% покупателей.

Компания «ТОП-ШОП» для закупки обуви использует два основных варианта: рынки готовой продукции и размещение заказов на фабриках. Большое количество обуви приобретается на специализированных рынках в Пекине, Гуанчжоу, Урумчи, в связи с простотой сотрудничества, адаптированностью целевого рынка, возможностью отправить товар в Россию сразу после сделки. Также «ТОП-ШОП» тесно сотрудничает с компанией «СибирьТрансАзия», основой деятельности которой являются быстрая и безопасная доставка товаров из Китая в Россию и официальное таможенное оформление китайских товаров.

Чаще всего фирма  работает с обувными фабриками напрямую. Расскажем более подробно о тех, с которыми наиболее плотно сотрудничает «ТОП-ШОП».

Производители мужской, женской и  детской спортивной обуви широко представлены в провинции Фуцзянь. Здесь производится весь спектр спортивной обуви в категориях outdoor shoes (обувь  для активного отдыха), basketball shoes (обувь для игры в баскетбол), skate shoes (обувь для скейтбординга), running shoes (обувь для бега), hiking shoes (обувь для прогулок по пересеченной местности) и другие.

Более 4 лет фирма сотрудничает с фабриками, много лет специализирующимися в производстве мужской обуви из кожзама (искусственной кожи) в Веньчжоу, провинция Джэцзян. Партнеры, производящие обувь из натуральной кожи, - фабрики, расположенные в провинции Гуандун.

Всемирно известный центр производства женской обуви – город Чэнду, провинция Сычуань. Здесь воплощают в коже и других материалах все модные тенденции мировой обувной моды. Сапоги и туфли для женщин, произведенные в Чэнду, хорошо известны на Российском рынке. Тысяча сто фабрик, расположенных в городе и его ближайших окрестностях, способны удовлетворить насущные потребности представительниц прекрасного пола в красивой, удобной и недорогой обуви.

Но, несмотря на то, что  вся продукция закупается на крупных обувных фабриках Китая, спрос на обувь в магазине с каждым годом растет, о чем свидетельствует положительная динамика товарооборота за последние три года и увеличение прибыли.

Сегодня магазин «ТОП-ШОП», как и другие российские обувные магазины находятся в очень непростом положении. Перед субъектами обувного бизнеса возникает множество, как старых, так и не существовавших прежде проблем. Необходимо отметить ряд объективных тенденций, как положительных, так и негативных в контексте развития исследуемой организации на обувном рынке.

К благоприятным факторам относятся:

- государственное регулирование обувного рынка, направленное на пресечение снижения таможенных пошлин и борьбу с нелегальным ввозом, что создаст более благоприятные возможности для деятельности российских предприятий;

- рост рынка за счет увеличения благосостояния населения;

- процентное соотношение покупательской активности в нижнем и среднем сегментах рынка обуви меняется в пользу последнего, так как растет число людей со средним достатком.

К основным негативным факторам можно отнести:

- недостаток оборотных средств;

- финансовая нестабильность;

- проблемы платежеспособности и обязательности хозяйственных партнеров;

- формирующиеся конкурентные отношения (конкуренция со стороны других организаций);

Информация о работе Разработка плана маркетинга (на примере магазина обуви «ТОП-ШОП»)