Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Хозяйственная деятельность в условиях инфляции всегда сопряжена с повышенным риском в принятии финансовых решений.
Риск, в данном случае, - это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерсант рискует многим. И в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов (справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает).
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В УСЛОВИЯХ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА 2
1.1. Виды коммерческих рисков 2
1.2. Понятие и сущность мерчандайзинга 2
1.3. Проблемы развития мерчандайзинга на современном этапе 2
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО « МИЧУРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 2
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 2
2.2. Ассортиментная, ценовая политика и взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов 2
2.3. Сбытовая политика ОАО «Мичуринский хлебозавод» 2
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В ОАО «МИЧУРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 2
3.1. Совершенствование коммерческой деятельности ОАО «Мичуринский хлебозавод» на основе создания фирменной сети. 2
3.2. Совершенствование продвижения продовольственных товаров в собственной торговой сети ОАО «МХЗ» на основе дегустации 2
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Для продвижения продуктов питания, алкоголя и табачных изделий достаточно эффективным средством являются дегустации, позволяющие опробовать товар в минимальных количествах и составить представление о соотношении качество/цена. Как показывает опыт проведения подобных мероприятий, после дегустации объем продаж (и, соответственно, размер заказа со стороны розницы на товар) увеличивается в 1,5—2,5 раза и “удерживается” на этом уровне в течение 3—5 дней, после чего продажи снижаются до прежних значений и рынку опять необходимо “взбадривание”. Особой формой продвижения товара в магазине является “лицо, оживляющее торговлю” — представитель фирмы-поставщика, работающий в качестве активного продавца в торговом зале. При этом объем продаж товара может увеличиться от 2 до 5 раз.
Открытое акционерное общество (в дальнейшем ОАО) «Мичуринский хлебозавод» является крупнейшим предприятием города, выпекающим не только хлеб и хлебобулочные изделия, но и кондитерские изделия. ОАО «Мичуринский хлебозавод» построен и сдан в эксплуатацию в 1979 году. Первый хлеб вышел из печей 1 августа 1997 года. Завод расположен вблизи станции Мичуринск-Воронежский, что позволило подвести к нему железнодорожную ветку. Это даёт возможность сократить транспортные расходы на доставку сырья, топлива, материалов. На завод вагонами доставляют сахар, соль, лотки хлебные, а в цистернах мазут, печное и дизельное топливо. Водой завод снабжается с артезианских скважин завода «МЗПК». Предусмотрен резервный водопровод со скважины станции Мичуринск-Воронежский.
Электроэнергия подаётся с городских электрических сетей, жидкое топливо поступает с Никольской нефтебазы, но с 1994 года паровые котлы и хлебопекарные печи были переведены на природный газ. Занимаемая площадь вместе с постройками составляет 1,83 га.
Площадь под застройкой - 6442 кв. м., в которую входит основной производственный корпус, складские помещения, котельная, прачечная, мазутонасосная станция, стадия перекачки конденсата, автовесовая и гараж.
Проектная мощность предприятия – 72 т/сутки. В настоящее время выпускается 22—24 тонны хлеба "Дарницкого" развесом 0,8 кг., батонов нарезных до 12 тонн в сутки, сдобных мелкоштучных изделий 1,0 - 1,2 т/сетки и 0,8 -1,0 т/сутки овсяного печенья.
В 2000 году был построен кондитерский цех, где в настоящее время вырабатывается заварное и песочное пирожное, бисквитные торты, печенье «Курабье», рулеты, кексы и т.д.
На заводе имеется несколько складских помещений, и 3-х холодильных камер. В холодильных камерах хранятся скоропортящиеся продукты, такие как яйцо, маргарин, дрожжи прессованные, масло сливочное.
Всё поступающее сырьё приходуется на склад и заносится в компьютер. Отпуск сырья со склада на производство осуществляется по товарно - транспортной накладной, написанной генеральным директором и главным бухгалтером. Кладовщик следит за правилами хранения сырья, при обнаружении порчи сообщает в лабораторию.
Организационная структура ОАО "Мичуринский хлебозавод" представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура ОАО "Мичуринский хлебозавод"
В соответствии с рисунком 1. Мичуринский хлебозавод возглавляет генеральный директор, назначенный на эту должность собранием акционеров предприятия, которое заключает с ним контракт. Он действует на принципе единоначалия и несет ответственность последствий своих действий в соответствии с федеральными законами и правовыми актами РФ и Уставом предприятия, а также заключенным с ним контрактом. Директору предоставляется право утверждать штат, назначать и освобождать от должности в установленном порядке всех своих заместителей, главного бухгалтера и других специалистов завода.
Рассмотрим обеспеченность и эффективность использования основных фондов основными фондами ОАО "Мичуринский хлебозавод" в динамике (табл. 1).
Таблица 1 – Обеспеченность ОАО «Мичуринский хлебозавод» основными фондами и эффективность их использования.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношение 2012 г. к 2010 г., % |
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. |
12922,5 |
12978,5 |
13940 |
107,9 |
Производственная площадь, м2 |
5604 |
5604 |
5604 |
100,0 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
347 |
350 |
361 |
104,0 |
Валовая продукция, тыс. руб. |
84725 |
104204 |
130840 |
154,4 |
Прибыль, тыс. руб. |
1974 |
5798 |
4765 |
241,4 |
Фондообеспеченность, тыс. руб. |
2,31 |
2,32 |
2,49 |
107,8 |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
37,24 |
37,08 |
38,61 |
103,7 |
Фондоотдача, руб. |
6,56 |
8,03 |
9,38 |
143,0 |
Фондоёмкость, руб. |
0,15 |
0,12 |
0,11 |
73,3 |
Коэффициент эффективности ОФ |
0,152 |
0,447 |
0,342 |
225,0 |
Срок окупаемости ОФ, лет |
6,5 |
2,2 |
2,9 |
44,6 |
Из таблицы видно, что показатели фондовооруженности и фондообеспеченности за три года повысились за анализируемый период на 3,7% и 7,8% соответственно. Увеличился на 43% и показатель фондоотдачи, а фондоемкость предприятия уменьшалась за 3 года на 26,7%. Коэффициент эффективности основных фондов завода увеличился более чем в 2 раза, а срок окупаемости основных фондов снизился более чем в 2 раза.
Рассмотрим динамику объемов производства основных видов продукции, выпускаемых Мичуринским хлебозаводом.
Таблица 2 - Объем производства основных видов изделий, выпускаемых ОАО «Мичуринский хлебозавод», т.
Наименование продукции |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношение 2012 г. к 2010 г., % |
Хлебобулочные изделия |
8174 |
7695 |
6946 |
84,98 |
в т.ч. хлеб |
4767 |
4459 |
4167 |
100,00 |
булочные |
2989 |
2840 |
2396 |
80,16 |
сдобные изделия в/с |
408 |
385 |
360 |
88,24 |
соломка |
2 |
2 |
4 |
200,0 |
сухари |
8 |
9 |
19 |
237,5 |
Кондитерские изделия |
249 |
241 |
237 |
95,18 |
в т.ч. печенье |
98 |
85 |
86 |
87,76 |
пряники |
117 |
121 |
120 |
102,56 |
кексы |
23 |
20 |
1 |
4,35 |
пирожные |
7 |
10 |
17 |
242,86 |
торты |
4 |
4 |
9 |
225,00 |
рулеты |
- |
1 |
4 |
- |
Всего |
8423 |
7936 |
7183 |
85,28 |
Из таблицы 2 видно, что в динамике за три года наибольших изменения произошли в производстве хлебобулочных изделий, особенно стоит отметить увеличение производства сухарей (237,5%) и соломки (200%). Что касается кондитерских изделий, то за 3 анализируемых года некоторые виды потеряли в объеме (печенье на 12,24%, кексы - более чем в 20 раз), а другие значительно выросли (пирожные в 2,4 раза, торты в 2,25 раза). Это говорит о том, что ОАО «МХЗ» изучает рыночную конъюнктуру и приспосабливает производство продукции к ней.
Рассмотрим показатели, характеризующие производительность труда на предприятии (табл. 3)
Таблица 3 - Производительность труда ОАО «Мичуринский хлебозавод».
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отношение 2012 г. к 2010 г., % |
Объем произведенной продукции, тыс. руб. |
84725 |
104204 |
130840 |
154,42 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
347 |
350 |
361 |
104,03 |
Отработано работниками: тыс. чел.-дн. тыс. чел.-ч. |
101,292 2431,0 |
98,523 2364,6 |
98,736 2369,7 |
97,48 97,48 |
Годовая выработка, тыс. руб. |
244,16 |
297,73 |
362,43 |
148,44 |
Дневная выработка, руб. |
836 |
1058 |
1325 |
158,49 |
Часовая выработка, руб. |
34,85 |
44,07 |
55,21 |
158,42 |
Условия, влияющие на производительность | ||||
Трудоемкость |
0,297 |
0,307 |
0,341 |
114,81 |
Отработано в году одним работником, чел.-дн. |
276 |
267 |
272 |
98,55 |
Среднемесячная зарплата, руб. в т.ч осн. деят. |
4323 4581 |
5023 5376 |
6731 7182 |
155,70 156,78 |
По данным табл.3 можно сделать вывод, что уровень производительности за 3 года вырос более чем на 48%, а трудоемкость произведенной продукции на 14,8%.
Рассмотрим состав и структуру затрат на анализируемом предприятии (табл. 4)
Таблица 4 – Состав и структура общей суммы затрат на производство продукции ОАО «Мичуринский хлебозавод», тыс. руб.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отнош. 2012г. к 2010г., % | |||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||||
Материальные затраты |
61520 |
100 |
65756 |
100 |
105975 |
100 |
172,26 | ||
в т.ч. сырье и материалы |
46953 |
76,32 |
50097 |
76,19 |
75994 |
76,22 |
161,85 | ||
работы и услуги сторонних организаций |
683 |
1,11 |
785 |
1,19 |
1438 |
1,14 |
210,54 | ||
электроэнергия |
2525 |
4,10 |
2374 |
3,61 |
4526 |
3,59 |
179,25 | ||
затраты на оплату труда |
1658 |
2,70 |
1874 |
2,85 |
3580 |
2,84 |
215,92 | ||
амортизация |
1099 |
1,79 |
1105 |
1,65 |
2055 |
1,63 |
186,99 | ||
прочие затраты |
8601 |
13,98 |
9805 |
14,51 |
18382 |
14,58 |
213,72 |
При анализе
себестоимости ОАО «