Разработка программы маркетинговых коммуникаций для ООО «Тойота Центр Приморский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется современным состоянием практики маркетинговых коммуникаций на российском автомобильном рынке, связанной с объективно существующей проблемой формирования эффективных маркетинговых коммуникаций дилерскими центрами (автосалонами), обусловленной отсутствием разработанной методологии и общепринятой практики в данной сфере. Существующие маркетинговые инструменты не всегда применимы к сфере услуг, в том числе, к сфере продажи автомобилей, что приводит к бесцельной трате средств и зачастую экспериментальному формированию комплекса маркетинговых коммуникаций и бюджетов. Также нужно отметить, что коммуникации, используемые российскими автосалонами, как правило, ограничиваются рекламной деятельностью и связями с общественностью, в то время как не учитывается возможность получения синергетического эффекта от интеграции всех элементов комплекса маркетинговых коммуникаций.

Содержание работы

Введение

1. Теоретические основы управления маркетинговыми коммуникациями

1.1 Сущность и виды маркетинговых коммуникаций

1.2 Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций

1.3 Алгоритм разработки программы маркетинговых коммуникаций

2. Компания ООО «Тойота Центр Приморский»: анализ деятельности и место на автомобильном рынке г. Санкт-Петербурга

2.1 Общая характеристика ООО «Тойота Центр Приморский»

2.2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Тойота Центр Приморский»

2.3 Автомобильный рынок Санкт-Петербурга и конкурентный анализ компании

2.4 Исследование особенностей поведения потребителей на авторынке

2.5 Особенности маркетинговых коммуникаций на автомобильном рынке

2.6 SWOT-анализ компании

3. Разработка программы маркетинговых коммуникаций для ООО «Тойота Центр Приморский»

3.1 Цель, задачи и целевая аудитория программы маркетинговых коммуникаций ООО «Тойота Центр Приморский»

3.2 Разработка рекомендаций по основным направлениям реализации программы маркетинговых коммуникаций

3.3 Разработка плана-графика реализации программы маркетинговых коммуникаций и расчет бюджета

3.4 Оценка эффективности разработанной программы маркетинговых коммуникаций

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Тойота маркетинг.doc

— 1.85 Мб (Скачать файл)

 

Достижение этой цели возможно, если будут решены соответствующие основные задачи:

 

1. Достижение максимально возможного  потребления через стимулирование потребителей приобретать новый автомобиль (модель) как можно чаще.

 

2. Достижение максимальной потребительской  удовлетворенности через удовлетворение  потребностей покупателей таким  образом, чтобы это соответствовало  их личному представлению о  состоянии полной удовлетворенности.

 

3. Достижение максимально широкого  выбора через обеспечение максимально  возможного разнообразия моделей  (классов) автомобилей и предоставление  максимально широкого выбора  услуг по их обслуживанию.

 

4. Достижение максимального повышения качества жизни через приобретение автомобиля.

 

Все четыре рассмотренных подхода  используются участниками мирового автомобильного рынка на современном  этапе более или менее активно  в зависимости от того, какова на данный момент рыночная ситуация и  каким образом наиболее целесообразно их сочетать.

 

В то же время в условиях глобализации мирового автомобильного рынка все  более усиливается проявление двойственности подходов в деятельности автомобилестроительных компаний. С одной стороны, рынок  призван заставлять автомобилестроительные компании работать над удовлетворением запросов потребителей. С другой стороны, реализация данных «благородных» намерений осуществляется автомобилестроительными компаниям часто «не благородными» способами (манипулирование общественным мнением; распространение косвенной (скрытой) рекламы и недобросовестных PR-акций; ценовое давление; осуществление давления на дистрибьюторов и дилеров и т.д.).

 

Оценивая особенности деятельности автомобилестроительных компаний на мировом  автомобильном рынке, особое внимание следует уделять деятельности североамериканских, европейских и азиатских компаний. Крупнейшие автомобилестроительные компании этих стран в настоящее время являются основными участниками мирового автомобильного рынка. Особое место среди этих участников отводится России, которая находится на начальной стадии автомобильного бума, но участие России на мировом автомобильном рынке представляется скорее в качестве импортера, чем экспортера. Для каждой из них в условиях ужесточения конкуренции на мировом автомобильном рынке характерен свой подход в проведении маркетинговой политики, которая выходит на первый план в условиях ужесточения конкуренции. Можно представлять три обоснованных направления маркетинговой политики автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке:

 

1. Североамериканский подход предполагает  ориентацию на массовое производство, использование приемов массового  маркетинга в разработке стандартизированного  комплекса маркетинга.

 

2. Европейский подход в проведении маркетинговой политики автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке, который предполагает дифференциацию своей продукции, ориентируясь на отдельные сегменты рынка (группы потребителей), использование приемов дифференцированного маркетинга в разработке индивидуализированного комплекса маркетинга.

 

3. Азиатский подход предполагает  узкую специализацию производства  с элементами копирования на  основе массового выпуска, использование  приемов концентрированного маркетинга  в разработке стандартизированного и индивидуализированного комплексов маркетинга.

 

Для оценки сравнительных конкурентных преимуществ на мировом автомобильном  рынке может быть использован  метод, предложенный А. Юдановым, который  разделил все многообразие конкурентных стратегий компаний, действующих на одном рынке, на четыре основных типа: коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты.

 

·  Виоленты (слоны, львы) – компании-гиганты  ведущих промышленно развитых стран, прежде всего США, Западной Европы и  Японии, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над значительной долей рынка. Конкурентные стратегии – низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей.

 

·  Патиенты (хитрые лисы) – узкоспециализированные компании Европы и Азии (Японии, Республики Корея), которые хорошо освоили определенные ниши и в течение ряда лет выпускают автомобили определенных моделей (классов), но постоянно их совершенствуют. Конкурентная стратегия основана на низких издержках и на достаточно высоком качестве автомобиля.

 

·  Коммутанты (серые мыши) –  гибкие, маленькие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса компании, часто предлагающие товары-имитаторы, товары-подделки (например, автомобильные  компании Китая). Они обладают достаточно низкой устойчивостью и низким качеством автомобилей.

 

·  Эксплеренты (мотыльки) – компании Европы и Японии, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, используемые для создания современных  моделей автомобилей.

 

На рис. 2.19 представлены конкурентные стратегии, политика и используемые виды маркетинга американскими, европейскими и азиатскими автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке. Основные направления современных стратегий американских автопроизводителей – максимизация прибыли через усиление экспансии на внешние рынки, прежде всего «новые» рынки развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Рисунок 2.19 - Конкурентные стратегии  американских, европейских и азиатских  автомобилестроительных компаний

 

Стратегии дифференциации, ориентированные на обеспечение каждой торговой марке устойчивой репутации современных, надежных, инновационных, высококачественных автомобилей, являются общим и для всех европейских автопроизводителей. Оценивая отдельные направления в общей структуре конкурентных стратегий западноевропейских автопроизводителей, можно выделить характерную для них в последнее время стратегию аутсорсинга, связанную с подключением к автопроизводителям стран Восточной Европы и Азии, а также политику инновационности, в первую очередь, в сфере экологии.

 

В азиатском сегменте мирового автомобильного рынка отчетливо прослеживается «полюсность» подходов к разработке и внедрению конкурентных стратегий  японских, корейских и китайских  автопроизводителей. В определении  конкурентных стратегий японских автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке преобладает политика экономичности, безопасности и высокого качества.

 

Конкурентные стратегии корейских  автопроизводителей по сравнению с  японскими менее разнообразны. В  определении конкурентных стратегий корейских автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке преобладает политика узкоспециализированной ориентации с учетом сочетания индивидуализации спроса и массовости производства. Упор делается на унификацию линейки моделей, ограниченность в совершенствовании безопасности, экологичности и дизайна.

 

В конкурентных стратегиях китайских  автопроизводителей в настоящее  время оптимально сочетается успешное использование аутсорсинга из промышленно  развитых стран с развитием самостоятельного производства, ориентированного на экспорт. В них преобладает элемент копирования наиболее успешных моделей автомобилей и вариантов стратегий мировых (преимущественно японских) лидеров для производства и маркетинговых коммуникаций своей продукции на мировом автомобильном рынке с постепенным переходом к стратегии заимствования только идеи автомобиля с последующей ее самостоятельной разработкой, следуя стратегии повышенной потребительской ценности при более низком уровне цены.

 

В конкурентных стратегиях китайских автопроизводителей основное место отводится государственной поддержке национального автопроизводства через государственное поощрение вложений первоначально накопленного капитала в экспортоориентированное производство автомобилей; грамотной политике «локализации» при организации сборочного производства; применению «обратного» принципа при использовании дешевой рабочей силы как фактора производства и др. Позиции китайских автопроизводителей усиливаются благодаря партнерству с ведущими корпорациями, что способствует расширению модельного ряда, значительному улучшению качества выпускаемой продукции при сохранении относительно низкой цены.

 

Таким образом, усиливающееся конкурентное развитие мирового автомобильного рынка  требует не только постановки и выработки новых конкурентных стратегий, но также разработки новых целей, задач и элементов маркетинговой деятельности автомобилестроительных компаний. Задача автомобилестроительных компаний на мировом автомобильном рынке заключается в формировании и направлении процесса к максимальному удовлетворению требований потребителей на пути к достижению поставленных целей. Жесткая конкуренция заставляет автомобилестроительные компании находиться в постоянном поиске оптимальных решений для выработки эффективных конкурентных стратегий. Выявление стратегических конкурентных преимуществ и борьба за долю рынка является на сегодняшний день ключевой задачей.

 

По данным зарубежных исследователей, отделы маркетинга автопроизводителей при разработке модельного ряда учитывают  два основных подхода клиентов к выбору автомобиля. Так называемый объективный подход, когда покупатель на определенную сумму выбирает автомобиль максимального размера с наибольшим объемом двигателя и наибольшим количеством опций, известен как принцип американского калькулятора. В этом случае главная цель покупателя - разобраться, какое дополнительное оборудование для него важнее, чем «дополнительные» размеры автомобиля. Этим принципом руководствуется большинство жителей США, поэтому американские промышленники и делают автомобили, соответствующие ожиданиям своих потребителей, - большие и надежные, но без особых технических и дизайнерских изысков.

 

Европейские маркетологи делают акцент на технических характеристиках  и таких качествах автомобилей, как экономичность, безопасность и экологичность. В Европе с ее рационализмом у потребителей находят отклик «лаконичные» автомобили по умеренной цене. При этом европейский потребитель использует более субъективный подход, так как считается, что автомобиль должен соответствовать мировоззрению и имиджу владельца. К автомобилю относятся как к одушевленному предмету, поэтому при продвижении новых моделей активно используют такие понятия, как интеллигентность, ум, сила, гламурность. Кроме указанных выше основных принципов можно отметить некоторые современные тренды. Жители мегаполисов в условиях плотного автомобильного потока и трудностей с парковкой стараются покупать небольшие и маневренные машины, которые легче припарковать. В развитых странах среди потребителей немало сторонников экологического подхода к выбору автомобилей, а производители гибридных машин и автомобилей на солнечных батареях уверены, что лет через двадцать многих будут интересовать именно экологические параметры авто.

 

По данным многочисленных опросов, более половины потребителей по обе стороны Атлантического океана связывают выбор автомобиля с желанием наглядно продемонстрировать статус его владельца. Это тщеславие стало основной причиной широкого использования на автомобильном рынке технологий брендинга. Многие зарубежные исследователи уверены, что именно бренд играет доминирующую роль при выборе автомобиля. Так, по результатам исследования международной маркетинговой компании DAFS «Бренд и покупатель», бренд оказывает наибольшее влияние на потребительский выбор именно на автомобильном рынке. Привязанность к бренду здесь даже выше, чем на рынке пива. И для этого есть веские причины.

 

С начала XX века автомобильные компании сделали ставку на продвижение своих  торговых марок. И все это время  производители не просто рекламировали машины, а создавали для каждой марки конкретное смысловое наполнение, привязывая его к определенному типу покупателей, их философии и стилю жизни. Делалось это столь основательно, что даже люди, не особенно интересующиеся автомобилями, имеют устойчивое представление почти о каждом мировом автомобильном бренде.

 

Важно отметить, говоря о брендинге, что практически однообразность рекламных кампаний показывает краткие  характеристики модельного ряда автомобилей  известных брендов (на примере российского авторынка).

 

·  «В дизайне нового автомобиля Skoda сочетаются изящные линии и  атлетические формы кузова, притягивающие  взгляды людей на дорогах. Каждая поездка дарит Вам острые ощущения и гарантирует водителю настоящее  удовольствие».

 

·  «Превосходный дизайн Opel представляет собой спортивную внешность, соединенную с практичностью просторного хэтчбека. Обладая потрясающей комбинацией современного стиля и продуманного дизайна, этот прекрасный автомобиль заставит окружающих обернуться ему вслед».

 

·  «Привлекательный оригинальный дизайн Fiat доказывает, что автомобиль этого типа может представлять собой нечто большее, чем просто средство для перевозки больших грузов, – он может быть и необычайно симпатичным».

 

·  «Динамичный стиль и спортивная уверенность Mazda производят на дороге поразительное впечатление».

 

Анализ слоганов позволил также  позволил выявить их идентичность –  все они являются безликими и  не отражают особенности компаний-производителей и их брендов. Упор делается не на рациональность, а на эмоциональную составляющую: «Skoda. Просто гениально», «Citroёn. Опережая воображение», «Nissan. Превосходя ожидания!», «Ford Focus. Всегда желать большего!», «Peugeot 607. Неповторимые ощущения», «Toyota Land Cruiser Prado. Другим этого не дано», «Mitsubishi Colt. А куда на нем отправишься ты?», «BMW 1 серии. Символ радости». При этом можно отметить, что большинство слоганов могут быть использованы не только для производителей автомобилей, но и например, для производителей бытовой техники, сотовых телефонов и др.

Информация о работе Разработка программы маркетинговых коммуникаций для ООО «Тойота Центр Приморский»