Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка стратегических рекомендаций на примере сметаны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить изменения в образе жизни и поведении потребителей сметаны;
2 Изучить тенденции в обеспечении развития рынка сметаны;
3 Изучить конкурентоспособность сметаны;

Содержание работы

Введение ..................................................................................................
3
1 Создание конкурентного преимущества при розничной продаже молочной продукции ..............................................................................

5
1.1 Изменение в образе жизни и поведении покупателей сметаны .........................................................................................

5
1.2 Тенденции в обеспечении развития рынка сметаны ..............
8
1.3 Конкурентоспособность сметаны ...........................................
10
2 Объект и методы исследования ...........................................................
16
2.1 Характеристика магазина ОАО «Соседи» .............................
16
2.2 Методы исследования ...............................................................
31
3 Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметаны) ..........................................................


34
3.1 Ориентиры развития магазина ОАО «Соседи» ........................
34
3.2 Оценка эффективности продаж сметаны .................................
36
3.3 Пути повышения конкурентоспособности и ассортимента товаров ....................................................................................................

36
Заключение ...............................................................................................
40
Список использованных источников ......................................................
42

Файлы: 1 файл

kursovaya_mapketing.docx

— 218.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ..................................................................................................

3

1 Создание конкурентного преимущества  при розничной продаже молочной  продукции ..............................................................................

 

5

1.1 Изменение в образе жизни  и поведении покупателей  сметаны .........................................................................................

 

5

1.2 Тенденции в обеспечении развития  рынка сметаны ..............

8

1.3 Конкурентоспособность сметаны ...........................................

10

2 Объект и методы исследования ...........................................................

16

2.1 Характеристика магазина ОАО  «Соседи» .............................

16

2.2 Методы исследования ...............................................................

31

3 Разработка стратегических рекомендаций  повышения конкурентоспособности  ОАО «Соседи» при продаже молочной  продукции (на примере сметаны) ..........................................................

 

 

34

3.1 Ориентиры развития магазина ОАО «Соседи» ........................

34

3.2 Оценка эффективности продаж сметаны .................................

36

3.3 Пути повышения конкурентоспособности  и ассортимента товаров ....................................................................................................

 

36

Заключение ...............................................................................................

40

Список использованных источников ......................................................

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения) [2, c. 147].

Главной задачей маркетинговых исследований внешней коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях и о сильных и слабых сторонах конкурентов. Таким образом, вопрос о конкурентоспособности фирмы и методах ее достижения является основным в рамках маркетинговых исследований вообще и маркетинговых исследований конкуренции на рынке в частности.

Знание своих конкурентов - одно из условий успешной конкуренции на рынке. Финансовые, технические, производственные характеристики конкурентов, их торговая политика и методы стимулирования сбыта – объекты для постоянного наблюдения и изучения [5, c. 139].

Исследования конкурентов позволяют выявить факторы их успеха на рынке, корректировать собственную деятельность, вырабатывать наиболее оптимальную стратегию развития.

Систематическое наблюдение за их деятельностью, выбор параметров, по которым должна осуществляться оценка работы конкурентов, прогнозирование их поведения, является необходимой функцией любого предприятия [3, c. 97].

Проведение таких исследований предприятиями создает условия для принятия более «взвешенных» решений непосредственно на предприятиях.

Объектом курсовой работы является конкуренция и сотрудничество. Предметом - повышение конкурентоспособности на объекте практики – магазин ОАО «Соседи».

Проблема повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» может быть решена за счет совершенствования ассортимента молочной продукции магазина.

Целью курсовой работы является разработка стратегических рекомендаций на примере сметаны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Изучить изменения в образе жизни и поведении потребителей сметаны;

2 Изучить тенденции в обеспечении развития рынка сметаны;

3 Изучить конкурентоспособность сметаны;

4 Определить характеристики предприятия ОАО «Соседи»;

5 Выбрать методы исследования и дать им характеристику;

6 Установить развитие задачи, которые ОАО «Соседи» должен быть способным эффективно решать, и ориентиры его развития;

8 Оценить эффективность маркетинговой стратегии ОАО «Соседи».

9 Разработать стратегические рекомендации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности ОАО «Соседи».

Практическая значимость исследования заключается в разработке стратегических рекомендаций, обеспечивающих повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Создание конкурентного преимущества  при розничной продаже молочной  продукции

 

1.1 Изменение в образе жизни  и поведении покупателей сметаны

Большинство из нас, особенно те, кто не увлекается диетами, любят сметану. Однако, стоя у прилавков магазинов и глядя на изобилие баночек и упаковок со сметаной, покупатели начинают теряться.

Сметана – это кисломолочный продукт, который представляет собой сливки, сквашенные молочнокислыми бактериями. В результате молочнокислого брожения происходят изменения белков молока, поэтому сметана усваивается организмом человека лучше, чем сливки. Закваска для изготовления сметаны состоит из чистых бактериальных культур – молочнокислых и сливочных стрептококков, ароматобразующих бактерий.

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерческие выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром также складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром [4].

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Немаловажную роль в конкурентоспособности товара сегодня играет упаковка. Современные покупатели уже сделали выбор в пользу надежной и безопасной упаковки и теперь ожидают от нее все большего удобства. Например, современный молочный пакет должен иметь не только привлекательный дизайн, но и завинчивающуюся крышку, чтобы такой капризный продукт, как молоко, был надежно защищен от проникновения посторонних запахов даже после первичного открывания, герметично закрывался и не проливался. По данным Tetra Pak, потребитель готов платить больше за упаковку, чтобы получить возможность удобно ее открывать и закрывать.

Полипропилен (РР) почтительно называют королем пластмасс. Он является весьма устойчивым почти во всех отношениях полимером: устойчив к высоким температурам, имеет низкую паро- и газопроницаемость, химически стоек и нейтрален.

Полипропилен используется для упаковки. Данный продукт имеет высокий процент жирности, что не является препятствием для полипропилена, поскольку полимер обладает отличной жиростойкостью [7].

Таким образом, сочетание качества и удобства упаковки сегодня дает производителям сметаны и молочной продукции и их реализаторам возможность назначать более высокую цену и тем самым увеличивать денежный оборот по товару и свою прибыль.

Другой заметной тенденцией становится диверсификация продукции: появляются продукты в новых форматах и объемах упаковки.

Увеличивается доля сметаны в больших упаковках по 0,5 литра. 

С ростом цен на продовольствие вкусы белорусских покупателей упрощаются. Однако забота о здоровье по-прежнему актуальна. Тренд на снижение объемов потребления, как правило, не касается инновационных молочных продуктов и продуктов, содержащих пробиотики. Объемы потребления этих товаров остаются стабильными.

Меняется стиль жизни городского населения: при возрастающей занятости все меньше времени остается на посещение магазинов, люди реже совершают покупки. Вместе с тем растет стремление получать здоровое и качественное питание.

Для сметаны определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность. Они обладают высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью.

Пищевая ценность сметаны, обусловлена высоким содержанием усвояемых жиров, белков и углеводов. Она зависит от жирности и обусловлена наличием в них комплекса необходимых организму человека веществ. Химический состав зависит от исходного сырья и жирности сметаны. Сметана имеет большую пищевую ценность за счет содержания значительного количества молочного жира (10-40%), около 30% белков и 3% лактозы, 0,7-0,8% органических кислот и других компонентов.

Усвояемость сметаны высокая, так как все компоненты хорошо усваиваются организмом человека.

Сметана, полезна, прежде всего, для секреторной деятельности желудка, то есть, для деятельности, способствующей пищеварению. Сметана благотворно воздействует на секреторную деятельность желудка и кишечника, и организм легко усваивает ее. Причина этого в том, что во время созревания и сквашивания сметаны, в ней образуются вещества, которые организм человека очень быстро и хорошо усваивает.

Сметану рекомендуется употреблять людям, страдающим истощением, малокровием, мучающихся из-за плохого пищеварения. Богата, сметана и кальцием. Холестерина в сметане в четыре раза меньше, чем в сливочном масле [15, c. 157-159].

Сегодня современный рынок сметаны богат своим ассортиментом, множеством торговых марок и вкусов.

Практически не существует людей сомневающихся в пользе молочных продуктов, в том числе и сметаны. Удовлетворить вкус современного потребителя сегодня не просто. Ведь кто-то предпочитает проверенную временем и хорошо зарекомендовавшую себя на рынке продукцию, а кто-то жаждет новых ощущений и выбирает новинки.

К основным критериям, по которым покупатели выбирают сметану, можно отнести следующие:

- натуральность  и полезность продукта;

- свежесть  и срок годности;

- состав продукта, а именно – отсутствие консервантов  и красителей;

- вкусовые  качества продукта;

- упаковка  продукта и, в частности, ее удобство  и дизайн.

Производитель и марка товара для респондентов также имеет большое значение при выборе сметаны. Кроме того, покупатели при выборе и покупке сметаны обращают внимание на такие характеристики, как наличие полезных бактерий, жирность и цена [13].

Таким образом, на современном этапе развития экономики Республики Беларусь особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом сметаны.

Для предприятий, работающих на рынке молочной продукции, ассортиментная политика играет особую роль, так как большинство предприятий данной отрасли выпускают в основном аналогичную продукцию. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах касающихся ассортиментной политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять.

 

1.2 Тенденции в обеспечении развития  рынка сметаны

Любой предприниматель хочет видеть свой бизнес растущим и прибыльным, поэтому руководителям компаний в определенный момент своей деятельности необходимо определить направление дальнейшего развития предприятия, то есть разработать эффективную и конкурентоспособную стратегию. При этом все элементы такой стратегии должны быть подтверждены соответствующей информацией и аналитическими материалами, полученными в ходе маркетинговых исследований [14, c. 101].

С точки зрения развития производства отмечается тенденция создания и развития холдингов. Объединение в холдинги – экономически объективный процесс, так как крупные производители имеют возможность регулировать закупочную и продажную цены на сырье и при этом рекламировать продукцию. В целом белорусский рынок повторяет развитие зрелых рынков, потребители которых всерьез озабочены вопросами сохранения молодости и здоровья. Здесь также наблюдаются высокие темпы роста тех продуктов, которые позволяют поддерживать хорошее самочувствие и форму.

Информация о работе Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметан