Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка стратегических рекомендаций на примере сметаны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Изучить изменения в образе жизни и поведении потребителей сметаны;
2 Изучить тенденции в обеспечении развития рынка сметаны;
3 Изучить конкурентоспособность сметаны;

Содержание работы

Введение ..................................................................................................
3
1 Создание конкурентного преимущества при розничной продаже молочной продукции ..............................................................................

5
1.1 Изменение в образе жизни и поведении покупателей сметаны .........................................................................................

5
1.2 Тенденции в обеспечении развития рынка сметаны ..............
8
1.3 Конкурентоспособность сметаны ...........................................
10
2 Объект и методы исследования ...........................................................
16
2.1 Характеристика магазина ОАО «Соседи» .............................
16
2.2 Методы исследования ...............................................................
31
3 Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметаны) ..........................................................


34
3.1 Ориентиры развития магазина ОАО «Соседи» ........................
34
3.2 Оценка эффективности продаж сметаны .................................
36
3.3 Пути повышения конкурентоспособности и ассортимента товаров ....................................................................................................

36
Заключение ...............................................................................................
40
Список использованных источников ......................................................
42

Файлы: 1 файл

kursovaya_mapketing.docx

— 218.16 Кб (Скачать файл)

Выпуск таких продуктов частично решит проблемы экономии сырьевых молочных ресурсов, использования ценнейшего вторичного зернового сырья и одновременно расширит ассортимент конкурентоспособных функциональных продуктов [6].

Таким образом, в производстве сметаны наблюдается тенденция развития семейства новых продуктов за счет новых технологий. Учитывая достижения науки о рациональном и сбалансированном питании, совершенствование ассортимента сметаны на современном этапе может быть достигнуто путем производства функциональных видов сметаны, которые дополнительно оказывают положительное воздействие на организм человека с помощью функциональных ингредиентов. Поэтому, проводя ассортиментную политику в магазине, необходимо учитывать, что потребители стремятся попробовать как можно больше новых видов сметаны, и поэтому необходимо закупать не только сметану с традиционным составом, а также сметану, изготовленную по специальным технологиям с использованием современных функциональных добавок. Но в период кризиса данный подход может оказаться неактуальным. Для успешной работы предприятию необходимо выбрать свой определенный сегмент и максимально приложить усилия для удовлетворения их желаний. Правильное проведение анализа ассортимента поможет предприятию выбрать и сделать акцент на тот продукт, который приносит наибольшую долю прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Объект и методы исследования

 

2.1 Характеристика магазина ОАО «Соседи»

ОАО «Соседи» — одино из самых крупных торговых предприятий города Могилев [12].

Главным управляющим магазина «Соседи» является генеральный директор. В подчинении у директора находятся управляющий. Он определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков, обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента.

ОАО «Соседи»  является юридическим лицом, действующим на принципах хозяйственного расчёта и самофинансирования. Имеется самостоятельный баланс, расчётный счёт и другие счета в банках.

Предприятие имеет печать со своим наименованием  и изображением герба, руководствуется Законом РБ «О предприятии», «О собственности», а также другими законодательными актами, действующими на  территории РБ, а также Регламентом, утверждённым генеральным директором предприятия.

Главными задачами предприятия является:

- хозяйственная  деятельность, направленная на получение  прибыли с целью удовлетворения  социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива  и интересов собственников имущества;

- удовлетворение  потребностей населения в товарах  народного потребления; повышение  культуры торгового обслуживания  населения;

- совершенствование  форм торговли, оказание услуг, развитие  материально - технической базы магазинов, находящихся в составе предприятия;

- достижение  наивысших результатов финансово- хозяйственной деятельности и  обеспечение самофинансирования;

- воспитание  у работников хозяйственного  отношения к собственности, высокой  трудовой дисциплины, инициативы, предприимчивости  в работе.

Для решения своей главной задачи предприятие:

- прогнозирует  хозяйственную деятельность;

- осуществляет  наблюдение за состоянием рынка  и определяет потребность населения, проживающего в районе своей  деятельности;

- заключает  договоры, контракты, разовые  сделки с поставщиками, юридическими лицами и частными предпринимателями на поставку товаров и оказание услуг;

- принимает  меры по выполнению договорных  обязательств с поставщиками;

- обеспечивает  получение прибыли и рациональное  ее распределение и использование;

- обеспечивает  сохранность собственности, рациональное  и экономное использование материальных  и денежных средств;

- создает благоприятные условия  для высокопроизводительного труда.

ОАО «Соседи» является высокотехнологичным объектом, в котором установлены автономные устройства электропитания, современная вентиляция, торговые и весовые оборудование, обеспечивающее реализацию и хранение товаров.    

Принцип работы ОАО «Соседи»  - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр товаров, любая форма оплаты, за наличный и безналичный расчет. Кроме того, технология по которой работает ТЦ «Гиппо» предполагает возможность личной отборки любого товара по наименованию и количеству.

На рисунке 4 представим карту месторасположения магазина ОАО «Соседи»:

 

Рисунок 4 – Месторасположения магазина Соседи

 

Как видно из рисунка 4 рядом с исследуемым магазином нет близлежащих других продовольственных магазинов. Расположен он в спальном районе, что является положительным фактором в его работе.

Однако есть такие магазины как «Белмаркет», «Евроопт», «Гиппо» которые располагаются в том же районе, что и исследуемый магазин.

Значительная часть товаров завозится в магазин «Соседи» с оптовых баз.  Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты, поступают в магазин непосредственно с производственных предприятий - хлебозаводов, пищекомбинатов и т.п.

Основными поставщиками являются:

1) молоко  и продукты его переработки:

- ОАО «Савушкин  продукт»

- ОАО «Бабушкина  крынка» и др.

2) хлеб и  хлебобулочные изделия:

- ОАО «Могилевхлебпром»

3) колбасные  изделия:

- ОАО «Могилевский  мясокомбинат».

Общая площадь ОАО «Соседи» составляет 13597 кв.м. Вся территория разделена на пять зон:

- торговая 5732 кв.м;

- производственная 900 кв.м;

- складская 1500 кв.м;

- зона приемки  товаров - 49 кв.м., а также административная  и прилегающая.

Предусмотрена вместительная парковка на 100 парковочных мест.

Время работы предприятия: с 9-00 до 23-00 часов без перерыва на обед и без выходных. Общая численность работников 54 человека. Пропускная способность ТЦ 1800 человек в день.

По форме торгового обслуживания это магазин самообслуживания с частичным обслуживанием через прилавок (продукция производства, колбасные изделия).

ОАО «Соседи» можно отнести к универсальный типу, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров отечественных и иностранных производителей, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Товарный ассортимент магазина формируется на год и более длительную перспективу и ежеквартально уточняется. Товары, реализуемые ОАО «Соседи» имеют высокий технический уровень, т. к. магазин подбирает товары высокого качества и имеет сертификаты качества и лицензии на реализуемую продукцию.

В ОАО «Соседи» имеет собственное производство, поэтому у покупателей всегда есть возможность приобрести по приемлемым ценам готовые продукты и полуфабрикаты, изготовленные в пекарнях, кондитерских, рыбных и мясных цехах.

Таким образом, ОАО «Соседи»  можно позиционировать как сеть магазинов (в городе Могилев - гиппермаркет), предлагающая десятки тысяч наименований товаров по приемлемой цене. Данная торговая сеть ориентируется на низко- и среднедоходных покупателей.

Расположен магазин в спальном районе рядом с дорогой в пешеходной доступности от основных конкурентов.

Исходя из представленных данных в таблице 1, можно сказать, что произошел рост по таким показателям как товарооборот (на 4748 млн.р. в 2012 году и 7891 млн.р. в 2013 году). Также увеличились расходы на реализацию в сумме, которые составляли в 2011-2013 годах 83,4%, 69,2%, 67,5% соответственно от розничного товарооборота. Увеличение составило 2550 млн.р. в 2012 году и 5153 млн.р. в 2013 году.

Прибыль от реализации в сумме выросла на 2047 млн.р. в 2012 году и снизилась на 200 млн.р. в 2013 году. Это может быть связано с тем, что рост себестоимости проходил большими темпами, чем выручка предприятия.

Прибыль в отчетном периоде выросла на 87 млн.р., а в 2012 году на 1381 млн.р.

Численность персонала уменьшилась в 2013 году на 2 человека, а в 2012 году на 1 человека.

 

Таблица 1 - Динамика экономических показателей деятельности   за 2011-2013 гг

Показатели

Ед.измер.

Год

Отклонение (+/-)

2011

2012

2013

2012 к 2011

2013 к 2012

1

2

3

4

5

6

7

Розничный товарооборот в действующих ценах

млн.р.

5 171

9 919

17 810

4 748

7 891

Себестоимость продукции

млн.р.

4312

6862

12015

2 550

5 153

Прибыль от реализации в сумме

млн.р.

679

2726

2526

2 047

-200

Рентабельность продаж

%

13,1

27,5

14,2

14,4

-13,3

Прибыль отчетного периода в сумме

млн.р.

631

2012

2099

1 381

87

Рентабельность продукции

%

14,6

29,3

17,5

14,7

-11,9

Среднесписочная численность работников торговли

чел

57

56

54

-1

-2

Производительность труда

чел./млн.р.

90,7

177,1

329,8

86,4

152,7

Фонд заработной платы

млн.р.

1915,2

2284,8

2721,6

369,6

436,8

Среднемесячная зарплата

млн.р.

2,8

3,4

4,2

0,6

0,8


 

 

Среднемесячная заработная плата за 2011-2013 года составляла 2,8 млн.р., 3,4 млн.р. и 4,2 млн.р., соответственно, т.е. имела тенденцию к увеличению. Это привело к увеличению фонда заработной платы на 369,6 млн.р. в 2012 году, а в 2013 году – на 436,8 млн.р.

Рентабельность продаж в 2012 году увеличилась на 14,4%, а в 2013 году снизилась на 13,3%.

При этом рентабельность продукции также в 2013 году уменьшилась на 11,9% и составила 17,5 %.

Таким образом, в целом деятельность магазина «Соседи» можно назвать эффективной, т.к. за исследуемый период предприятие получило прибыль, при этом было рентабельно, однако в 2013 году рентабельность снизилась, что говорит об ухудшении работы предприятия.

Одной из центральных задач торгового предприятия является расширение ассортимента и количества поставщиков, повышение качества и вкусовых достоинства продуктов питания. В связи с этим необходимо систематически и всесторонне изучать спрос населения и на его основе предъявлять промышленности и сельскому хозяйству требования выпуска товаров высокого качества и разнообразного ассортимента. Эти задачи можно успешно решить, овладев не только экономическими, организационно-техническими, но и товароведными знаниями.

В таблице 2 представим данные по структуре ассортимента молочной продукции, представленной в ОАО «Соседи»:

 

Таблица 2 - Структура ассортимента молочной продукции за 2012-2013 года

Наименование молочной продукции

Количество наименований за 2012 год, т.

Количество наименований за 2013 год, т.

%-е отношение 2013 г. к 2012 г.

1

2

3

4

Молоко

73,1

85,4

116,8

Сливки

18,6

20,7

111,3

Сметана

68,4

72,9

106,6

Кефир

65,7

66,8

101,7

Творог

59,4

54,9

92,4

Масло животное

37,1

38,2

103,0

Йогурт

25,4

23,9

94,1

Сыр

39,7

47,3

119,1

Всего

387,4

410,1

105,9


 

 

Данные по структуре реализации молочной продукции представим на рисунке 5:

 

Рисунок 5 – Структура товарооборота молочной продукции за 2013 год

 

Как видно из таблицы 2 и рисунка 5, наибольшую долю в молочной продукции составляет группа молока (21 %) и сметаны (18 %), так как пользуется большим спросом. Наименьшую долю составляет группа сливки (5 %).

Ассортиментный перечень продовольственных товаров устанавливается в соответствии с требованиями Постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 15.01.2009 № 4 «Об ассортиментных перечнях товаров».

Ассортиментный перечень ОАО «Соседи» представим в таблице 3:

 

Таблица 3 - Ассортиментный перечень продовольственных товаров ОАО «Соседи»

Вид товара

Количество разновидностей (не менее)

1

2

Молоко и кисломолочная продукция

18-35

Йогурты

30-40

Сметана

10-15

Творог и творожные изделия

15-20

Сыры мягкие, твердые, плавленые

25-50

Мороженое

15-20

Масло животное и растительное

15-30

Мясо и мясные полуфабрикаты

22-40

Птица

2-3

Колбасные изделия

15-20

Соковая продукция

70-150

Конфеты

100-200

Информация о работе Разработка стратегических рекомендаций повышения конкурентоспособности ОАО «Соседи» при продаже молочной продукции (на примере сметан