Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:36, диссертация
Актуальность темы исследования. Высокий уровень конкуренции, сло-жившийся в настоящее время на потребительских рынках, требует умения продвигать отечественную продукцию в рыночную среду. Эту роль выполняют рекламные коммуникации в рамках осуществления маркетинговых действий. Реклама способна создавать не только новые сегменты потребителей, но и новый имидж государства в целом. Для Казахстана, поставившего перед собой амбициозную задачу войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эффективное использование рекламных коммуникаций и развитие умения управлять ими в условиях рынка становится стратегической и общегосударственной экономической задачей.
Современный ресторанный бизнес Казахстана получил свое развитие в годы рыночных реформ и стал типичным представителем малого бизнеса и частного предпринимательства. В настоящее время в стране насчитывается более 220 тыс. предприятий ресторанного бизнеса, из которых малые предприятия составляют более 95,2% (таблица 3).
Таблица 3 – Показатели деятельности предприятий общественного питания
в Республике Казахстан
Показатели |
На начало года |
2009 г. , % к | |||||
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2008 г. |
2005 г. | |
Количество предприятий, ед. |
8924 |
14157 |
17415 |
20793 |
22060 |
107,2 |
247,8 |
Из них: |
|||||||
крупных |
40 |
41 |
46 |
58 |
54 |
93,1 |
135,0 |
средних |
1127 |
1132 |
1198 |
1143 |
1009 |
88,3 |
89,5 |
малых |
7757 |
12984 |
16174 |
19592 |
20996 |
107,2 |
270,7 |
Всего посадочных мест, тыс. ед. |
370,24 |
561,4 |
714,63 |
840,3 |
882,4 |
105,0 |
238,3 |
Из них в предприятиях: |
|||||||
крупных |
8,0 |
8,2 |
9,2 |
11,6 |
10,8 |
93,1 |
135,0 |
средних |
112,8 |
125,4 |
138,2 |
115,4 |
109,1 |
94,5 |
96,7 |
малых |
249,44 |
427,8 |
597,2 |
713,3 |
762,5 |
106,9 |
305,7 |
Товарооборот, млн. тенге |
37,4 |
56,3 |
82,7 |
103,3 |
111,6 |
108,0 |
298,4 |
Примечание – Рассчитано автором по данным Агентства РК по статистике |
Из таблицы 3 видно, что на долю малого бизнеса в системе ресторанного бизнеса Казахстана приходится 86,4% посадочных мест и 97% товарооборота общественного питания страны. Это определяет особую социально-экономическую роль данной сферы для экономики Республики Казахстан, поскольку она обеспечивает большое число рабочих мест и самозанятость (самообеспечение) большого количества населения. В общем, услугами ресторанного бизнеса Казахстана в 2009 г. воспользовалось 1092 тыс. человек.
Если в целом проблемы ресторанного бизнеса Казахстана являются в первую очередь проблемами малого бизнеса, то среди них есть и сугубо специфичные. Так, в развитии отечественного ресторанного бизнеса наблюдается региональная неравномерность. Наибольшие темпы его развития отмечаются в Алматинской, Кызылординской и Жамбылской областях, наименьшие – в Северо-Казахстанской и Костанайской областях. В последние годы замедлились темпы развития общественного питания в городах Астане, Алматы и Атырауской области, где проживает наибольшее (35,8%) количество потребителей ресторанного бизнеса (таблица 4).
Таблица 4 – Динамика объема услуг предприятий общественного питания Республики Казахстан в 2005–2009 гг., млн. тенге
Области, регионы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2009, % к | |
2008 |
2005 | ||||||
Республика Казахстан |
37396,8 |
56312,6 |
82664,9 |
103268,1 |
111556,1 |
108,0 |
298,4 |
Акмолинская |
1005,4 |
1425,4 |
1624,5 |
1629,3 |
2643,2 |
162,8 |
262,9 |
Актюбинская |
1571,8 |
2635,8 |
3358,3 |
3723,7 |
4418,1 |
118,6 |
281,1 |
Алматинская |
261,5 |
397,5 |
618,7 |
1004,2 |
1841,5 |
183,4 |
704,2 |
Атырауская |
5800,6 |
9090,1 |
9662,4 |
14907,0 |
14185,6 |
95,2 |
244,6 |
Западно-Казахстанская |
2472,7 |
4211,7 |
4215,9 |
5249,6 |
7362,7 |
140,3 |
297,8 |
Жамбылская |
492,7 |
1312,6 |
1763,1 |
2467,6 |
2836,3 |
114,9 |
575,7 |
Карагандинская |
2271,3 |
2728,8 |
3659,4 |
4670,1 |
5751,2 |
123,1 |
253,2 |
Костанайская |
1109,6 |
1553,8 |
2303,3 |
2260,8 |
2462,8 |
108,9 |
222,0 |
Кызылординская |
854,0 |
1410,7 |
2827,1 |
3460,1 |
5214,8 |
150,7 |
610,3 |
Мангистауская |
2229,3 |
2762,7 |
5206,1 |
7747,0 |
8716,7 |
125,1 |
391,0 |
Южно-Казахстанская |
1591,7 |
2192,8 |
5000,7 |
5009,0 |
6680,5 |
133,4 |
419,7 |
Павлодарская |
724,1 |
1774,0 |
2079,0 |
2062,8 |
3280,0 |
159,0 |
453,0 |
Северо-Казахстанская |
729,5 |
944,7 |
1229,6 |
1068,1 |
689,4 |
64,5 |
94,5 |
Восточно-Казахстанская |
2449,2 |
3784,8 |
4924,4 |
5676,8 |
7279,1 |
136,1 |
297,2 |
Г. Астана |
2853,7 |
5530,4 |
8159,6 |
11205,5 |
9862,5 |
88,0 |
345,6 |
Г.Алматы |
10979,7 |
14556,8 |
26032,8 |
31126,5 |
28331,5 |
91,0 |
258,0 |
Примечание – Рассчитано автором по данным Агентства РК по статистике |
Причинами спада темпов роста валовых доходов отечественного ресторанного бизнеса послужили как последствия мирового экономического кризиса, повлиявшего на доходы определенной части потребителей, так и превышение предложения в больших городах над потребительским спросом. Возник дисбаланс рынка ресторанных услуг. Не последнюю роль в упомянутой тенденции сыграло неумение многих казахстанских рестораторов продвигать свою продукцию на рынок с помощью рекламных коммуникаций, а также наличие таких факторов, как:
Необходимо отметить, что ресторанный бизнес отличается от других видов предпринимательской деятельности набором своих услуг. Однако в научной литературе до сих пор нет четко сложившегося понятия сущности категории услуг ресторанного бизнеса. Это послужило основой разработки авторского варианта понятия «услуги ресторанного бизнеса» и систематизации существующей специфики услуг, оказывающих влияние на организацию рекламных коммуникаций в данной сфере.
В целом доля услуг ресторанного бизнеса в ВВП Казахстана невелика (0,3%), тогда как в развитых зарубежных странах мира она порой достигает 8,4% ВНП и составляет 2,7% ВВП. Это связано как с наличием высокой степени риска в ресторанном бизнесе, так и с общим уровнем развития экономики каждого отдельно взятого государства, а также с отношением населения к наличию услуг ресторанного бизнеса (с менталитетом и уровнем социальной культуры). В Казахстане ресторанный бизнес в основном семейный (28,7% среди представителей частной собственности), приносящий в государственный бюджет 49% доходов от услуг данной сферы.
Наиболее яркими представителями отечественного ресторанного бизнеса являются предприятия г. Алматы, охарактеризовать которые можно данными таблицы 5.
Таблица 5 – Состояние сети общественного питания, находящейся в собственности индивидуальных предпринимателей в г. Алматы
Территория
|
Предприятия ресторанного бизнеса, всего |
Из них | ||||||
рестораны |
кафе |
столовые | ||||||
ед. |
посад. мест |
ед. |
посад. мест |
ед. |
посад. мест |
ед. |
посад. мест | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Г. Алматы |
1952 |
61162 |
83 |
4143 |
165 |
5783 |
1704 |
51236 |
В том числе по районам: |
||||||||
Алмалинский |
504 |
17772 |
20 |
1179 |
40 |
1313 |
444 |
15280 |
Ауэзовский |
363 |
11126 |
46 |
2221 |
29 |
755 |
288 |
8150 |
Бостандыкский |
444 |
14555 |
- |
- |
12 |
178 |
432 |
14377 |
Жетысуский |
89 |
3354 |
5 |
268 |
12 |
356 |
72 |
2730 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Медеуский |
240 |
6508 |
12 |
475 |
12 |
358 |
216 |
5677 |
Турксибский |
312 |
7847 |
- |
- |
60 |
2825 |
252 |
5022 |
Примечание – Данные Департамента статистики Агентства РК. Алматы, 2009 |
В целом по г. Алматы только за январь–май 2009 г. было оказано услуг на сумму 12,2 млрд.тенге, из них на долю частной собственности приходилось 89,3%. Предприятия с полным набором ресторанного обслуживания составили 48,6%; заведения самообслуживания – 1,2 %; прочие виды услуг по обеспечению населения питанием – 14 %; услуги по доставке продукции на дом – 25,6 %, услуги по доставке пищи на предприятия других отраслей – 3%. Стабильно работали в течение 2008 – 2009 гг. лишь 63% предприятий. Это отразилось и на средних сроках функционирования многих ресторанов на рынке, жизненный цикл которых сократился на 35% (с 7 до 5,5 лет в среднем по г. Алматы и с 5 до 2,6 лет в сфере малого бизнеса).
Опросы рестораторов г. Алматы показали, что к услугам профессиональной рекламы и рекламных агентств они прибегают очень редко. Причинами этого были названы:
– недостаток денежных средств (82 %);
– наличие рекламы внутри ресторана (месторасположение предприятия, дизайн и оформление зала, качество изготовления продуктов питания и красочность их визуального оформления, способы общения с клиентами, наличие программ досуга) – 12 %;
– сложность отслеживания эффективности рекламы – 3 %;
– недоверие к рекламе у потребителей – 15 %;
– непонимание значения рекламы в мелких СМИ, которые доходят до небольшого количества потребителей – 1,5 %.
В результате затраты на рекламу у предприятий ресторанного бизнеса
Информация о работе Развитие рекламно-коммуникативной деятельности