Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:09, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Хозяйственная деятельность в условиях инфляции всегда сопряжена с повышенным риском в принятии финансовых решений.
Риск, в данном случае, - это возможное понесение ущерба или убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерсант рискует многим. И в то же время наличие фактора риска является мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов (справедливо считается: кто не рискует, тот не выигрывает).
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В УСЛОВИЯХ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА 2
1.1. Виды коммерческих рисков 2
1.2. Понятие и сущность мерчандайзинга 2
1.3. Проблемы развития мерчандайзинга на современном этапе 2
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО « МИЧУРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 2
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 2
2.2. Ассортиментная, ценовая политика и взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов 2
2.3. Сбытовая политика ОАО «Мичуринский хлебозавод» 2
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В ОАО «МИЧУРИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 2
3.1. Совершенствование коммерческой деятельности ОАО «Мичуринский хлебозавод» на основе создания фирменной сети. 2
3.2. Совершенствование продвижения продовольственных товаров в собственной торговой сети ОАО «МХЗ» на основе дегустации 2
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Как видно из таблицы 7, в структуре реализованной продукции ОАО «МХЗ» за анализируемый период практически никаких изменений не произошло.
Рассмотрим каналы реализации продукции на анализируемом предприятии. Мичуринский хлебозавод при реализации произведенной продукции использует в основном 2 канала реализации:
Как уже говорилось
ранее, предприятие осуществляет реализацию
своих товаров через
Помимо стационарных предприятий осуществляющих закупку продукции, хлеб и хлебобулочные изделия закупают также и индивидуальные предприниматели которые производят продажу продукции посредством разъездной торговли.
Следует заметить, что ОАО «Мичуринский хлебозавод» реализует свою продукцию не только в г. Мичуринске, но и в Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском, Старо-Юрьевском районах, а также в городе Моршанске. Рассмотрим структуру реализации готовой продукции ОАО «МХЗ» (табл. 8 и рис. 3).
Таблица 8 - Структура реализации готовой продукции по городам и районам Тамбовской области.
Наименование |
Годы | |||||
2010 |
2011 |
2012 | ||||
тыс.руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Мичуринск |
14530,3 |
17,2 |
22508,1 |
21,6 |
27999,8 |
21,4 |
Мичуринский район |
36685,9 |
43,3 |
44005,3 |
42,2 |
54429,4 |
41,6 |
Петровский район |
3668,6 |
4,3 |
4428,7 |
4,3 |
5364,4 |
4,1 |
Старо-Юрьевский район |
1813,1 |
2,1 |
2188,3 |
2,1 |
3009,3 |
2,3 |
Никифоровский район |
1237,0 |
1,5 |
14890,8 |
14,3 |
21196,1 |
16,2 |
Первомайский район |
11505,7 |
13,6 |
11264,5 |
10,8 |
13214,8 |
10,1 |
Моршанск |
4202,4 |
5,0 |
4897,6 |
4,7 |
5626,1 |
4,3 |
Итого: |
84725 |
100 |
104204 |
100 |
130840 |
100 |
Рис.3 - Структура реализации готовой продукции по районам за 2010-2012 гг.
Из таблицы 8 и рис. 3 можно сделать вывод, о том, что основными рынками сбыта хлебобулочных изделий завода является г. Мичуринск, Мичуринский и Никифоровский районы, на которые в 2012 году пришлось 79,2%. Необходимо заметить и то, что структура реализации продукции по районам изменилась незначительно. Увеличение произошло в г. Мичуринске и Никифоровском районе, в то время как в других районах реализация продукции уменьшилась. Это говорит о возросшей конкуренции со стороны других производителей.
Кондитерские изделия предприятие реализует через собственную торговую сеть, а также в гг. Липецке, Тамбове и Москве. Это обусловлено тем, что продукция «Мичуринского хлебозавода» несколько дешевле чем продукция, производимая у них. Поставку кондитерских изделий ОАО «Мичуринский хлебозавод» осуществляет собственным транспортом.
Как было отмечено ранее, вторым основным каналом реализации является собственная торговая сеть. В настоящее время хлебозавод располагает 12-ю собственными розничными точками, которые расположены в городе Мичуринске, п. Донском и Кочетовке-V. Данные точки в большинстве своём являются магазинами смешенного типа, лишь малая часть из них (три магазина) являются узкоспециализированными, которые в свою очередь в скором времени планируется перевести на магазины с более широким ассортиментом.
Рассмотрим реализацию
готовой продукции в
Таблица 9- Реализация продукции ОАО «»МХЗ» через собственную торговую сеть, тыс.руб.
Наименование магазина |
Годы |
Отношение 2012 г. к 2010 г.,% | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
«Мичуринский хлеб» ул. Парковая |
1874,54 |
2185,60 |
958,13 |
51,1 |
«Горячий хлеб» ул. Гастелло |
1783,84 |
1975,46 |
2380,88 |
133,5 |
ТП «Хлеб», рядом с ж/д вокзалом |
879,58 |
987,53 |
1993,16 |
226,6 |
Магазин №3 ул. Советская |
985,99 |
1249,21 |
2704,89 |
274,3 |
Магазин №13 ул. Интернациональная |
1347,50 |
1547,59 |
1206,8 |
89,6 |
Магазин №32 ул. Советская |
1955,61 |
2471,53 |
3958,62 |
202,4 |
Магазин №54 ул. Лермонтова |
1950,21 |
2507,24 |
2526,38 |
129,5 |
«Свежий хлеб» Липецкое шоссе |
1527,15 |
1738,94 |
1830,4 |
119,9 |
«Колос» рядом с вещевым рынком |
647,87 |
798,25 |
1830,68 |
282,6 |
«Каравай» п. Донское |
854,32 |
998,26 |
1784,26 |
208,9 |
Палатка ул. Автозаводская |
981,2 |
1148,98 |
3228,19 |
329,0 |
«Булочная» (Кочетовка -V) |
1134,6 |
1254,4 |
1871,02 |
164,9 |
Итого |
15922,4 |
18863 |
26273,4 |
165,0 |
Из таблицы 9 можно сделать вывод, о том, что практически во всех магазинах, принадлежащих ОАО «Мичуринскому хлебозаводу» наблюдается рост выручки, за исключением «Мичуринского хлеба» на ул. Парковая и магазина № 13, где снижение выручки обусловлено возросшей конкуренцией со стороны других ритейлеров. Так, на ул. Парковой открылся магазин сети «Любимые продукты» и универсам «Новый», а на ул. Интернациональной – универсам «Айсберг». Увеличение товарооборота по данным магазинам происходит в основном за счет увеличения цен на продукцию и инфляционных процессов, происходящих в нашей стране.
Необходимо отметить, что почти у каждого магазина, принадлежащего собственной сети ОАО «Мичуринского хлебозавода», выгодное местоположение, в результате чего он имеет постоянных клиентов. Это также обусловлено наличием в магазинах всегда свежей продукции, что привлекает конечных покупателей.
Рассмотрим в таблице 10 и рис.4 реализацию товаров в собственной торговой сети с разбивкой по магазинам и периодам года.
Как видно из табл. 10 и рис. 3, львиная доля в собственных торговых точках хлебозавода приходится на собственную хлебобулочную и кондитерскую продукцию – 94,7%, на приобретенные товары всего лишь 5,3%. Это обусловлено тем, что большинство жителей нашего города и его пригородов рассматривают данные магазины как чисто булочные, в то время как в них в настоящее время представлены практически все группы продовольственных товаров, реализуемые в нашем городе в других торговых точках.
Таблица 10 - Реализация товаров по собственным торговым точкам ОАО «МХЗ» в 2012 году (розничный товарооборот), тыс. руб.
Торговая точка |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Итого |
«Мичуринский хлеб» |
63 |
57 |
78 |
97 |
91 |
104 |
100 |
101 |
99 |
107 |
99 |
104 |
1100 |
«Горячий хлеб» |
148 |
123 |
160 |
241 |
199 |
226 |
259 |
249 |
225 |
212 |
172 |
168 |
2381 |
«Хлеб» |
98 |
85 |
119 |
142 |
185 |
253 |
286 |
236 |
208 |
200 |
154 |
145 |
2112 |
№3 |
222 |
211 |
230 |
221 |
193 |
206 |
207 |
210 |
258 |
253 |
236 |
259 |
2705 |
№13 |
104 |
106 |
108 |
110 |
111 |
108 |
99 |
113 |
118 |
116 |
111 |
110 |
1314 |
№32 |
393 |
389 |
429 |
376 |
323 |
313 |
328 |
317 |
361 |
370 |
357 |
378 |
4335 |
№54 |
248 |
214 |
216 |
225 |
217 |
213 |
205 |
218 |
213 |
258 |
253 |
271 |
2751 |
«Свежий хлеб» |
141 |
132 |
144 |
155 |
157 |
156 |
161 |
161 |
154 |
155 |
154 |
160 |
1830 |
«Колос» |
153 |
163 |
188 |
214 |
192 |
185 |
150 |
144 |
168 |
160 |
154 |
149 |
2019 |
«Каравай» |
136 |
131 |
140 |
146 |
161 |
170 |
164 |
176 |
193 |
178 |
171 |
159 |
1924 |
«Автозаводская» |
208 |
183 |
200 |
289 |
315 |
349 |
334 |
333 |
298 |
293 |
221 |
206 |
3228 |
«Булочная» |
146 |
145 |
174 |
186 |
190 |
199 |
204 |
190 |
160 |
150 |
142 |
159 |
2045 |
Итого: |
2061 |
1939 |
2185 |
2401 |
2334 |
2482 |
2498 |
2448 |
2454 |
2451 |
2224 |
2268 |
27745 |
Собственная продукция |
1952 |
1836 |
2069 |
2273 |
2211 |
2351 |
2365 |
2319 |
2324 |
2321 |
2106 |
2147 |
26273 |
Приобретенные товары |
109 |
103 |
116 |
127 |
124 |
132 |
132 |
130 |
130 |
130 |
118 |
120 |
1471 |
Рис. 4. Динамика реализации товаров по собственным торговым точкам ОАО «МХЗ» в 2012 г.
Рассмотрим структуру реализуемых товаров в собственной торговой сети ОАО «МХЗ» в табл. 11.
Таблица 11. Объем и структура товарного ассортимента торговых точек ОАО «МХЗ» (за исключением собственной продукции).
Группа товаров |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1. Колбасные изделия и мясные деликатесы |
50 |
4,1 |
50 |
3,6 |
54 |
3,7 |
2. Алкогольные напитки |
127 |
10,5 |
150 |
10,8 |
165 |
11,2 |
3. Шоколад и сладости |
94 |
7,8 |
93 |
6,7 |
109 |
7,4 |
4. Консервы |
79 |
6,5 |
89 |
6,4 |
97 |
6,6 |
5. Рыба и морепродукты |
18 |
1,5 |
24 |
1,7 |
24 |
1,6 |
6. Сахар, крупа и макаронные изделия |
177 |
14,6 |
205 |
14,8 |
219 |
14,9 |
7. Чай и кофе |
65 |
5,4 |
78 |
5,6 |
82 |
5,6 |
8. Сигареты |
164 |
13,6 |
168 |
12,1 |
182 |
12,4 |
9. Газ. вода и соки |
139 |
11,5 |
153 |
11 |
165 |
11,2 |
10. Снэки, жвачки, леденцы |
114 |
9,4 |
150 |
10,8 |
162 |
11 |
11. Полуфабрикаты, мороженое |
93 |
7,7 |
103 |
7,4 |
110 |
7,5 |
12. Прочее |
89 |
7,4 |
126 |
9,1 |
101 |
6,9 |
Итого |
1209 |
100 |
1387 |
100 |
1471 |
100 |
Из табл. 11 видно, что ассортимент сопутствующих товаров в магазинах собственной торговой сети ОАО «МХЗ» не отличается широтой. Это связано с тем, что долгие годы данные торговые точки устойчиво воспринимались населением нашего города и района как место, где можно купить только хлебобулочные изделия. Переход на рыночные отношения выдвинул новые требования к организации розничной торговли в данных точках. так, большинство магазинов нашего города, реализующие продовольственные товары, стали включать в свой ассортимент хлебобулочные и кондитерские изделия, производимые ОАО «МХЗ». Хлебозаводу не остаётся ничего другого, как включать в свой ассортимент сопутствующие товары. Их перечень из года в год увеличивается, но объёмы реализации растёт незначительно.
Рассмотрим некоторые виды рисков, которые существуют в ОАО «МХЗ»: