Развитие рекламно-коммуникативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:36, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Высокий уровень конкуренции, сло-жившийся в настоящее время на потребительских рынках, требует умения продвигать отечественную продукцию в рыночную среду. Эту роль выполняют рекламные коммуникации в рамках осуществления маркетинговых действий. Реклама способна создавать не только новые сегменты потребителей, но и новый имидж государства в целом. Для Казахстана, поставившего перед собой амбициозную задачу войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эффективное использование рекламных коммуникаций и развитие умения управлять ими в условиях рынка становится стратегической и общегосударственной экономической задачей.

Файлы: 1 файл

Развитие рекламно-коммун..doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

Современный ресторанный бизнес Казахстана получил свое развитие в годы рыночных реформ и стал типичным представителем малого бизнеса и частного предпринимательства. В настоящее время в стране насчитывается более 220 тыс. предприятий ресторанного бизнеса, из которых малые предприятия составляют более 95,2% (таблица 3).

 

Таблица 3 – Показатели деятельности предприятий общественного питания

в Республике Казахстан

 

Показатели

На начало года

2009 г. , % к

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2008 г.

2005 г.

Количество предприятий, ед.

8924

14157

17415

20793

22060

107,2

247,8

Из них:

             

крупных

40

41

46

58

54

93,1

135,0

средних

1127

1132

1198

1143

1009

88,3

89,5

малых

7757

12984

16174

19592

20996

107,2

270,7

Всего посадочных мест, тыс. ед.

370,24

561,4

714,63

840,3

882,4

105,0

238,3

Из них в предприятиях:

             

 крупных

8,0

8,2

9,2

11,6

10,8

93,1

135,0

средних

112,8

125,4

138,2

115,4

109,1

94,5

96,7

малых

249,44

427,8

597,2

713,3

762,5

106,9

305,7

Товарооборот, млн. тенге

37,4

56,3

82,7

103,3

111,6

108,0

298,4

Примечание – Рассчитано автором по данным Агентства РК по статистике


 

Из таблицы 3 видно, что на долю малого бизнеса в системе ресторанного бизнеса Казахстана приходится 86,4% посадочных мест и 97% товарооборота общественного питания страны. Это определяет особую социально-экономическую роль данной сферы для экономики Республики Казахстан, поскольку она обеспечивает большое число рабочих мест и самозанятость (самообеспечение) большого количества населения. В общем, услугами ресторанного бизнеса Казахстана в 2009 г. воспользовалось 1092 тыс. человек.

Если в целом проблемы ресторанного бизнеса Казахстана являются в первую очередь проблемами малого бизнеса, то среди них есть и сугубо специфичные. Так, в развитии отечественного ресторанного бизнеса наблюдается региональная неравномерность. Наибольшие темпы его развития отмечаются в Алматинской, Кызылординской и Жамбылской областях, наименьшие – в Северо-Казахстанской и Костанайской областях. В последние годы замедлились темпы развития общественного питания в городах Астане, Алматы и Атырауской области, где проживает наибольшее (35,8%) количество потребителей ресторанного бизнеса (таблица 4).

 

Таблица 4 –  Динамика объема услуг предприятий общественного питания Республики Казахстан в 2005–2009 гг., млн. тенге

 

Области, регионы

2005

2006

2007

2008

2009

2009,  % к

2008

2005

Республика

Казахстан

37396,8

56312,6

82664,9

103268,1

111556,1

108,0

298,4

Акмолинская

1005,4

1425,4

1624,5

1629,3

2643,2

162,8

262,9

Актюбинская

1571,8

2635,8

3358,3

3723,7

4418,1

118,6

281,1

Алматинская

261,5

397,5

618,7

1004,2

1841,5

183,4

704,2

Атырауская

5800,6

9090,1

9662,4

14907,0

14185,6

95,2

244,6

Западно-Казахстанская

2472,7

4211,7

4215,9

5249,6

7362,7

140,3

297,8

Жамбылская

492,7

1312,6

1763,1

2467,6

2836,3

114,9

575,7

Карагандинская

2271,3

2728,8

3659,4

4670,1

5751,2

123,1

253,2

Костанайская

1109,6

1553,8

2303,3

2260,8

2462,8

108,9

222,0

Кызылординская

854,0

1410,7

2827,1

3460,1

5214,8

150,7

610,3

Мангистауская

2229,3

2762,7

5206,1

7747,0

8716,7

125,1

391,0

Южно-Казахстанская

1591,7

2192,8

5000,7

5009,0

6680,5

133,4

419,7

Павлодарская

724,1

1774,0

2079,0

2062,8

3280,0

159,0

453,0

Северо-Казахстанская

729,5

944,7

1229,6

1068,1

689,4

64,5

94,5

Восточно-Казахстанская

2449,2

3784,8

4924,4

5676,8

7279,1

136,1

297,2

Г. Астана

2853,7

5530,4

8159,6

11205,5

9862,5

88,0

345,6

Г.Алматы

10979,7

14556,8

26032,8

31126,5

28331,5

91,0

258,0

Примечание – Рассчитано автором по данным Агентства РК по статистике


 

Причинами спада темпов роста валовых доходов отечественного ресторанного бизнеса послужили как последствия мирового экономического кризиса,  повлиявшего на доходы определенной части потребителей, так и превышение предложения в больших городах над потребительским спросом. Возник дисбаланс  рынка ресторанных услуг. Не последнюю роль в упомянутой тенденции сыграло неумение многих казахстанских рестораторов продвигать свою продукцию на рынок с помощью рекламных коммуникаций, а также наличие таких факторов, как:

  • узкий и стандартный ассортимент, мало отличающийся от продукции основных конкурентов;
  • неумелое управление ценами, при котором цена набора из трех блюд на крупных предприятиях колеблется от 5 до 10 тыс. тенге недоступных для большого числа потребителей, а на мелких – от 1,5 до 2,5 тыс. тенге, что также оттягивает многих клиентов крупных предприятий в мелкие;
  • отсутствие особых «фирменных» блюд, способных формировать конкурентные преимущества и выступать в качестве базиса для рекламы;
  • не всегда привлекательный интерьер помещения;
  • несоответствие порой мест приготовления и хранения пищи необходимым санитарно-гигиеническим нормам, что увеличивает возможность отравления населения и сдерживает развитие потребительского спроса к продукции малых предприятий;
  • нет в наличие музыкального или иного развлекательного сопровождения;
  • отсутствие чувствительных различий во вкусе блюд малых предприятий и т.д.

Необходимо отметить, что ресторанный бизнес отличается от других видов предпринимательской деятельности набором своих услуг. Однако в научной литературе до сих пор нет четко сложившегося понятия сущности категории услуг ресторанного бизнеса. Это послужило  основой разработки авторского варианта понятия «услуги ресторанного бизнеса» и систематизации существующей специфики услуг, оказывающих влияние на организацию рекламных коммуникаций в данной сфере.

В целом доля услуг ресторанного бизнеса в ВВП Казахстана невелика (0,3%), тогда как в развитых зарубежных странах мира она порой достигает 8,4% ВНП и составляет 2,7% ВВП.  Это связано как с наличием высокой степени риска в ресторанном бизнесе, так и с общим уровнем развития экономики каждого отдельно взятого государства, а также с отношением населения к наличию услуг ресторанного бизнеса (с менталитетом и уровнем социальной культуры). В Казахстане ресторанный бизнес  в основном семейный (28,7% среди представителей частной собственности), приносящий в государственный бюджет 49% доходов от услуг данной сферы.

Наиболее яркими представителями отечественного ресторанного бизнеса являются предприятия г. Алматы, охарактеризовать которые можно данными таблицы 5.

 

Таблица 5 – Состояние  сети общественного питания, находящейся в собственности индивидуальных предпринимателей в г. Алматы

 

Территория

 

Предприятия ресторанного бизнеса, всего

Из них

рестораны

кафе

столовые

ед.

посад.

мест

ед.

посад.

мест

ед.

посад.

мест

ед.

посад.

мест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Г. Алматы

1952

61162

83

4143

165

5783

1704

51236

В том числе по районам:

               

Алмалинский

504

17772

20

1179

40

1313

444

15280

Ауэзовский

363

11126

46

2221

29

755

288

8150

Бостандыкский

444

14555

-

-

12

178

432

14377

Жетысуский

89

3354

5

268

12

356

72

2730


 

Продолжение таблицы 5

              1

  2

     3

   4

      5

    6

      7

   8

   9

Медеуский

240

6508

12

475

12

358

216

5677

Турксибский

312

7847

-

-

60

2825

252

5022

Примечание – Данные Департамента статистики Агентства РК. Алматы, 2009


 

        В целом по г. Алматы только за январь–май 2009 г. было оказано услуг на сумму 12,2 млрд.тенге, из них на долю частной собственности приходилось 89,3%. Предприятия с полным набором ресторанного обслуживания составили 48,6%; заведения самообслуживания – 1,2 %; прочие виды услуг по обеспечению населения питанием – 14 %; услуги по доставке продукции  на дом – 25,6 %, услуги по доставке пищи на предприятия других отраслей – 3%. Стабильно работали в течение 2008 – 2009 гг. лишь 63% предприятий. Это отразилось и на средних сроках функционирования многих ресторанов на рынке, жизненный цикл которых сократился на 35% (с 7 до 5,5 лет в среднем по г. Алматы  и с 5 до 2,6 лет в сфере малого бизнеса).

Опросы  рестораторов г. Алматы показали, что к услугам профессиональной рекламы и рекламных агентств они прибегают очень редко. Причинами этого были названы:

– недостаток денежных средств (82 %);

–  наличие рекламы внутри ресторана (месторасположение предприятия, дизайн и оформление зала, качество изготовления продуктов питания и красочность их визуального оформления, способы общения  с клиентами, наличие программ досуга) – 12 %;

– сложность отслеживания эффективности рекламы – 3 %;

– недоверие к рекламе у потребителей – 15 %;

–   непонимание значения рекламы в мелких СМИ, которые доходят до небольшого количества потребителей – 1,5 %.

В результате затраты на рекламу у предприятий ресторанного бизнеса

Информация о работе Развитие рекламно-коммуникативной деятельности