Роль агромаркетинга в активизации произвводства экологически чистой с\х продукции на примере ОАО "Первый хлебокомбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы - исследование маркетинговой деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• теоретическое обоснование производства экологически чистой продукции;
• анализ продукции ОАО «Первый хлебокомбинат»;
• оценка сбытовой стратегии через продвижение продукции ОАО «Первый хлебокомбинат»;
• предложить основные пути повышения эффективности производства хлебобулочных изделий.

Файлы: 1 файл

курсовая Люба.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФГБОУ ВПО

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Факультет   Экономический

 

Кафедра  Экономики и управления сельскохозяйственного производства

 

 

 

 

РОЛЬ АГРОМАРКЕТИНГА В АКТИВИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ С/Х ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПЕРВЫЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»)

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

Студент группы 357      Л.Н. Борисова

 

 

 

Руководитель        И.В. Гертье

к.п.н., доцент

 

 

 

Челябинск – 2012

 

Содержание

 

Введение

В последнее  время на мировом рынке появляется все больше и больше экологически чистых продуктов питания. На Западе и в Америке особым спросом  стали пользоваться исключительно  натуральные продукты питания. Специалисты отмечают, что за последние десять лет объем рынка экологических товаров увеличился в десять раз и достиг рубежной точки в 308 миллиардов долларов. Среди мировых лидеров по производству экологически чистых товаров можно выделить США, Францию, Канаду, Японию, Германию. Сейчас в сегменте мирового рынка можно встретить огромное количество товаров, произведенных из экологически чистого сырья. К таким товарам можно отнести продукты питания, стиральные порошки и смеси, моющие средства, и другие фармакологические препараты. Экологические товары во многом обязаны своей популярностью огромным рекламным кампаниям, которые сформировали культуру потребления. С каждым годом увеличивается количество видов экологических товаров. При этом стоит внимательно относится и к самим производителям такого вида продукции. Как правило, наличие слов ЭКО или БИО на этикетке не означает, что этот товар экологически чистый. Экологичность товара заключается в его свойствах, и воздействии, как на окружающую среду, так и на организм человека. Как пример, можно привести грибы. Они должны быть выращенные в природных условиях и с использованием природных удобрений, при этом из производственного процесса должна быть исключена любая химическая обработка. Только после этого товар является экологически чистым. Рассмотрим экологически чистую продукцию на примере хлебобулочных изделий.

      Хлеб и продукты хлебопекарной  промышленности играют огромную  роль в нашей жизни. Хлеб  занимает важное место в пищевом   рационе  человека,  особенно  в нашей  стране,  где  производство  хлеба  связано  с  глубокими  и   давними традициями.  Русский  хлеб  издавна  славился  богатым   вкусом,   ароматом, питательностью,  разнообразием  ассортимента.   Сейчас можно приобрести не только различные вида формового и подового хлеба,  но  и также большое количество батонообразных  изделий,  изделий  кондитерского производства, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности.

  Главная цель курсовой работы - исследование маркетинговой деятельности ОАО «Первый хлебокомбинат». Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • теоретическое обоснование производства экологически чистой продукции;
  • анализ продукции ОАО «Первый хлебокомбинат»;
  • оценка сбытовой стратегии через продвижение продукции ОАО «Первый хлебокомбинат»;
  • предложить основные пути повышения эффективности производства хлебобулочных изделий.

 Объектом  исследования выступает открытое  акционерное общество «Первый хлебокомбинат».   Предметом исследования является агромаркетинг в производстве экологически чистой с/х продукции.

В качестве методов  исследования предприятия выступают  следующие:

  • анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга;
  • прогноз деятельности предприятия после внедрения предложенных       мероприятий.

  

Глава I. Теоретические основы программы агромаркетинга

1.1 Основные понятия агромаркетинга

Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие  не является самообеспечивающим, поэтому  между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с другой – воздействовать на нее в силу своих возможностей.

Система агромаркетинга включает в себя комплекс наиболее существенных рыночных отношений и  информационных потоков, которые связывают сельскохозяйственное предприятие с рынками сбыта ее товаров (рис. 1).

Рис. 1. Схема  взаимодействия сельскохозяйственного  предприятия с внешней маркетинговой  средой

Эти две системы (внешняя и внутренняя) соединены  несколькими потоками. Фирма налаживает связи с рынком и элементами его маркетинговой среды, направляет на него информацию, продукцию сельскохозяйственного производства и услуги, а в обмен получает деньги и информацию, сырье, услуги и т.д. Система взаимодействия предприятия сельского хозяйства с внешней маркетинговой средой может быть распространена и на некоммерческую деятельность.

Таким образом, основная цель управления агромаркетингом  – поддержание соответствия между  состоянием маркетинговой среды  и адекватной ей системой маркетинговой деятельности предприятия сельского хозяйства.

В качестве управляющей  системы в процессе управления маркетингом (субъектами управления) выступают  руководство сельскохозяйственного  предприятия и его служба маркетинга. В компетенцию руководства входит следующее:

  • определение сферы деятельности (растениеводство, животноводство, переработка и так далее), территориальных границ деятельности, вида собственности и т.д.;
  • постановка общих целей предприятия (объем производства, продаж, занятие определенной доли рынка и т.п.);
  • формирование корпоративной культуры – единой системы ценностей, норм и правил деятельности, которые должны знать и соблюдать все работники.

Основным инструментом воздействия руководителя предприятия  и его маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе на целевой рынок, является комплекс маркетинга. И здесь речь идет в первую очередь об инновационной деятельности предприятия сельского хозяйства и планировании производственного и товарного ассортиментов, формировании ценовой политики, построении системы маркетинговых коммуникаций, включающей рекламу, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и личные продажи.

Комплекс маркетинга и избранный целевой рынок  берутся за основу при разработке маркетинговых стратегий. Их место  в системе управления маркетингом показано на рис. 2. Сама система управления маркетингом занимает промежуточное положение между его внешней и внутренней средой, обеспечивая их взаимное соответствие в интересах предприятия.

Рис. 2. Схема  маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия

Важнейшая задача управления агромаркетингом состоит  в активном воздействии на рынок, в частности на уровень и характер спроса, для достижения рыночных целей, поставленных перед предприятием.

Для лучшего  понимания системы управления агромаркетингом целесообразно рассмотреть соотношение маркетинга сельскохозяйственного производства и менеджмента, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Агромаркетинг – одна из важнейших сфер системы  управления предприятием, оказывающая  на нее все более активное влияние. Ориентация на концепцию маркетинга во многом определяет характер управления финансами, системой снабжения, организационным построением служб, отделов, кадровую политику.

Термин «менеджмент» охватывает всю систему управления предприятием в производственно-рыночной среде во всем многообразии ее задач.

Цель менеджмента  для административно-плановой системы  – выполнение директивного плана; для  рыночной же экономики – получение  максимума доходов от реализации производимой продукции (услуг). Таким  образом, для менеджмента в рыночной экономике жизненно важны методы и приемы распознавания и удовлетворения интересов, нужд и запросов того, кто покупает. Иными словами, нужно уметь узнавать нужды и желания потребителя и наилучшим образом удовлетворять их – и не только в отношении производства качественного товара, но и в отношении удобства его приобретения, обслуживания и т.д. В этом смысле агромаркетинг может быть представлен как интегративная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия.

Маркетинг на предприятии  сельского хозяйства – лишь часть (пусть важнейшая) системы менеджмента, и если не будут осуществляться все  другие его функции (управление производством,  кадрами,  разработка новых изделий  и т.д.), маркетинг бесполезен.

Доходы предприятия, получаемые благодаря маркетингу, конечно, должны обеспечивать нормальную его прибыльность, т.е. выручка за проданную продукцию должна покрывать все затраты и давать прибыль, достаточную для дальнейшего развития и удовлетворения иных потребностей (создание специальных фондов и т.д.). В противном случае агромаркетинг неэффективен.

Существуют  четыре системы управления агромаркетингом (рис. 3):

    • планирования маркетинга;
    • организации маркетинга;
    • маркетингового контроля;
    • маркетинговой информации.

Рис. 3. Система  управления агромаркетинга

Не следует  смешивать понятия «управление  агромаркетингом» и «управление  службой агромаркетинга». Управление агромаркетингом – это широкий  комплекс мер стратегического и  тактического характера, направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности предприятия и достижение его основной цели (удовлетворение запросов потребителей товаров и услуг и достижение на этой основе нормальной рентабельности). Для этого нужно так управлять исследованиями рынка, ассортиментной политикой, внедрением новых товаров, сбытом, рекламой и сервисом, чтобы сегодня и в перспективе товары и услуги предприятия охотно покупали по ценам, обеспечивающим ему не только возмещение всех издержек, но и возможности нормального развития. Таким образом, эффективное управление агромаркетингом требует проведения перечисленных ниже мероприятий:

  • Верно поставить цели маркетинга, оптимально увязать возможности рыночной ситуации, научно-производственный, сбытовой и сервисный потенциал предприятия. Это вопрос правильной оценки состояния рынка, состояния самого предприятия, хороших методик расчета, прогноза тенденций маркетинговой среды.
  • Правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей. Если, выводя на рынок новый товар, предприятие запоздало с рекламной кампанией, то на языке управления это означает низкое качество планирования маркетинга.
  • Разработать наиболее эффективную систему организации агромаркетинга, обеспечивающую удовлетворение интересов потребителей и достижение целей сельскохозяйственного предприятия.
  • Эффективно контролировать, анализировать и оценивать всю агромаркетинговую деятельность предприятия, постоянно корректируя ее цели, средства и методы.
  • Своевременно производить оперативное вмешательство в ход агромаркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией. Так, прекращение рекламной поддержки товара просто по причине того, что конкуренты вышли на рынок с явно превосходящим товаром – чисто оперативно-регулировочное решение (без него деньги, отпущенные на рекламу, тратились бы бесполезно).
  • Стимулировать эффективную работу всего персонала, занятого в маркетинге (вне зависимости от его принадлежности к предприятию), для получения максимальной творческой отдачи.
  • Обеспечить управляющих агромаркетинговой деятельностью объективной и исчерпывающей информацией о внешней и внутренней маркетинговой среде, о возможностях и рисках.

Все это в  совокупности и составляет управление агромаркетингом. Внутри же системы управления лежит более узкая сфера деятельности, которая, по существу, является подсистемой и играет подчиненную роль – управление службой маркетинга (она может быть и структурным подразделением предприятия).

1.2 Методы оценки эффективности агромаркетинга

Оценка эффективности  агромаркетинговой деятельности является весьма сложной задачей, и не всегда предоставляется возможность выразить количественный эффект, получаемый за счет маркетинговых мероприятий. Тем не менее, существует множество разных подходов относительно решения данной проблемы, что и позволяет выделить следующую классификацию методов оценки эффективности маркетинга [ C. 304].

Информация о работе Роль агромаркетинга в активизации произвводства экологически чистой с\х продукции на примере ОАО "Первый хлебокомбинат"