Роль маркетинга в условиях рыночных отношений. Виды маркетинга. Основные принципы. Цели и задачи маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Термин “маркетинг” происходит от английского “market”(рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее исследование рынка, спроса, запросов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. В странах с развитой рыночной экономикой покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда.

Файлы: 1 файл

маркетинг я.docx

— 70.21 Кб (Скачать файл)
  1. Роль маркетинга в условиях рыночных отношений. Виды маркетинга. Основные принципы. Цели и задачи маркетинга.

 

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Термин “маркетинг” происходит от английского “market”(рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Главное в маркетинге - двуединый  и взаимодополняющий подход. С  одной стороны, это тщательное и  всестороннее исследование рынка, спроса, запросов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой  продукции. С другой - активное воздействие  на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. В странах с развитой рыночной экономикой покупательские предпочтения являются главной движущей силой  созидательного труда.

В качестве целей маркетинговой  деятельности выдвигаются такие, как  достижение максимальной потребительской  удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

В основе маркетинга лежит  простая исходная идеи: производить  то, что хочет покупатель и что, в общем, сможет удовлетворить его  нужды, потребности и запросы, и  по той цене, которую он готов  при этом заплатить. Маркетинг - чисто  рыночное понятие. Его функция - развитие взаимодействия между производителем, продавцом, потребителем в определенных рыночных условиях, имеющее целью  получение прибыли каждым из его  участников.

Маркетинг, как неотъемлемая категория рынка, в обобщенном виде конкретизирует реальную деятельность фирмы по управлению спросом на рез-ты своей деятельности. Это управление включает в себя изучение потребности  общ-ва в выпускаемой продукции (предоставляемых  услуг) и ряд основанных на рез-тах  анализа действий. Последние направлены либо на приспособление к существующему  спросу, либо на манипулирование им и поведением потенциальных клиентов, либо на то и другое одновременно.

на рынке продавца спрос  превышает предложение, формируется  дефицит; покупатели должны прилагать  активные усилия для того, чтобы  приобрести желаемый товар; производители  озабочены только получением сырья  и производством товаров, вся  продукция у них покупается без  проблем.

На рынке покупателя, напротив, предложение господствует над спросом; покупатели имеют возможность выбирать, и проблема для них состоит  только в том, могут они позволить  себе это приобретение или нет, удовлетворены  ли они кач-вом товара и услуги именно этого продавца или надо обратиться к другому. Продавцы в свою очередь  должны активно стараться сбыть  товар: исследовать хар-р спроса, выявить сегменты рынка, убедить  покупателя в преимуществах своего товара и добиваться дифференциальных преимуществ по сравнению с другими  продавцами, расширяя диверсификацию.

Цель М – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать себя cами. М – это вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена товаров, обладающих ценностью. Исходной идеей лежащей в основе М явл идея человеческих нужд. Нужда – это чувства ощущаемой челом нехватки чего-либо. 2-ой исходной идеей М явл идея чел-их потребностей. Потребность – это нужда принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Чтобы произвести товар нужно: производство, финансы, персонал, сбыт, потребитель.

1 Принципы маркетинга. Цели и задачи маркетинга.

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требуют рынок, покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд, потребностей, запросов. Отсюда сущность маркетинга предельно коротко состоит  в следующем: следует производить  только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю “несогласованную” предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

 Нацеленность на достижение  конечного практического результата  производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара  на рынке в намеченных количествах  означает, по сути, овладение его  определенной долей в соответствии  с долговременной целью, намеченной  предприятием.

Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности фирмы, планомерного развития и достижения стратегических целей. В процессе маркетинговой деятельности решаются и другие, более частные задачи:

- обеспечение фирмы надежной, своевременной и достоверной  информацией о рынке, товарах,  потребителях и конкурентах;

- создание товара, максимально  соответствующего возможностям  фирмы;

- воздействие на потребителя,  спрос и рынок.

Основная  цель маркетинга - обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.

Для достижения этой цели необходимо достичь промежуточные цели:

- удовлетворение требований  потребителей;

- достижение превосходства  над конкурентами;

- завоевание доли рынка;

- обеспечение роста продаж (прибыли).

Виды маркетинга.

Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение нужд и потребностей.

Различают следующие виды маркетинга (в зависимости от цели);

1. Потре6ительский - изучает  товары массового спроса 

2. Промышленный - изучает  товары производственного назначения  ср-ва пр-ва, сырье, топливо, материалы 

3. Маркетинг услуг - образовательные,  бытовые, медицинские 

4. Маркетинг информации  маркетинговые исследования 

5. Международный- изучает  товары на международном рынке 

6. Некоммерческий - изучает  деятельность предприятий, не  ставящих целью получение прибыли  (фонды, общественные организации) 

7. Государственный - изучает  деятельность государства в сфере  рынка (электроэнергия, ж/д, связь,  военная промышленность)

8. Социальный - совокупность  методов осуществления социальных  программ 

Потребительский маркетинг хар-ся:

- большим числом потребителей 

- большим числом потребностей 

- меньшими затратами 

- генерированием идей 

- индивидуальной ориентацией 

- интенсивным косвенным  подходом 

- поточными продажами 

Промышленный маркетинг хар-ся:

- ограниченным числом 

- специфическим спросом 

- высокой стоимостью сделки 

- решением проблем 

- отраслевой ориентацией 

- интенсивным прямым подходом 

- индивидуализацией продаж 

По  области применения различают:

  1. Международный маркетинг
  2. Некоммерческий маркетинг (метамаркетинг)
  3. связан с управлением политическими партиями общественными и государственными органами. Объект продаж - не товар, а идеи, программы, взгляды.
  4. Микромаркетинг - маркетинговая деятельность фирм
  5. Макромаркетинг - экономическая деятельиоеть гос-ва в сфере маркетинга
  6. Социальный маркетинг - это часть маркетинга по осуществлению социальных программ

По  степени развития маркетинга различают:

  1. Распределительный маркетинг - торговая деятельность в широком смысле слова (сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.)
  2. Функциональный - система организационно-технических и коммерческих функций предприятий, связанных с пр-вом и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен
  3. Управленческий рыночная концепция управления созданием, пр-вом и реализацией товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке.

Сферы  приложения маркетинга:

1. По отраслям 

- маркетинг инвестиционных  товаров ~ маркетинг потребительских  товаров 

- маркетинг услуг 

2. По стадиям  сбыта 

- маркетинг изготовителя 

- маркетинг торговли 

3. По рынкам 

- национальный маркетинг

- международный маркетинг 

4. По прибыльности 

- прибыльный 

- неприбыльный 

В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:

1. Конверсионный маркетинг применяется при отрицательном или негативном спросе

2. Стимулирующий маркетинг применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители не заинтересованы в товаре или безразличны к нему.

3. Ремаркетинг применяется при снижающемся спросе

4. Развивающийся маркетинг применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителей желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг

5. Синхромаркетинг применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и почасовой основе

6. Поддерживающий маркетинг применяется при полноценном спросе

7. Демаркетинг применяется: при чрезмерном спросе

8. Противодействующий маркетинг применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общ-ва в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие).

 

 

 

2. Функции маркетинга.

 

Сбытовая  функция маркетинга.

1) составление планов  поставок продукции в соответствии  с договорами и контроль за  их выполнением; 

2) разработка предложений  по стимулированию сбыта продукции,  пользующейся недостаточным спросом  (наименьшим спросом);

3) разработка стратегии  рекламы по каждому виду изделия  и плана проведения рекламных  мероприятий; организация различных  видов peкламы, а также анализ  эффективности рекламы, то есть  влияние ее на рыночный сбыт  продукции; разработка предложений  по формированию стили фирмы  (фирменного стили компании: логотипы, цветовая гамма);

4) участие в различных  выставках. ярмарках, а также организации  других мероприятий по формированию  потребительского спроса;

5) методическое рук-во  дилерской службой, организация  обучении дилеров и обеспечение  их необходимой документацией  и рекламными материалами. 

Информационная (Аналитическая)

1) сбор, систематизация, обработка  и анализ всей коммерческо-экономической  информации по рынкам сбыта  продукции фирмы; 

2) анализ и прогнозирование  основных коньктурообразующих факторов  потен¬циальных рынков сбыта  выпускаемой фирмой продукции; 

3) анализ конкурентоспособности  продукции фирмы, а также расчет  емкости рынка для продукции  фирмы; 

4) разработка прогнозов  спроса по различным типам  выпускаемой продукции: 

5) исследование структуры,  состава и организации работ  сбытовой сети, обслуживающей данный  рынок; 

6) определение демографического  и географического подразделения  размещения потенциальных потребителей  продукции фирмы; 

7) выявление тенденций  в мировом пр-ве продукции по  профилю фирмы; 

8) исследование потребительских  свойств производимой продукции   сбор информации о степени  удовлетворенности ими покупателей

Производственная  функция маркетинга

1) своевременное заключение  договоров на поставку готовой  продукции, а также контроль  за поставкой; 

2) подготовка предложений  и рекомендаций к плану пр-ва  продукции фирмы; 

3) участие в определении  себестоимости новых изделий  и разработка мероприятий по  снижению себестоимости выпускаемой  продукции; 

4) разработка предложений  по созданию принципиально новой  продукции; 

5) управление кач-вом и  конкурентоспособностью продукции; 

6) осуществление мероприятий  по стандартизации и сертификации  продукции; 

7) организация и руководство  работой сервисных центров. 

Функция управления и контроля

Информация о работе Роль маркетинга в условиях рыночных отношений. Виды маркетинга. Основные принципы. Цели и задачи маркетинга