Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:36, диссертация
Актуальность темы исследования. Высокий уровень конкуренции, сло-жившийся в настоящее время на потребительских рынках, требует умения продвигать отечественную продукцию в рыночную среду. Эту роль выполняют рекламные коммуникации в рамках осуществления маркетинговых действий. Реклама способна создавать не только новые сегменты потребителей, но и новый имидж государства в целом. Для Казахстана, поставившего перед собой амбициозную задачу войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эффективное использование рекламных коммуникаций и развитие умения управлять ими в условиях рынка становится стратегической и общегосударственной экономической задачей.
УДК 330.34:659.1:640.243(574-25)
АЙТЖАНОВА АЙГУЛЬ ЭДИЛОВНА
Развитие рекламно-коммуникативной деятельности
в условиях рынка
(на материалах ресторанного бизнеса г. Алматы)
08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством
(по отраслям и сферам деятельности)
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Республика Казахстан
Алматы, 2010
Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете
имени Абая
Научный руководитель: |
доктор экономических наук |
Саханова А.Н. | |
Официальные оппоненты: |
доктор экономических наук |
Есимжанова С.Р. | |
кандидат экономических наук | |
Муталиева Л.М. | |
|
|
Ведущая организация: |
Казахский национальный |
университет имени аль-Фараби |
Защита состоится 26 октября 2010 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д14.63.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук при Казахском национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык, 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета им.Абая по адресу: 050010, г.Алматы, Казыбек би, 30.
Автореферат разослан 25 сентября 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор экономических
наук
Актуальность темы исследования. Высокий уровень конкуренции, сложившийся в настоящее время на потребительских рынках, требует умения продвигать отечественную продукцию в рыночную среду. Эту роль выполняют рекламные коммуникации в рамках осуществления маркетинговых действий. Реклама способна создавать не только новые сегменты потребителей, но и новый имидж государства в целом. Для Казахстана, поставившего перед собой амбициозную задачу войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эффективное использование рекламных коммуникаций и развитие умения управлять ими в условиях рынка становится стратегической и общегосударственной экономической задачей. Однако эти возможности рекламы в республике еще до конца не изучены, что требует проведения дальнейших научных разработок в данном направлении и формирует актуальность избранной темы.
Содержание рекламы неоднозначно и привязано к особенностям функционирования отдельных отраслей. В данном аспекте наименее исследована в Казахстане сфера ресторанного бизнеса. Проблемы ресторанного бизнеса отражают все те же проблемы, которые в целом существуют в малом и среднем бизнесе Казахстана. Кроме того, надо отметить, что уровень развития ресторанного бизнеса в стране отражает степень благосостояния его населения. У этого вида бизнеса особая социально-экономическая роль, проявляющаяся в том, что он формирует национальный процесс самозанятости, предоставляет большое количество рабочих мест, обеспечивает полноценной пищей народ, освобождая ему общественно необходимое время для досуга, организует культурно-развлекательные программы и создает позитивный имидж в глазах иностранных гостей.
Тем не менее, вопросы развития рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса Республики Казахстан до сих пор остаются практически не изученными. Это усиливает актуальность темы диссертационного исследования и ее взаимосвязь с проблемами развития науки и запросами экономической практики.
Степень разработанности темы. Проблемы развития современной рекламы рассматриваются в трудах зарубежных ученых, таких, как И.В. Алешина, В. Аренс, К. Бове, Б. Борисов, Г.А. Васильев, К. Дейян, Г. Картер, Ф. Котлер, В.А. Поляков, Р. Ривс и др. Однако в трудах этих ученых особенности формирования рекламных коммуникаций в сфере рекламного бизнеса не рассматриваются и все рекомендации носят общеметодологический характер.
Спецификой функционирования ресторанного бизнеса за рубежом занимались также Н.А. Ефимова, Т.А. Олефиренко, Ю. Сала, С.В. Хмырова и некоторые другие ученые, но в их работах система рекламных коммуникаций представлена лишь фрагментарно.
Вопросы развития предпринимательской и маркетинговой деятельности поднимались в трудах таких казахстанских ученых, как Я.А.Аубакиров, С.Р.Есимжанова, Г.М.Жатканбаев, Г.М.Жусупова, Н.К.Мамыров, А.Ш.Нурсеитов, А.А.Рамазанов, К.А.Сагадиев, Г.А. Садыханова, С.С.Сатыбалдин , А.Н. Саханова, А.Н.Тулембаева, У.К. Шеденов, П.С.Шим, и др. Однако ими практически не затрагивались проблемы развития ресторанного бизнеса в стране. Лишь отдельные аспекты проблем данной сферы представлены в работах Р.А.Алшанова, И.Ю. Бенке, Н.В. Никифоровой, К.А. Сигаевой, Г.Н. Юльчиевой и др.
Все это обусловило необходимость дальнейшего комплексного и системного изучения механизма функционирования рекламных коммуникаций в сфере национального ресторанного бизнеса, способов и специфики его развития для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий общественного питания в рыночной среде, что определило цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явились изучение вопросов развития рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса Республики Казахстан, а также разработка методических рекомендаций и практических предложений по повышению эффективности их использования как инструмента совершенствования управления рекламно-коммуникативной деятельностью в конкурентной среде.
Исходя, из поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
– обоснование объективной необходимости развития рекламных коммуникаций в условиях глобального экономического кризиса;
– определение цели, принципов и основных видов рекламы, направленных на усиление конкурентоспособности предпринимательской деятельности;
– оценка опыта зарубежного управления рекламно-коммуникативной деятельностью для внедрения его прогрессивных достижений в казахстанскую практику;
– исследование современного состояния и проблем рекламно-коммуникативной деятельности субъектов национального ресторанного бизнеса;
– выбор путей преодоления проблем при помощи развития инструментов рекламных коммуникаций на предприятиях ресторанного бизнеса г. Алматы как типичных представителях ресторанной деятельности в Республике Казахстан;
– создание предложений по улучшению системы маркетинговых исследований, служащих основой определения управленческих решений в сфере развития рекламных коммуникаций;
– разработка рекомендаций по методам развития рекламных коммуникаций в отечественном ресторанном бизнесе;
– изучение экономической эффективности рекламы в ресторанном бизнесе и разработка предложений по способам улучшения ее оценки и росту результативности в Республике Казахстан.
Предметом исследования явились организация и экономические отношения рекламно-коммуникативной деятельности отечественного ресторанного бизнеса, поиск способов роста эффективности ее использования и перспектив развития в Казахстане.
Объект исследования − предприятия ресторанного бизнеса г.Алматы и их рекламно-коммуникативная деятельность.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, ученых-экономистов зарубежных стран и Казахстана, республиканские законодательные акты и директивные документы, опыт рекламно-коммуникативной деятельности, накопленный в разных странах в период функционирования рыночной экономики.
Информационной базой диссертационной работы послужили официальные данные Национального агентства РК по статистике, бухгалтерские и отчетные данные предприятий общественного питания г. Алматы, а также материалы специальных авторских исследований и разработок.
В процессе сбора, анализа и обработки данных в качестве методологии исследования были использованы диалектический подход, общенаучные принципы системности и комплексности оценки эволюции развития, методы сравнения, аналогии причинно-следственных связей, экономико-математические, кейсовые, абстрактно-логический, структурный, функциональный и другие общепризнанные методы познания, доказавшие свою состоятельность в научной практике.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– уточнены роль и предназначение рекламных коммуникаций в процессе осуществления маркетинговых действий на предприятиях, функционирующих в конкурентной рыночной среде;
– дана авторская трактовка сущности рекламно-коммуникативной деятельности, определены ее цели и принципы использования как элемента маркетинга;
– на основе изучения теории и практики организации рекламно-коммуникативной деятельности в развитых зарубежных странах предложены авторские рекомендации по способам трансферта передового мирового опыта использования рекламных коммуникаций в современную деятельность фирм и компаний Республики Казахстан;
– выявлены проблемы использования рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса г. Алматы и разработаны рекомендации по способам использования системы маркетинговых исследований с учетом особенностей функционирования ресторанного бизнеса для развития рекламно-коммуникативной деятельности в перспективе;
– определены методы активизации рекламных коммуникаций в ресторанном бизнесе Казахстана;
– конкретизированы исходные позиции и методы развития контроля над эффективностью использования затрат на рекламно-коммуникативную деятельность в сфере отечественного ресторанного бизнеса.
Научные положения, выносимые на защиту:
– уточнение сущности категории «рекламно-коммуникативная деятельность», ее целей, принципов и видов функционирования как элемента маркетинга субъектов конкурентного рынка;
– оценка зарубежного опыта и специфики использования рекламно-коммуникативной деятельности в сфере ресторанного бизнеса развитых стран;
– авторская характеристика уровня развития ресторанного бизнеса в г. Алматы, выявление и систематизация проблем использования в нем рекламных коммуникаций;
– рекомендации по применению системы маркетинговых исследований для улучшения рекламно-коммуникативной деятельности;
– предложения по способам активизации рекламных коммуникаций в национальном ресторанном бизнесе;
– расширение методов контроля за определением экономической эффективности использования затрат на организацию рекламно-коммуникативной деятельности в ресторанном бизнесе.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения и научные результаты призваны способствовать дальнейшему устойчивому развитию ресторанного бизнеса в Казахстане на основе улучшения применения рекламных коммуникаций и повышения их эффективности. Теоретико-методологические аспекты исследования могут быть использованы предприятиями ресторанного бизнеса республики и при подготовке профессионалов по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Туризм».
Практические рекомендации
диссертационной работы
Апробация результатов исследования проводилась путем изложения отдельных разделов диссертации на международных научно-практических конференциях: «Стратегия экономической стабилизации Казахстана: взгляд в ХХI век» (КазЭУ им.Т. Рыскулова, 2000); «Реформирование казахстанской экономики: уроки, теория и практика» (КазЭУ им. Т.Рыскулова, 2002); «Проблемы ускоренной экономической, социальной и политической модернизации Казахстана в свете задач, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана» (КазНПУ им.Абая, 2005); «Государственная поддержка предпринимательства, расширение и укрепление позиций малого и среднего бизнеса в странах Центральной Азии» (КазНПУ им. Абая, 2006); «Ускоренная модернизация и динамичность национальной экономики Казахстана» (КазНПУ им. Абая, 2006); «Модернизация высшего образования как залог конкурентоспособности экономики Республики Казахстан» (КазНПУ им. Абая, 2009), а также в публикациях автора, помещенных в научных источниках и в изданиях, рекомендованных ККСОН МОН РК.
Информация о работе Развитие рекламно-коммуникативной деятельности